Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Оккультизм и псевдооздоровительные практики


Ученики чародеев: О чем молчат масоны?

Есть в православном обиходе тема, которая для одних словно бы неприлична, а у других вызывает возбуждение и бойцовский задор. Это тема масонства. В этой области предостаточно мифологии. Между тем в интернете есть официальные сайты масонских лож России, имеются книги с исследованиями их деятельности. Может, не такое оно и тайное, это масонское сообщество? О "вольных каменщиках", мифических и реальных, рассказывает Алексей Иванович Болдырев, доцент кафедры русской философии философского факультета МГУ.

Хранители

Для того чтобы разговор о масонстве был более-менее серьезным, надо попытаться дать определение, а что это такое? Хотя бы в самом общем виде. Формально это не религия, и, вместе с тем, это нечто "религиозное", в особенности связанное с христианством; есть в масонстве представления и о Боге, об Абсолюте, об аскетике, о молитве... Только все эти представления словно разбросаны на поле широкой религиозной свободы – кто что подберет. В ряде случаев масон может быть и пантеистом, и деистом, и даже считать себя православным. Русские масоны XIX века, например, опирались в своих духовных исканиях на Библию, святоотеческие писания, а также некоторые обновленческие течения западного христианства и мыслителей, стоящих вне прямой церковной традиции.

 

Масонов не назовешь клубом по интересам, поскольку они не ставили своей целью развлечься или просто обменяться мнениями. Это и не политическая организация в её чистом виде. По крайней мере, в русской масонерии до XX века эзотерическое всегда доминировало над политическим.

Так, путем перебора разных понятий можно прийти к выводу, что масонство – это особое религиозно-нравственное движение. Такое определение при всей его абстрактности вернее всего выражает как близость к мистике и эзотерике, так и стремление к нравственному совершенству масонов. Их цель – самопознание, самосовершенствование, через приобщение к тайным знаниям о мире, Боге и человеке, но, главное, к специфической посвятительской практике (инициации). Брат масон должен быть просвещенным, добродетельным, духовно развитым гражданином не столько своей страны, сколько всего мира. И всех, достойных посвящения, он должен вести к просвещенности, добродетели и духовному развитию.

Собственно, масонство в его современном виде и возникло на волне эпохи Просвещения, когда авторитет Церкви был по многим причинам не просто подвергнут сомнению, но в значительной степени утрачен. Вся Европа буквально в одночасье покрылась сетью тайных обществ. В России, например, в результате петровских реформ вестернизированное дворянство оказалось оторвано от Церкви, и без того ослабленной предшествующим расколом, а священник стал, по слову Пушкина, "не вхож в порядочное общество". И православная практика духовного устроения личности казалась нашим дворянам чем-то весьма архаичным, грубым и годным разве что для простонародья.

Авторитетным для аристократов сделалось Знание с большой буквы, которое отнюдь не отвергает светские "науки, искусства и ремесла", и, вместе с тем, "спасает" от наскоков всяческого вольнодумства и атеизма все ещё драгоценные для многих истины о бытии Божьем и бессмертии души. Представления о происхождении этого самого Знания черпались из самых разнообразных источников, создавая духовную сумятицу и ничем не ограниченную самонадеянность. Ведь корни масонского знания тайны и сокровенны, а, значит, не всем доступны. К слову пришлись "мудрость египетских жрецов", христианских гностиков, традиции легендарных тамплиеров или, например, еврейское средневековое мистическое учение Каббала. Поддерживалась фантастическая концепция, что все эти тайны чудесным образом передавались из поколения в поколение и, в конечном счете, дошли до масонов. Для чего надо было выстраивать такую генеалогию масонских идей?

Масоны были ловцами душ. Да и всякая, даже самая тайная организация нуждается в притоке свежей крови и в силу этого вынуждена как-то открываться миру. Спертый воздух сектантской замкнутости неизбежно обрекает на маргинальность и духовное вырождение. Поэтому масоны, рекрутируя в свои ряды, часто для вящей популярности подделывали древние акты, старинные рукописи, доказывая свое древнее происхождение: "Идите к нам, мы знаем то, что не знает никто, ибо в профанной культуре все это давно утрачено"! В конечном счете, в ряде организаций заявили, что они наследники еще Первоадама. Что якобы Адам в раю получил высшее знание от Бога, которое не было до конца забыто после грехопадения. И среди многочисленных адамовых потомков, рассеянных Богом по всему лицу земли после вавилонского столпотворения, это тайное знание по цепочке передавалось из поколения в поколение. Масон Иван Перфильевич Елагин, статс-секретарь императрицы Екатерины Великой писал, что знание масонства "та самая премудрость, которая от начала мира у патриархов и от них преданная, в тайне священной хранилась в храмах халдейских, египетских, персидских, финикийских, иудейских, греческих и римских и во всех мистериях или посвящениях еллинских...". Далее перечисляются почти все известные к тому времени духовные традиции человечества. Таким образом, масоны высказали претензии на обладание универсальным подлинно эзотерическим знанием. Именно масоны, дескать, владеют эффективными технологиями преображения падшей природы человека.

Но почему религиозно-нравственное движение, казалось бы проповедующее всем известные христианские добродетели, филантропию – вдруг тайное? На этот вопрос не так просто ответить. Есть объяснения социально-исторические, психологические, есть и метафизические. Но, даже не углубляясь в них, а апеллируя к здравому смыслу, можно утверждать: человеку всегда нравилось таинственное. Кто из нас с детства не любил секретов? Мир полон интересных загадок, да и сам для себя человек, кажется, навсегда останется притягательной и неразгаданной тайной. И вот создаются разные группы эзотерической направленности, на знамени которых прямо по Достоевскому написано: чудо, авторитет, тайна. Своего рода ролевая игра в сокровенную истину. Не случайно масоны так внимательно относятся к ритуально-магической стороне своей деятельности, которая и составляет их основной секрет. Тайные знаки, тайные обряды... Князю Ивану Лопухину, сенатору и приближенному лицу императора Павла I было мало чисто масонской таинственности. Разрабатывая ритуалы в своей ложе, он даже старался соединить их с таинствами православной литургии.

Есть еще версия, что тайные эзотерические общества возникают как результат неустранимого духовного неравенства. Люди незаурядные ищут общения с себе подобными, по возможности изолируясь от всех прочих. Как писал Уильям Блейк (который также имел отношение к эзотерическим обществам):

"Общаться благородные умы должны бы лишь друг с другом

Ибо где он, тот, стойкость чью нельзя поколебать?".

То есть, общаясь с менее благородными умами, ты якобы жертвуешь качеством своего сознания.

Каменщики

Масоны с самого момента своего возникновения довольно жестко конкурировали между собой. Но все они имеют, судя по всему, общее происхождение.

Одна из наиболее авторитетных версий гласит, что масоны в действительности родились из братства вольных каменщиков – организации строителей, которая по всей Европе строила католические храмы. Откуда, собственно, и название: масон значит каменщик. Оттуда же и весь их строительный символизм. Масонские цеховые организации были закрытыми, секреты мастерства не передавались просто так, человеку со стороны. У вольных каменщиков тоже были свои ритуалы посвящения, символы принадлежности к ремеслу и цеху.

Предполагают также, что в эпоху Просвещения в цеховые организации каменщиков стали проникать люди с идеями эзотерическими, чтобы придать этим идеям весомость и организационную оформленность с помощью почтенного и авторитетного сообщества. Так реальное, т.е. оперативное масонство наполнилось специфическим духовным смыслом, превратившись в масонство спекулятивное (умозрительное). Обычно называют дату рождения масонского движения – 1721 год. Это официальный съезд в Лондоне всех масонских организаций данного типа. Почему это все происходило в Англии и почему там зародилось масонство, сказать сложно, в литературе на эту тему отчетливых высказываний нет. Возможно, так сложилось потому, что Англия менее всего испытывала влияние Римского престола и в силу этого располагала большей религиозной свободой.

Ученики

Есть легенда о том, что Петр I привез идеи вольных каменщиков из своего путешествия в Европу. Но это ничем не подтверждено. Наиболее достоверные сведения сообщают о капитане Джоне Филипсе, который основал ложу в России в 1731 году, принимавшую в свои ряды только иностранцев живших в России. Со временем стали появляться и другие ложи, прельщая новомодной аристократической забавой и отечественное дворянство.

На протяжении десятилетий европейские масоны разрешали своим русским братьям так называемые работы в ложах только на первых трех степенях посвящения: "Ученик", "Товарищ", "Мастер". Работами называлась деятельность по самосовершенствованию и постижению масонских истин, воспитание в себе нового, по представлениям масонов, человека, и распространение масонских идеалов.

Первичная ячейка масонской организации могла называться еще "ателье" или "мастерская", и такие названия восходят к временам, собственно, каменщиков, которые собирались на отдых после работы в недостроенное помещение храма – "ателье". В разных системах, в разных "ателье" масонства было свое особое деление на "градусы" восхождения к совершенству, но, как правило, первые три степени посвящения – это первичное масонство, называемое "иоанновским". Оно еще не выражает какой-то глубинной сути всего движения в целом.

"Иоанновское" оно потому, что святой Иоанн Богослов был в центре их интересов, возможно в силу того, что в текстах апостола (Евангелие от Иоанна, Откровение) много таинственных и мистических моментов, которые составляют определенные трудности для толкования. Для масонов святой Иоанн Богослов был наиболее "эзотерическим".

Некоторые русские масоны лишь в 1781 году сумели добиться статуса так называемой независимой провинции и права быть допущенными к высшим степеням посвящения. Это значило, что русские масоны становились не просто терпеливыми путешественники по предложенным путям самосовершенствования, но и со-творцами этих самых путей. Вскоре была создана сиентифическая (то есть научная) ложа "Гармония". Это был проект воспитания светски образованного и вместе с тем отрешенного от страстей мудреца, добравшегося до тайн мироздания, перед которым открыт путь не только восстановления утраченной природы райского человека, но и прямого отождествления с Богом. Участник ложи "Гармония", упомянутый нами князь Иван Лопухин писал, что человек может "центрально слиться с высшим солнцем чистого света". Религиозный перфекционизм и ересь человекобожия расцветали в масонских ложах пышным цветом. Православие оставалось всего лишь "внешней Церковью", равно как и все "историческое христианство".

Товарищи

Общеизвестно, что архитекторы В.И. Баженов и М. Ф. Казаков были масонами. В их проектах как-то отражается масонское мировоззрение: размах и устремленность вверх колоннад, их расположение, особенная строгость классицизма. Вообще архитекторы-масоны оставили заметный след в русской культуре. Непривычная взгляду псевдоготика Владимирской церкви в Быково, которую проектировал и строил В. И Баженов, предположительно его же – дом Пашкова. М. Ф. Казаков был архитектором Казанского собора в Санкт-Петербурге. На фронтоне собора – треугольник с изображением солнца. Солнце – универсальный символ связи масонства с дохристианской традицией и намек на то самое слияние, про которое писал И. Лопухин.

Екатерина II всякого причастного к тайному обществу не любила, прекрасно понимая, что существование тайных обществ – это возможность утечки, как сейчас сказали бы, стратегически важной информации дипломатического, военного характера, тем более что все акты признания русские масоны получали из-за границы. Из-за нерасположения к нему "матушки-императрицы" Баженов не смог осуществить строительство царицынского дворца, а потом и вовсе был отстранен от дел.

После 1789 года, когда в России появились первые беженцы из Франции, заявлявшие, что "всю эту смуту" (Великую Французскую революцию) устроили масоны, понятия "масон" и "вольнодумец" окончательно слились в сознании образованного общества. В результате по указу от 1 августа 1792 г. масонские ложи были запрещены. Потом, после периода благоволения Павла I, масонство запрещалось высочайшим рескриптом Александра I в 1822 году, а при восшествии на престол царя Николая I запрет на тайные общества был воспроизведен. Это было тем более актуально после декабристского бунта, хотя вопрос о принадлежности декабристов к масонам не решен до сих пор.

Вообще, идея колебать троны земных царей вполне в духе европейского левого масонства. Само слово "конституция" первоначально получило широкое хождение в масонской среде. Идея Соединенной Европы – тоже масонская. Слово "товарищ" пришло оттуда же. Есть мнение, что принцип "Свобода, равенство, братство" позаимствован у масонов-радикалов. А вот правые масоны, к которым принадлежал Лопухин, как раз критиковали "пагубную систему мнимой вольности", чтили иерархию и революционному действию противопоставляли духовное деяние.

Cовременники

Архитектура, религиозно-философские и художественные тексты, некоторые идеалы Просвещения...Что еще оставили масоны прошлого в культурной и социальной жизни современности? Сегодня феномен масонства и его идейное содержание изучают в курсах гражданской истории, культурологи и истории философии, на спецкурсах по мистическим учениям. В Москве проводятся тематические экскурсии, связанные с масонской историей и архитектурой. Общеизвестна взаимовыручка в среде масонских братьев. Масоны стали героями кинофильмов.

Но история масонства еще не закончилась. По крайней мере, набрав в поисковике нужные слова, вы легко войдете на сайты современных лож, красочно оформленных и нацеленных на удовлетворение всяческого любопытства.

Например, на сайте Великой Ложи России вы прочтете, что она "...упорядочивает совместную работу, направленную на раскрытие высшего духовного начала в человеке и познание универсальных принципов бытия". Члены этой ложи верят в "Высшую Силу" под именем Великого Архитектора, идут вместе по "трудной дороге самопознания", политикой и миссионерством не занимаются. А еще: "Ведущим в Ордене является ритуал. Прохождение ритуала – индивидуальный опыт каждого из братьев. Ритуал – это аллегория, система символов в действии. Он не может быть полностью выражен иными способам. В строгом следовании ритуалу и принципам регулярности находит свое выражение верность традициям Ордена". Все это очень напоминает ролевую игру. А интерфейс сайта как будто позаимствован у компьютерной игры в жанре стратегии.

Читаем, как стать масоном. Для этого нужно: быть старше 21 года, иметь "добрый нрав" (то есть высокие моральные качества) и располагать ощутимым капиталом. Последнее связано с благотворительностью, которой занимаются масоны, и с регулярными денежными взносами. Кандидат должен "верить в Бога, бессмертие души и в высшее предназначение Человека во Вселенной".

Почему масоны, позиционирующие себя как тайная организация, так открыто о себе заявляют, можно объяснить словами Ф. Ницше: "Я научился не выдавать себя молчанием". Поэтому все, что написано о масонах, надо рассматривать с осторожностью. Они многое придумывают о себе, может быть, даже и разоблачения самих себя.

Алексей Болдырев

Нескучный сад - 07.07.2011.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru