Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Каббала


Каббалистическое учение

После падения Иерусалима в 70 г. нашей эры еврейский народ вступил в новый период своего существования, существования в рассеянии. В этот период были заложены основные черты современной иудейской диаспоры. Единственным средством для сохранения своего национального лица и религиозного единства стала общепризнанная власть религиозного закона, которая и объединила всю рассеянную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иерусалима не существовало – штат храмового духовенства упразднился, остался только класс законоучителей, который стал единственным законодательным авторитетом. Дисциплина закона с этого времени стала для евреев основным способом защиты целостности и неприкосновенности, духовной территории нации. Учителя, фарисеи с удвоенным рвением создавали многочисленные "ограждения" устных законов, "бремена неудобоносимые", как назвал их Христос. Эти законы со временем составили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд. Законоположения и традиция правоверных иудеев строго осуждала и преследовала всякие попытки евреев заниматься философией и умозрительными науками. Есть Закон и его только надлежит исполнять и изучать. Именно в этой догматичной среде и родились различные мировоззренческие течения "сектантского" типа.

Само слово קּבֿלּהּ "каббала", буквально с древнееврейского обозначает – предание. ("получение" – от глагола לּקּבֿלּ "лекабель" – получить – прим. ред.)Последователи говорят о тайном учении, которое существовало издревле параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону, сосредоточившему в себе потенции мирового бытия. Затем совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну – Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным образом тайное учение преподается Аврааму, который решает его письменно зафиксировать и пишет книгу "Sefer Yesirah" – "Книга Сотворения". Эта книга и есть первоисточник каббалы. Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга "Sefer ha Zohar" "Книга Сияния", по каббалистическому преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что никакого научного подтверждения о происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали. Даже были случаи сумасшествия в результате увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием מרכבה "Merkavah" – "колесница". Имеется в виду колесница пророка Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно истолковывали. В 16-17 веках ученые взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что первая книга "Sefer Yesirah", которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги "Sefer ha Zohar" то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к первому, а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.

Sefer Yesirah

Книга написана мишнаитским языком, т.е. смесью халдейского (точнее, арамейского) с еврейским. Характерный текст как и в Мишне, отличается чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и обрывом логичности контекста. В ней излагается история о том, как праотец Авраам оставил поклонение звездам и стал поклоняться Единому Вечному Богу, далее открывается монолог Авраама с доказательствами единства и премудрости Творца, которые выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого творения. Определяется аналогия, существующая между предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства через которые Премудрость раскрывается людям и между ними хранится, это:

  1. Тридцать два элемента мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом Пифагореизме) но и 22 буквы еврейского алфавита. Соединенные вместе они называются "тридцать два таинственных пути Премудрости"
  2. Трактат о десяти "Сефиротах" или отвлеченных понятиях, своего рода идеях, в которых Неопределимый Бог приходит к определенности в стадиях или эманациях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных "эонам" гностицизма ("Венец, Мудрость, Разумение, Милость, Сила, Сострадание, Вечность, Величие, Основа, Царство"); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде "Древа Сефирот". После Сефиротов, или учения о существе вселенной, излагается другое учение о том, каким образом посредством 22 букв еврейской азбуки раскрывается Божественный Замысел в мире.

Sefer ha Zohar

Книга больше по объему, нежели предыдущая, также написана на мишнаитском языке, состоит из двух отдельных частей:

  1. Комментарии на Пятикнижие, в котором беспорядочно изложено каббалистическое учение о природе Бога, Мира и Души человека;
  2. Сборник произведений: "Вечный Пастырь", "Великий Собор", "Малый собор" и т.д.

Основой учения, содержащейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и материя и форма вселенной. Его субстанция находится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпечаток или символ Его Разума. Схожую идею, но с христианским содержанием, встречаем мы в богословии св. Максима Исповедника.

Каббалистические методы

Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию, как мир символов. Основываются они преимущественно на особенностях еврейского алфавита, который состоит из 22 согласных. Произношение и смысл слова фактически зависят от того, какие гласные к этому слову можно подставить; эта особенность, – есть возможность находить в словах иной смысл. Другим важным обстоятельством было то, что числа тоже обозначались буквами. Отсюда основной каббалистический закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.

Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение, в этом случае если одно слово заменить равнозначным по числовому значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл. Классический пример: "число зверя" в Апокалипсисе – 666. Числовое значение имеет несколько вариантов имен – слов, многие понимали под этим числом имя римского императора – Нерон. Одни и те же буквы еврейского алфавита, в начале и в конце слова, имеют разные написания, это тоже использовалось в каббале. Основных каббалистических методов – три.

  1. Гематрия.
  2. Нотарикон.
  3. Тимура (тамура).

Гематрия – основывается на уже упомянутом числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по числовому значению. Этот метод распространяется и на целые предложения. Например, если выражение из первой главы книги Бытия רּוּח א - רּוּח אלהים - "руах элогим" – "Дух Божий" разложить на числа:

ר - 200
ו - 6
ח - 8
א - 1

В сумме получается число 300. А число 300 имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся значением, как будто этот смысл тут содержался.

Нотарикон – в нём совмещены два метода. Согласно первому подпункту, каждая буква одного слова принимается за начальную букву целого слова. Слово превращается в предложение. Например, слово "берешит" в 1-й главе книги Бытия. К каждой букве приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы.

Получается:

Каждая буква слова стала началом другого слова: "В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон".

Таким способом были открыты, например, имена 72-х ангелов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали начальными в названии имен Ангелов.

Вторая часть этого метода – когда числовые значения заменяются буквенными. Тот же самый метод, только в числовом оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим на цифры и подставим буквы. Получится другое слово. Отражение этого содержится в книге Притчей Соломоновых. Она состоит из нескольких частей. Там есть отдельный раздел "Притчи Соломона". Он содержит 375 притч, по числу имени Соломона.

ל - 30
ה - 5
י - 10
- 40

Тимура – основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).

אּ בּ ג ד ה ו ז ח ט י כ

מּ לּ תּ שׁ רּ קּ צּ פּ ﬠ סּ נּ

Если где-то в тексте встречается , его можно заменить .

Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые, отсюда – можно найти любой смысл.

Это – основные методы каббалы. Существовали и другие различные, более мелкие методы.

Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы, таинственно скрывается в тексте Священного Писания.

Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень повредило в деле изучения Священного Писания, потому что вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали измышления, которые под разными предлогами потом навязывались людям,- как извлечённые из Священного Писания. Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой каббалистической болтовни. А поскольку учение тайное, люди не знали происхождения этих измышлений и считали это за какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами. Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после Средневековья изживаться из обихода иудаизма. Сейчас хотя это учение существует, но все выводы и различные толкования Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются.

Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой религии есть нестандартные способы размышления. Но впоследствии, в Средние века, ее методы, манипулирование буквами, числами и попытки с помощью этого находить таинственный смысл в Священном Писании и других книгах, взяли на вооружение так называемые герметические (оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода – азбукой. В свою очередь услугами каббалы воспользовались масонские общества. Каббала к концу Средневековья потеряла свой изначальный замысел. Некоторые раввины продолжали ей заниматься в традиционном смысле, а так она стала символическим языком тайных обществ. Поэтому иногда в литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к каббале не имеют никакого отношения и наполнены содержанием тех "тайных учений", которые ей воспользовались.

Анатолий Триггер, протоиерей
Миссионерское обозрение, №10 2006.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Каббала"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru