Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Сетевой маркетинг и коммерческие культы


Amway: обман величиной с кулак

Критика сетевого маркетинга на примере компании Амвей...

***

Есть люди, которые не совершают ошибок. Это те, за кого думают другие. Эти строчки Хенрика Ягодзиньского вам к размышлению вместо эпиграфа к нашей, так скажем, истории. Помните времена, когда нас "вела партия" и не надо было думать о будущем, хоть никто толком и не знал, как оно выглядит? По крайней мере все знали, что будет оно обязательно "светлым". "Там не дураки сидят..." - часто повторяла моя соседка тетя Дуся, когда по телевизору рапортовали о "досрочных" достижениях партии и правительства, а магазины потрясали девственной чистотой своих витрин и полок. "Ты, главное, делай, а думать в Кремле будут", - то ли в шутку, то ли всерьез говорил мне отец... И то непонятное время становилось понятней.

Амвей

Сейчас все встало с ног на голову. Даже термин такой появился "кручусь". "Как живешь?" - "Да кручусь!" Смысл жизни поменялся от светлого будущего, которое надо ждать, до богатого настоящего, за которое нужно "драться". Появился новый идол: богатство. Хорошо это или плохо - сейчас не об этом. Хотя, согласитесь, быть богатым хорошо. Спросите любого школьника: что ты хочешь? И вместо ответа "хочу мира во всем мире", как лет двадцать назад, услышите "шестисотый "мерс" или "счет в банке". Кто-то попродвинутей скажет "хорошую работу".

Но, как ни "крутись", все равно кто-то станет богаче, кто-то беднее, кто-то банком управляет, кто-то в детском саду горшки моет... Но "олигархами" (в идеале) быть хотят и те, и другие, и третьи. Как их объединить? Просто, как все гениальное - создать новую "религию" с новыми кумирами, новыми благими целями. Или еще лучше - создать видимость той самой "хорошей (читай - высокооплачиваемой) работы". И стали появляться разные пирамиды, но не абы какие "пылесосы", которые деньги у народа откачивают (таким уже даже наш доверчивый люд не верит), а другие - замаскированные под "сетевой маркетинг". Кумир здесь - отец-основатель компании, который за десять лет прошел путь от простого сапожника до "руководителя крупнейшей в мире фирмы с оборотом много миллиардов долларов", благая цель - всеобщее богатство! И кто вы по профессии, значения не имеет, "ведь у нас в компании мы все одна семья, мы всем рады!"

И уж сколько раз твердили миру, что все эти пирамидальные структуры - обман. Про сетевой маркетинг (о нем, как вы уже догадались, поведем мы речь) все уши прожужжали - не верьте, вранье, выигрывают только организаторы и проигрывают все остальные. Но куда там...

Наша история началась со звонка в редакцию. Эдуард, бизнесмен, решил сделать хоть что-нибудь, чтобы прекратить ежедневное умопомешательство свой жены, имя которому "Amway Corporation". Речь идет об очередной разновидности сетевого маркетинга, но еще более агрессивного, чем мы с вами видели раньше. Если в свое время в Перми был клуб миллионеров "Континент", куда желающие должны были вложить чуть более 25 тысяч рублей и ждать миллионов, и жена одного "будущего миллионера" звонила нам в панике: муж продает дачу, чтобы внести этот взнос, то теперь другая, но очень похожая история. Только если полтора года назад речь шла о людях в годах, о другой психологии (поскольку, согласитесь, "западать" на светлое будущее, которое придет само по себе и которое надо просто ждать, было уделом граждан почтенного возраста). То здесь речь идет о людях молодых. А история все та же - психологическая обработка до такой степени, что человеку не милы становятся самые близкие... А свет в окошке - эта самая "Амвей"... И вы еще скажете, что здесь не пахнет сектой?

***

Читайте также по теме:

***

И вот передо мной сидит молодой человек лет тридцати, преуспевающий бизнесмен, владелец магазина в престижном районе Перми:

- Год назад мою жену пригласила знакомая на какой-то вечер встречи. Она сходила, пришла домой и говорит, что есть такая компания "Амвей", занимается распространением бытовой химии: стиральный порошок по 900 рублей, зубная паста по 270 и так далее. Типа, все очень хорошее, качественное. Каждую неделю моя жена стала ходить на семинары. И так ее это затянуло, что вся жизнь превратилась только в "Амвей". Приходишь домой вечером, только "Амвей", "Амвей", "Амвей". Вопросы: ты почему этой пастой зубы не чистишь? Я говорю, что я не хочу, я чищу другой пастой, она мне нравится. Нет, надо "Амвей".

- Так, может, внимания не обращать? Женская блажь, пройдет.

- Да, похоже, уже само не пройдет - так затянуло. Пока меня нет, ко мне домой приходят какие-то люди из "Амвея". Мою зубную пасту она тогда прячет, чтоб никто не видел, что я чищу зубы не пастой их фирмы. Порошок стиральный - тоже. И всем: знакомым, друзьям, кто бы к нам в гости ни пришел - надо быть в "Амвее".

- А что, у нее других проблем нет? Дети, к примеру...

- У нас двое детей, но на детей никакого внимания уже не обращает. Уходит рано утром, приходит домой в девять - десять. Дома постоянные скандалы. На одну и ту же тему. "Почему ты не в "Амвее?" - вопрошает жена. Ты меня тянешь вниз..." Денег, естественно, она никаких в этой фирме не зарабатывает, хоть и говорит, что там ей что-то платят, на самом деле она "тянет" все с меня. Но и это бы еще не так страшно, но, понимаете, все так навязчиво...

Эдуард был весь "на эмоциях". Видно - наболело...

- Кстати, вот их "литература". Не поленитесь, полистайте. Я читал - обалдевал от той информации. А бабы верят. Или только моя такая?

Я не поленился, дорогой читатель, взял одну из книжек про "Amway Corporation". То, что я узнал, меня неслыханно удивило. Созданная аж в 1959 году (у кого спрашивал, никто про такую компанию не знает!), оказывается, это "одна из крупнейших фирм мира", и "вот уже много лет она реализует товары собственного производства и производства других фирм". То есть существует и собственное производство? На вопрос "где конкретно?" вам никто не ответит. Прозвучит уклончивое: "Под Вашингтоном". Так вот, под Вашингтоном никогда в жизни не было заводов "крупнейших фирм мира". Ну хорошо, допустим, это все-таки крупнейшая фирма мира. Вопрос, где ее реклама? Мы с вами видим рекламу "Sony", видим "Panasonic", видим "JVC", "Амвей" - ни разу не видели! И уж если речь идет о стиральных порошках, то крупнейшим производителям мира сам бог торговли велел подключиться к сладкоголосому хору "Тайдов", "Ариэлей" и "Дось"... Если фирма такая "крутая", почему нигде нет ее рекламы? Если ты работаешь на пермском рынке, установи хоть один рекламный щит... Кстати, в информационных материалах компании прямо выделено, что отсутствие рекламы товаров фирмы есть забота о покупателе, так как реклама - это накрутка на товар, а нет рекламы, нет накрутки. Дешевле, значит. А почему же тогда зубная паста-то зашкаливает за двести рублей? Нестыковочка. Да и чушь полная. Реклама - двигатель торговли, это каждый школьник знает. Может, просто рекламировать нечего? Или это дорогое удовольствие "одна из крупнейших фирм мира "Амвей" позволить себе не может?

Недавно в спорткомплексе "Спартак" проходил семинар этой компании. Приехал какой-то очень богатый "амвейщик" из Новосибирска рассказывать, как он чудесно разбогател и владеет сейчас аж пятью казино. Что в итоге: искусственно созданная очередь, билет стоимостью 300 рублей... Все суетятся, бегают - мол, билеты быстрее берите, а то мест не хватит. Однако, если подождать минут 15, можно зайти бесплатно. И мест предостаточно: заходи, садись куда хочешь. Тут мы лучше предоставим слово очевидцу Эдуарду:

- Посидел я в зале где-то с полчаса - все орут, хлопают в ладоши (на вопрос, что хлопаете, ответят, что радуемся за всех нас, как мы хорошо живем), ногами топают, рассказывают, как они пришли в эту фирму. Чувствую - голова уже "не своя". Все это под музыку, которая ни на миг не выключается, у всех глаза странные, ей богу, такое ощущение, что всем чего-то подмешали... Это какая-то секта религиозная, только название другое. Честно, ну налицо все симптомы: стеклянные глаза, бурные овации выступающим...

- А вы знаете, сколько стоит аренда такого зала? - обращается женщина лет сорока ко мне и тут же сама отвечает. - Бешеных денег... Вот почему только тут и надо работать.

Я не поленился, подошел к администратору и легко узнал, что аренда этого зала стоит три тысячи рублей в сутки. Да, действительно, "бешеные деньги". Сидящие в зале все время что-то писали в блокноты. Я опять же не поленился, посмотрел (а посмотреть дают с удовольствием), и чуть меня "кондрат" не хватил. Знаете, что пишут? "Я хочу быть богатым", "Парите, как орлы", "Я пойду для достижения цели в "Амвей" по костям". Мне одно интересно - это по чьим же костям собирается идти моя жена?..

Ну что еще удалось выяснить нашим корреспондентам? А почти ничего. По словам самих "работников", данная фирма зарегистрирована в Венгрии. Там якобы и налоги платит. Однако ни офиса официального, ни юридического адреса. Читали всей редакцией информационный материал компании: "Ты имеешь возможность заработать остаточный доход, который будет выплачиваться даже тогда, когда ты отойдешь от дел". То есть речь идет о своего рода пенсии. Так вот, все "амвейщики" в один голос утверждают, что речь как раз об этом и идет. Хорошо, вопрос: есть ну хоть у одного "сотрудника фирмы" трудовой договор с "работодателем"? Трудовой стаж, размеры выплат? Знаете, что мне ответили? "Да, есть, в Венгрии ОНИ все учитывают". Кто учитывает, что учитывает, кто ОНИ - вразумительного ответа я так и не получил. Снова обратимся к информационному материалу: "Материальную основу твоего предпринимательства обеспечивают долларовые миллиардеры" (не хватает только доски почета с их изображениями). Снова получается: ни о чем не думай, делай, а думать в Кремле, простите, в Венгрии будут. Ага, потомки графа Дракулы о тебе подумают. Вот еще "пару литров свежей крови" доверчивых россиян примут и подумают... Может быть, если до того времени фирма не разорится (или не растворится)... Ведь проходили мы это все уже.

Простейшие вопросы:

- Где у ваших товаров аннотация на русском языке?

Ответ:

- Она есть, но дело ведь не в этом, давайте поговорим об "Амвей".

- Где у вас сертификаты на ваши товары? Может, ваша зубная паста вообще вредна для здоровья?

- Сертификаты есть, но все-таки давайте поговорим об "Амвей". Предложение "Покажите сертификаты" остается вообще без ответа.

Зато вам с чувством объяснят, что все законы (!) - это фигня, надо жить в "Амвей", "Амвей" - это будущее. Эдуарду его любимая жена, та вообще вопрос ребром поставила:

- Ты хочешь виллу на Канарах?

- Так любой человек ее хочет, - ответил вполне успешный бизнесмен.

- Только у нас ты и сможешь на нее заработать.

Честно говоря, крик души Эдуарда дальше звучал так:

- Граждане, очнитесь! На Канарах места не хватит, если там виллы, все кому не лень, покупать будут. Географию учить надо было, там береговая линия небольшая, а дальше горы со снегом и лавинами.

Много раз пытался объяснить жене Эдуард, что "у нас есть семья, дети", но она и слушать не хочет. Отвечает, что сначала нужно заработать денег, быть финансово независимой, а "потом уже семья".

И тут бизнесмен - отец семейства, который и сам не так давно считал, что деньги решают все, сказал:

- Дети вырастут. И ты их деньгами не купишь. И не все сейчас деньги решают. Святое ведь что-то должно быть. Как же без этого?

Но секта есть секта. И ее законы жестоки. Жене смешно слушать этот, что называется, лепет супруга. Потому что "Амвей" зовет, требует жертв. Вся ее "выручка" зависит от процента. Как-то не вышла она на какой-то там уровень процента - закатила дома истерику. Эдуард продолжает свой рассказ:

- Дай, говорит, мне десять тысяч. Я отказал. У меня был дома такой грандиозный скандал, мне пришлось даже уйти. Еще один вопрос меня терзает: как такое может быть, чтобы американская фирма зарегистрировалась в Венгрии? Сотрудники вносят деньги, а деньги куда-то "уходят"? И занятия, видимо, у них ведут очень опытные психологи, потому что моя жена сейчас при разговоре на любую тему поворачивает в сторону "Амвей". Я уже просто ловлю себя на мысли, что поговорить с ней больше не о чем. Все прежние подруги для нее стали "дурами", и вообще, как она сейчас говорит: "У меня теперь новые друзья". И ладно бы действительно заработки были. А то, к примеру, поехали сотрудники этой "одной из самых больших и преуспевающих фирм мира" на семинар в Венгрию...

Эдуард продолжает:

- Видели бы вы эту картину: двадцать человек в плацкарте, проходящем поезде, с полными сумками "бичпакетов" (китайской лапши быстрого приготовления). Вы думаете, это фирма сэкономила? Это "сотрудники" сэкономили, потому что нужно было еще оставить по 100 долларов на сам семинар, плюс те самые питание и проживание. Потому что ехали господа за свой счет! Ну чудо-фирма! А на сам семинар приезжал президент компании "Amway", только не падайте, он бриллиантовому уровню (рекордсменам продаж) подарил по бриллианту с кулак. И это после приезда сказали совершенно взрослые, нормальные люди! Которые "сами лично это видели". Да если бы он с такими бриллиантами приехал, он не доехал бы до Венгрии, его бы убили сразу. Или охраны было бы столько, что всю страну бы оцепили. Представляете, буквально в нищете добираться черт знает куда, заплатить доллары, чтобы просто лицезреть "гуру" с его бриллиантами! Сектантство со всеми вытекающими из этого последствиями!

Когда приходит пора "амвеевцам" вовлекать в свой круг новых членов то ли клуба, то ли секты, они спрашивают телефоны "ваших знакомых". При этом кто-то резонно добавляет: "Только нам нищие заводчане не нужны! Нам нужны люди с деньгами".

И уже это должно настораживать. Но не настораживает. И не потому, что у людей такой низкий уровень соображаловки. Здесь явно что-то другое. Какая-то психологическая зависимость. Психическое давление на личность. Иначе каким образом живет и здравствует структура, которая продает такие дорогие товары при наличии аналогов, но в разы дешевле? Ну не буду я брать стиральный порошок в районе тысячи рублей, когда могу купить неплохой и модный по цене 35 рублей, а то и вообще ограничусь "двадцаткой" ("если не видно разницы, то зачем платить больше?") А ведь люди верят, что надо стирать именно этим 900-рублевым порошком, а зубы чистить пастой за такую сумму, словно каждый зуб - это тот самый бриллиант "величиной с кулак".

На одном из семинаров, куда по настоянию жены попал Эдуард, произошел такой случай. Захотелось мужику поесть. А тут из "Амвея" знакомый подвернулся, решили идти вместе. Вышли они в фойе, а там есть бар. Эдуард знакомцу - мол, пойдем в баре горячего поедим.

- Нет, - отвечает удачливый бизнесмен-"амвеевец", - давай бутербродов тут перехватим, по два рубля.

Спросил тут Эдуард:

- А ты, сколько в месяц зарабатываешь?

- Я - много! - ответил новый друг. - Пойдем лучше семинар слушать.

В общем, когда все это прошло, муж спрашивает у жены:

- А он сколько зарабатывает?

- Две тысячи долларов!

Тут уж Эдуарда прорвало. Сказал он буквально следующее (ну, может, матюкнулся где пару раз), но смысл такой:

- Если я зарабатываю две тысячи долларов в месяц, я ни за что не буду есть сушеную колбасу! Я думаю, что с помощью каких-то ухищрений людям внушают, что они богачи! Хотя денег они не видят!

У нас, дорогие читатели, тоже очень много вопросов по поводу всемирно известной фирмы "Амвей". Во-первых, если у товаров этой фирмы нет сертификатов, нет аннотаций, вообще ничего нет, как вообще этот товар проходит через границу? Как он растаможивается? Здесь два варианта: либо он идет контрабандой, либо его делают где-нибудь в подвальчике возле пермского рынка.

А вообще, если взглянуть на "Амвей" со стороны, создается впечатление, что умные люди придумали его в виде своеобразной религии. (Мы ни в коей мере не хотим обидеть никого из верующих). Говорим о разновидности сектантства, которое, безусловно, вредно. Но каждое сектантство несет в себе вырванные из контекста элементы официальной религии. О чем мы и говорим: безоговорочная вера в святую цель - в богатство и дачу на Канарах. Ритуалов несколько, включая собрания и развешивание дома плакатов с пожеланиями себе любимому быть богатым. Есть и свои "святые" - это те, что сказочно разбогатели. Имеют по пять (десять, двадцать - нужное подчеркнуть) казино и получают больше двух тысяч долларов в месяц. Или бриллиант величиной с кулак (кому как больше нравится) Есть свой "рай" - он где-то далеко, в мечтах (или все-таки в Венгрии?). Есть и свой ад - это участь родных и близких. И никаких остановок. Как написано в информационном материале "Амвея": "Все, что требуется от тебя, может быть изложено в книге из двух страниц: страница 1 - начать, страница 2 - не останавливайся и ты преуспеешь!" Только вот в чем? И как быть с проверенной веками народной мудростью, что о секретах успеха увереннее всего рассуждают неудачники?..

Андрей Стрельников

Капитал-Weekly - 09.04.2003.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сетевой маркетинг и коммерческие культы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru