Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

Главная - О проекте - О центре - Ваши вопросы - Рекомендуем - Новые публикации


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

PayPal:
k-istine@mail.ru

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953



Оккультизм и псевдооздоровительные практики


История возникновения Цигуна

Как это не парадоксально, но в реальности "древний традиционный китайский" цигун в том виде как он есть сейчас, никогда не существовал вплоть до конца 40-х годов 20 века. Более того именно Коммунистическая Партия Китая "изобрела" цигун, равно как и Традиционную Китайскую Медицину и знаменитое кунг-фу. То, что мы знаем, как традиционно китайские вещи – по сути это новодел, созданный в 50-е годы.

Напоминаю, что эта статья является частью цикла статей по исследованию оппозиционных движений в Китае, и, в частности, секты Фалун Дафа. Данная секта существует не сама по себе как "сферический конь в вакууме". Фалун Дафа возникла в контексте "цигунного бума" в Китае в 70-е, 80-е годы ХХ века как еще одна цигун-практика. Я обязательно перейду к этапу цигунного бума, но начать стоит с возникновения цигуна вообще. Ошибка представлять себе цигун как нечто исконно-посконно традиционное и древнее. Да цигун имеет традиционные корни, уходящие как минимум на 1000 лет назад (в эпоху секты Белый Лотос), но это только корни, само же "дерево" цигуна создано в ХХ веке.

Сырьем для новодела послужили "онаученные" и очищенные от "суеверий и феодальных пережитков" духовные, физические и дыхательные практики сектантских сообществ. Тут надо быть точным, традиционные практики действительно существовали в многочисленных подпольных сектах и новодел создан именно на их основе, но то, что изучают большинство китайцев под видом цигуна, это новодел созданный на основе традиционных практик.

Традиционные практики имеют свои корни в китайских сектах, про которые я уже писал статью ранее – см. "Сектантская традиция в Китае". Причем как я отмечал в этой статье – секты всегда действовали на нелегальном поле и даже запятнали себя сотрудничеством с японскими оккупантами. Тем не менее их опыт в физических и духовных упражнениях был взят на вооружение и "осовременен", причем не кем иным как "безбожными коммунистами".

Но зачем это нужно было коммунистам? Это очень важный вопрос, и он тоже требует экскурса в историю науки в Китае вообще.

Впервые с Западной наукой Китай столкнулся только в 19 веке, когда он стал добычей европейских колониалистов. В то время китайская интеллигенция видела науку в первую очередь просто как некий массив трюков, которые позволяют создавать технологии, помогающие разбить китайские армии. Если же в свою очередь Китай позаимствует эти трюки, то он сможет соревноваться с Западом и отстаивать свою независимость.

Для китайской интеллигенции XIX века, наука виделась в первую очередь именно с её технической, прикладной стороны, а не как средство познания. Они видели науку как инструмент спасения Китая и выхода из национального унижения. Однако при этом, была популярна точка зрения что от науки надо брать только её техническую часть, а ценности и традиции должны остаться китайские. Ярким примером китайского мыслителя с подобными взглядами был Фэн Гуйфен, который писал в 1860-х годах:

"Все Западное знание происходит из математики. Каждый западник старше 10 лет учит математику. Если мы хотим принять Западное знание мы должны учить математику… Если мы дадим китайской этике и конфуцианскому учению служить нам как основе, и позволим им быть усиленными методами используемыми другими нациями для приобретения богатства и силы, не было бы это лучшим выбором?"

В форме афоризма это выражалось как 中学为本,西学为用 (zhongxue wei ben, xixue wei yong – китайское учение как основа, западное учение для практического использования).

Позднее, после краха Империи, а затем Республики, влияние науки выросло еще больше. Наука стала не просто набором магических трюков, но также еще и способом взгляда на мир и чуть ли не единственной возможностью национального спасения. Параллельно с этим, Первая мировая война оттолкнула многих китайских интеллектуалов от преклонения перед Западом, так как они увидели, что просвещенные народы истребляют друг друга.

История развития медицины в Китае, напрямую перекликается с развитием науки. До появления Западной медицины в 19 веке, в Китае не существовало централизованной медицинской системы. Не было единой системы обучения, дипломов и прочего. Были локальные целители и лекари, занимающиеся траволечением и сектантскими практиками, обильно приправленные колдовским и религиозным антуражем. Также был ряд практик, которыми лечили императоров и аристократию, эти практики берут свое начало в даоизме, буддизме и в китайских магических представлениях о потоках энергий в теле и во Вселенной. В 19 веке появились первые врачи, обученные по западным стандартам, зачастую за рубежом. Эти "западные врачи" по понятным причинам принадлежали к "западной" части китайской интеллигенции. Главной их проблемой была их малочисленность.

Уже, когда коммунисты пришли к власти, на пару десятков тысяч "западных" врачей, приходились сотни тысяч "народных" лекарей. По вполне очевидным причинам всю эту массу лекарей нельзя было просто так объявить реакционерами-суеверами и поставить их вне закона. Лечить людей кому-то было надо.

К тому же, в среде китайской интеллигенции, в том числе коммунистической, произошел раскол на "западников" и "националистов". Западники считали, что надо бороться с суевериями и продвигать западную медицину. Националисты считали, что нужно хранить традиции предков и создавать свою собственный уникальный путь в науке, потому что в традиционных техниках и искусствах "что-то есть".

Как компромиссный вариант было решено собрать все имеющиеся данные о традиционной китайской медицине, систематизировать их, исключить все религиозные элементы и потом внедрять этот очищенный и одобренный новодел.

Я не буду заострять внимание на ТКМ, кунфу и тайцзы и перейду сразу к цигуну и истории его возникновения.

***

Читайте также по теме:

***

История появления и развития современного цигуна

Первооткрывателем современного цигуна стал мелкий чиновник из провинции Хэбэй по имени Лю Гуйчжен (刘贵珍. Лю Гуйчжен родился в 1920 году, в 1944 вступил в компартию и работал в коммерческом офисе, аффилированном с коммунистическим правительством в освобожденной зоне южного Хэбэя. С 1940 он стал страдать от гастрита и бессонницы и его вес упал до критически низкого уровня, поэтому он взял отпуск по болезни в 1947 году и уехал в свою родную деревню в Dasizhuang (префектура Вэй, южный Хэбэй).

В этой деревне его стал лечить дядя по отцу Лю Дучжоу, который был мастером "дисциплины внутренней культивации" (內养功 Neiyanggong), которая берет свое начало от основателя Хао СянУ во времена династий Мин и Цин. После стодневного лечения Лю Гуйчжен почувствовал значительное улучшение, бессонница прошла, и он набрал вес.

Первооткрывателем современного цигуна стал мелкий чиновник из провинции Хэбэй по имени Лю Гуйчжен

Первооткрывателем современного цигуна стал мелкий чиновник из провинции Хэбэй по имени Лю Гуйчжен

Вернувшись на работу, он стал с воодушевлением рассказывать о чудесной методике всем своим друзьям и коллегам и в том числе своему партийному секретарю Чен Юйлиню (Cheng Yulin). Хотя, как я уже отметил выше, многие китайские элиты в то время были сторонниками научного подхода и западной медицины, тем не менее традиционная китайская медицина продолжала быть национальной гордостью многих китайцев. Также личный опыт многих китайских партизан в годы войны, тех, кто был долгое время отрезан от благ цивилизации и выживал в горах, лесах и мелких деревушках (в то время Китай был преимущественно сельской страной), подтверждал, что традиционная китайская медицина в отдельных случаях может помогать при ранениях и заболеваниях, столь частых в походной жизни.

Чен Юйлинь отправил Лю Гуйчжена обратно в деревню чтобы он стал учеником Лю Дучжоу и даже дал ему деньги на покрытие его расходов. После обучения Лю Гуйчжен обучил методу своих коллег и был отправлен обучать в санаторий для кадров КПК. Местные руководители присоединили к нему группу докторов с целью систематизации опыта. Группа врачей во главе с доктором Хуан Юетхинг (Huang Yueting), директором Исследовательского Офиса Департамента Здравоохранения южного Хебея, занялась извлечением "чистого" метода дисциплины внутренней культивации, "очищенного" от всех религиозных суеверий и "феодальных пережитков". Цель была выделить "чистый" цигун без всяких религиозных примесей.

3 марта 1949 года, Хуан Юетхинг на рабочем собрании объявил о результатах своей работы и о официальном возникновении термина "цигун" (气功 qigong), который означал лечебные техники, изученные его врачебной командой под его руководством.

Хотя целью исследования было подвести научный базис под древние техники и вычленить все религиозное, измененный цигун в своей основе остался тем же. Основной упор делался на "тройную дисциплину" - тела, дыхания и ума. Много внимания уделялось "чувству энергии ци". Цигун предполагалось практиковать ежедневно в определенное время, определенном месте и лицом в определенном направлении. Также сохранились все движения и чтение мантр. Так что в своей основе цигун сохранил свое традиционное содержание, изменился только текст мантр. Например, вместо традиционной мантры: "Когти золотого дракона, сидящего в медитации в комнате Чан", предполагалось читать: "я практикую сидячую медитацию для лучшего здоровья".

После образования КНР в 1949 г. в 50-е годы встал вопрос о вхождении адептов традиционной китайской медицины в официальную медицинскую систему КНР на равных правах с "западной медициной". Причина была в том числе и в широкой доступности ТКМ, по сравнению с западной медициной. На тот период на 500 миллионное население приходилось 12 000 "западных" врачей и почти 400 000 представителей ТКМ. В связи с этим на Первой Национальной Конференции по Здравоохранению в июле 1950, Го Можо заявил: "Китайская медицина должна учить научное знание Западной медицины, а Западная медицина должна учить универсальный, популярный дух Китайской медицины…"

Го Можо

Го Можо

В первой половине 50-х годов было проведено множество исследований, подобных тому, что я описал выше, по интеграции традиционных китайских знаний и западной научной мысли.

Также, еще один немаловажный аспект, в то время очень сильно политизировались все аспекты жизни и через серию дебатов как-то так вышло что китайская медицина стала символизировать китайский национализм и популизм, а западная медицина стала символизировать элитарность и ориентированность на внешний мир.

В 1954 в Женминь Жибао даже появлялись статьи, которые критиковали последователей западной медицины за "приверженность буржуазным концепциям" и за "неуважение к медицинскому достоянию Родины".

Тем не мене в 50-е цигун еще не был широко известен. Чен Юйлинь, тот самый партийный секретарь который направил Лю Гуйчжена на обучение цигуну, к тому времени стал партсекретарем города Таншань, где он создал санаторий на 100-койкомест (唐山气功疗养所) и передал его Лю Гуйчжену и его команде. Сам Лю Гуйчжен несколько раз ездил в Пекин, где он представлял результаты своих практик высшим представителям власти. 19 декабря 1955 года, Национальное Министерство Здравоохранения официально поблагодарило его за его доклад, и он был отмечен в Женминь Жибао. Сам Мао Цзэдун назвал его "продвинутым работником" и он удостоился личной встречи с такими чиновниками высшего ранга как Лю Шаочи, Чен И и Ли Фучун (Liu Shaoqi, Chen Yi, и Li Fuchun).

Влияние этих лиц было, можно сказать, решающим. Что является характерной чертой этого времени, это то что цигун был не просто наследием предков, а еще это было и новейшим завоеванием революции. При всех нападках и обвинениях в "средневековых суевериях", защитники цигуна могли заявить, что цигун это не суеверие, а новейшее объединение научного подхода западной медицины и китайских народных знаний, и что сам товарищ Лю Шаоци поддерживает эти начинания.

Цигун лечебница в Таншане

Цигун лечебница в Таншане

Цигун лечебница в Бэйдахэ

Цигун лечебница в Бэйдахэ

Все это позволило цигуну получить стремительное развитие. В 1957 на правительственном курорте Бейдахэ был создан центр по обучению цигуну для высших партийных членов (北戴河气功疗养院). И еще было создано несколько подобных центров по всей стране, в том числе в Шанхае. Центр в Бейдахэ в год обучал до 3000 пациентов, создавались курсы цигуна для введения его во всей стране. Возникновение и рост цигуна в период с 1949 по 1964 шли как раз вместе с Большим Скачком и были частью политики противостояния Западу. Именно в этот период закладывались основы для бума цигуна после Культурной Революции.

Мао Цзэдун и Лю Шаочи

Мао Цзэдун и Лю Шаочи

Стремительный рост цигуна был оборван Культурной Революцией. Лю Шаочи стал врагом, а так как он поддерживал цигун, то и цигун лишился защиты. Пресса стала атаковать цигун как "феодальный пережиток", "мусор истории", "идеализм" и так далее. Сам основатель цигуна Лю Гуйчжен был обвинен как "создатель ядовитого семени цигуна", его исключили из партии и отправили исправляться на ферму в Шанхайгуане. Центр цигуна в Бейдахэ был закрыт, а его сотрудников отправили чистить общественные сортиры.

Но на этом как вы понимаете история цигуна не закончилась. После окончания Культурной Революции цигун "возродился из пепла" и в стране произошел настоящий "цигунный бум", на пике которого и вырос Фалунгун. Об этом далее....

Алексей Попов

Живой Журнал - 31.05.2016.

История "цигунного бума" в Китае

В прошлой статье "История возникновения цигуна", я описал как якобы "древний, традиционный цигун", по сути, был воссоздан заново на основе китайских сектантских практик. Быстрый взлет цигуна был внезапно оборван Культурной Революцией, но история цигуна на этом не закончилась и после Культурной Революции в Китае вспыхнула настоящая "лихорадка" повального увлечения цигуном. Об этом в данной статье.

Напоминаю, что данная статья является частью цикла статей про китайскую оппозицию и про запрещенную в Китае секту Фалунь Дафа, в частности. Данная секта не является "вещью самой в себе", она имеет корни в богатой сектантской традиции Китая (см. статью "Сектантская традиция в Китае"), а также произрастает из цигуна и является по сути одной из множества цигунных практик.

В данной статье я рассмотрю, как запрещенный было цигун вдруг расцвел и обрел массовую популярность. Как из "свеженького" новодела вдруг выделились десятки если не сотни школ, и я вплотную перейду к периоду возникновения Фалун Дафа. Только тогда внимательному читателю, следившему за всеми моими статьями, станет понятен исторический контекст и общественная атмосфера, в которой возникновение секты подобной Фалунгуну стало возможным.

После окончания Культурной Революции, цигун получил второе рождение. Но если до Культурной Революции он преподавался исключительно в санаториях для партийных кадров, то сейчас он стал преподаваться в общественных парках. Причиной бума цигуна в 80-е годы в Китае, стала целая комбинация причин. Это были и мастера цигуна, получившие образование в 50-е и 60-е годы в санаториях, и "научное подтверждение существования энергии Ци, и, конечно, воля китайских элит, желавших использовать цигун как часть своего "уникального китайского пути".

Первым преподавать цигун в парках начала Гуо Линь (郭林 Guo Lin) в начале 70-х.

Первым преподавать цигун в парках начала Гуо Линь (郭林 Guo Lin) в начале 70-х.

Первым преподавать цигун в парках начала Гуо Линь (郭林 Guo Lin) в начале 70-х. Рожденная в 1909 в провинции Гуандун, она, как сообщает обучалась цигуну от своего даоистского деда. В 1949 она заболела раком, пережила операцию, однако в 1959г. рак вернулся снова, и она занялась самолечением с помощью старинных техник. В течение десяти лет самолечения ей удалось избавится от рака, и воодушевленная успехом она решила посвятить жизнь распространению своей методики, которую она назвала "метод дыхания ветром" (风呼吸法feng huxifa). Свое первое занятие она провела в парке в 1971 году. В то время её действия встречали сопротивление властей, она наталкивалась на критику, периодические аресты её самой и её учеников. Тем не менее её страстное служение своей идее, и сила воли позволили продолжать ей преподавать в разных парках и даже издать свою книгу "Новый метод лечения через цигун" в 1975г.

Наконец, в 1977г. её усилия получили поддержку высших кадров, её пригласили в Пекинский Педагогический Университет. После смерти Мао Цзедуна, Гуо Линь предоставила 100-страничный доклад Министерству Здравоохранения, в котором говорилось что цигун может излечивать рак и предлагал метод лечения, основанный на объединении цигуна и западной медицины. Она стала давать регулярные курсы цигуна в упомянутом выше Педагогическом Университете, а также она была приглашена давать лекции одном из самых престижных университетов Китая – Университете Циньхуа, Пекинском госпитале №6 и Медицинской Школе в Циндао.

Гуо Линь неосознанно для себя создала модель поведения для последующих мастеров цигун, а также возродила связи высшей власти с мастерами цигуна, правда уже не на институциональной, а на личной основе мастера с его патроном во власти.

Вторым важным элементом, породившим бум цигуна в 80-х, стало научное доказательство существования "внешней ци". Автором этого доказательства стала исследователь Гу Ханьсен в Шанхайском Институте Атомных Исследований которая работала над радиоэлектроникой.

Гу Ханьсен в 1977г. познакомилась с техникой цигуна и своими глазами увидела, как парализованные люди после серии занятий встают на ноги и как вылечиваются болезни. Воодушевленная этим опытом она решила научно подтвердить существование энергии ци. Она организовала и провела ряд экспериментов, которые дали утвердительные результаты.

Опубликованные результаты дали взрывной эффект. Если ранее, несмотря на все попытки ввести научный подход, цигун все-таки рассматривался как средневековое колдовство, то теперь под него был подведен научный базис. Кроме того, в 1975 году генсек Чжоу Эньлай начал компанию "Четырех Модернизаций", которые должны были скомпенсировать всеобщую политизацию времен Культурной Революции. В ходе "Четырех Модернизации" в 1978г. было начато "патриотическое движение здоровья".

Трудно переоценить значение открытия Гу Ханьсен для движения цигуна. Из важного, но старого наследия предков, цигун моментально вышел на передовой край современной науки в полном соответствии с духом "Четырех Модернизаций". Любой защитник цигуна теперь мог апеллировать к научно доказанному существованию энергии ци. Несколько важных фигур в политическом мире Китая обратили пристальное внимание на открытие Гу Ханьсен и это немедленно обеспечило властную поддержку всего цигуна в целом.

В 1980г. Санаторий Цигуна в Бэйдахе был вновь открыт, и первооткрыватель цигуна Лю Гуйчжен, пострадавший в годы Культурной Революции стал его директором. В сентябре 1979г. была проведена первая научная конференция по цигуну, под патронажем Министерства Здравоохранения и Национальной Ассоциации Науки и Технологии. На конференции было решено создать всю необходимую инфраструктуру по научному исследованию цигуна. Эксперименты Гу Ханьсена были показаны по телевиденью и о них печатались статьи в массовых научно-популярных журналах.

Если до Культурной Революции цигун был преимущественно только для элиты, то после Культурной Революции, цигун стал массовым движением. После массового освещения в СМИ Гуо Линь и её истории, тысячи больных людей стали стекаться в Пекин в её поисках. В итоге цигун по её методике стал преподаваться в более чем двадцати китайских городах.

Цигун легко привлекал внимание китайских СМИ. Цигун это было волнующее, позитивное, неполитичное движение с харизматичными лидерами. Про него писать было безопасно, а истории неизменно пользовались успехом. Постепенно сложился тренд обращать внимание на то что у некоторых лиц практикующих цигун стали появляться паранормальные способности или сверхсилы (特异功能 teyi gongneng) типа сверхчувствительности, телепатии, левитации, невероятной физической силы и так далее. Это привлекало дополнительный интерес.

Среди чиновников высшего ранга, поддерживавших цигун, можно назвать – Цян Сюесень (Qian Xuesen) – отец китайской атомной бомбы и вице-президент Национальной Ассоциации Науки и Научной Комиссии Национальной Обороны. Лю Бинкуй (Lu Bingkui) важный игрок на поле китайской медицины. У Шаоцзу (Wu Shaozu) важная фигура в спорте. Особенно важен был бригадный генерал Чжан Чженхуан (Zhang Zhenhuan), чьи функции были преимущественно военными. Возможно, когда-нибудь мы узнаем о секретных экспериментах по внедрению цигуна в армии, так как перечисленные выше патроны цигуна, были, по сути, в самом ядре НОАК и китайской ядерной программы.

Итак, комбинация трех элементов – научного базиса, журналистского и массового энтузиазма и политической поддержки позволила выйти на свет новым "суперзвездам" - мастерам цигуна. В 1993 году вышла "Энциклопедия Современного Китайского Цигуна", которая перечисляет около 500 мастеров, с большим или меньшим числом последователей, появившимися в годы цигунного бума.

Стоит отметить, что из этих мастеров меньшинство относит себя к школе Лю Гуйчжена перед Культурной Революцией, почти четверть относит себя к дореволюционным школам и практикам, которые передавались от учителя к единственному ученику на протяжении поколении. То есть в это время мастера уже не боялись запятнать себя связью с "феодальными пережитками". Скорее наоборот это было в какой-то мере престижно.

Мастера цигуна реально стали звездами. Билеты на их массовые цигун лекции и сессии продавались десятками тысяч. Они выпускали литературу. Их методикам обучались десятки миллионов поклонников. Самые известный из них это Янь Синь (Yan Xin), который имел личную поддержку упомянутого выше генерала Чжан Чженхуана и проводил "гастроли" со своими "лечебными лекциями", на которые собирались десятки тысяч человек, как на концерты какой-нибудь рок-звезды.

Типичный пример - одна знаковая фигура этого времени Чжан Хонбао (Zhang Hongbao), создал свою цигун-империю, свой бренд 中功-Zhonggong который в китайском языке созвучен с словом КПК (中共 Zhonggong), массово продавал книги, аудио и видеокассеты с методикой, а также имел до 30 миллионов последователей. Средняя зарплата рабочего в то время была 500 юаней, 6-дневный курс стоил 74 юаня, учитывая число последователей можете сами примерно прикинуть количество денег, которые зарабатывал Чжан Хонбао на своем цигун-бизнесе, и ведь он был только один из многих ему подобных учителей.

То есть как мы видим к концу 80-х годов, цигунский бум породил массовое движение, вовлекшее сотни миллионов людей по всей стране. По некоторым оценкам цигун в той или иной степеи практиковал каждый пятый китаец. Возникли сотни мастеров с множеством поклонников, в отдельных случаях насчитывавшими десятки миллионов человек. Цигун поддерживался на самом высоком уровне, и пропаганда рассматривала его как инструмент строительства "социализма с китайской спецификой". Цигун это был свой особый путь в медицине. Путь, подчеркивающий особенность, уникальность и передовой характер Китая в мире.

Многие из мастеров, поднявшихся в 80-е продолжают сохранять свой авторитет и в наши дни. Самый свежий пример – глава госбезопасности, осужденный за коррупцию при Си Цзинпине Чжоу Юнкан, кроме получения взяток, также обвиняется в том, что он передавал секретные документы и сливал государственные секреты своему личному мастеру цигуна Цао Юнчжену, который получил известность в 80-е годы, за свое развитое в ходе цигуна паранормальное умение видеть прошлое, настоящее и будущее других людей.

Данному мастеру, после скандала с Чжоу Юнканом, газета South China Morning Post посвятила статью, в которой говорится, что Цао Юнчжен жил в роскошном особняке в классическом стиле в историческом центре Пекина (район Хоухай), стоимостью 100 миллионов юаней. К нему как минимум 4 раза наносили визит главы провинциального уровня. Также, по его словам, он лично встречался с более чем 600 чиновниками высшего ранга.

Причину такой популярности цигуна среди офицеров госбезопасности я вижу прежде всего в том, что изучение цигуна еще с 50-х прочно ассоциировалось с китайским национализмом. И сейчас увлечение цигуном это типичная черта китайских интеллигентов патриотическо-почвенной направленности. Учитывая высокий уровень национализма среди военных (хоть в Китае, хоть в любой другой стране), неудивительно их "особое" отношение к изучению цигуна.

Именно на фоне этого массового энтузиазма, впрочем, к середине 90-х уже идущему на убыль, возникла цигун-школа фалунгуна. Причем можно отметить, что на фоне гигантов преподавания цигуна типа вышеупомянутых Чжана Хонбао и Янь Синя, фалунгун не выглядит чем-то супервыдающимся. Да он был крупным, но довольно средним по численности и вполне обычным по содержанию. Тем не менее именно фалунгун стал самым скандальным и единственным запрещенным цигун-движением.

Что характерно – Фалунгун возник в начале 90-х годов, уже на излете "цигунного бума". Популярность цигуна в то время уже начинала падать и государство этому активно помогало по своим причинам. Вал репрессий против Фалунгуна также вписывается в контекст угасания массового интереса к цигуну.

Алексей Попов

Живой журнал - 01.06.2016.

 

 
Читайте другие материалы раздела "Оккультизм и духовно опасные псевдооздоровительные практики"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru