Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Вопросы православной миссии и катехизации


Некоторые аспекты миссии среди иноверцев на примере иерея Даниила Сысоева

В истории миссии нашей страны со времён святителя Гурия Казанского (XVI в.) были примеры в той или иной степени успешных христианских миссий среди мусульман: миссионерская работа Казанской духовной академии (сер.XIX - нач.XX вв.), деятельность грузинских православных миссионеров в начале XIX в., усилиями которых было обращено в Православие около 50 тыс. осетин. За более чем 400-летнию историю православной миссии среди татар был образован целый православный народ - кряшен, на данный момент численностью около 350 тыс. человек.

Но никогда, по крайней мере, за последние 100 лет в России, православная миссия среди иноверцев не достигала такого размаха, какого достигли квазихристианские учения в 1990-2000-х гг.

В начале 90-х годов миссионерское поле Русской Православной Церкви было атаковано мощными профессиональными религиозными пропагандистами различного толка. Церковь не была готова дать адекватный миссионерский ответ этой волне новых религиозных движений и сект, с их профессионально подготовленными кадрами и финансовой поддержкой.

Протестантские и постпротестантские деноминации: пятидесятники, адвентисты, баптисты и прочие завладели значительной долей предоставляемых в новой России "религиозных услуг". Это мировые конфессии, обладающие серьёзным опытом, технологиями ведения миссии, миссионерскими школами, семинариями, университетами. У них чётко поставлена концепция миссии среди адептов различных социальных слоёв, религий и этносов. Используются все возможные информационные источники (печатные СМИ, телевидение, радио, интернет ресурсы), новообращённые занимаются уличной проповедью.

И если в новых условиях деятельность Православной Церкви оказалась сосредоточена в основном на реставрации разрушенных храмов, восстановлении церковной жизни среди своей традиционной паствы, то пятидесятники, адвентисты, баптисты и многие псевдохристианские секты начали активно распространять свою веру среди людей всех религий и национальностей, в том числе и среди этнических мусульман.

В общей сложности основные постпротестантские общины - пятидесятники, баптисты, адвентисты, - с начала 90-х обратили на территории стран бывшего СССР тысячи этнических мусульман. Причём большая часть адептов из числа мусульман приходится на республики Северного Кавказа, Киргизию, Татарстан. А если учесть число последователей тоталитарных сект, таких как Свидетели Иеговы, саентологи, кришнаиты, мормоны, бахаисты и пр., то количество обращенных мусульман за этот период измеряется десятками тысяч [1]. И это при том, что Православная Церковь в этих регионах традиционно пользуется значительно большим авторитетом среди населения.

То есть фактически был создан уникальный прецедент в современной России, в ходе которого доказано, что иноверцы, проживающие на канонической территории Православной Церкви вполне реально обращаемы в христианство, многие ищут Христа и лояльны христианской миссии.

Священник Даниил Сысоев был одним из немногих православных миссионеров, которые обратили внимание в своей деятельности на проблему протестантской и сектантской миссионерской экспансии. Он решил вступить в борьбу за души страждущих с намерением отобрать у сектантов их же оружие [2]. В 1993 г. будучи еще семинаристом, он миссионерствовал с Библией в руках прямо на улицах, вступая в дискуссии с проповедниками лжеучений и разъясняя истину Православия [3]. Начиная с 1996г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в сане диакона вёл миссионерские библейские беседы с протестантами, с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов, в Душепопечительском центре им. Св. Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье [4].

священномученик  Даниил Сысоев

 

У о. Даниила были чёткие представления о том, как нужно вести миссию среди иноверцев. Говоря о миссии в целом, он постоянно повторял о необходимости и важности исполнять последнюю заповедь Христа, во Имя Христа и ради Христа: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Матф. 28: 19, 20), обращаясь, прежде всего, к молодым людям. По слову апостола Иакова: кто отвратит человека от ложного пути, тот спасёт душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). Таким образом, участие в этом апостольском деле - является для миссионера ещё и практическим способом достигнуть необычайных духовных высот. Это должно стать дополнительным стимулом для тех, кто только решается встать на путь миссионерского служения.

В своих лекциях о. Даниил повторял: "Любой воцерковлённый православный человек может почувствовать в своём сердце призвание возвестить Евангелие Царства. Как только Бог позвал, нужно сразу же начать миссионерствовать. Не следует ждать пока мы достигнем святости и станем достойны этого, т.к. во первых святости нельзя достичь не имея должной любви к погибающим ближним, а во вторых нужно торопиться, чтобы не забыть того опыта, который нас самих привёл ко Христу. Невозможно быть достойным нести Слово Божие, но мы любим ближних и хотим быть со Христом, поэтому не можем молчать. Аполлос был оглашён лишь в началах путей Господних, он учил о Господе, зная лишь крещение Иоанново, его поправили апостолы, но проповедовать не запретили".

Миссионерство для христианина - прямое следствие сострадания к ближним.

"Как можно жить спокойно, зная что наши собратья по Адаму и Еве находятся вне света Христовой истины. Православные христиане не могут меньше любить ближних, лишь потому, что те исповедуют некую традиционную, по современным понятиям, либо нетрадиционную религию [5].

В миссии нет места общепринятому понятию толерантности. Миссионер не может из-за лояльного отношения к иным религиям в государстве и в обществе перестать проповедовать страждущим истину Слова Божия. Или предположим из-за миролюбия говорить, что мы поклоняемся одному Богу с язычниками, и что, в общем-то в писании иноверцев тоже написаны неплохие вещи. Это было бы как минимум нечестно".

И действительно было бы не по-братски своим молчанием и равнодушием искажать истину, и скрывать знание её от стремящихся к ней. Да и не позволительно для миссионера ставить свечу под кровать, "а не на подсвечнике, чтобы каждый входящий видел свет" (Лук 8:16). В то время, как сами иноверцы не стесняются в методах и способах проповеди, твёрдой поступью шагая по нашему миссионерскому полю.

Здесь о. Даниил видел серьёзные предрассудки, которые мешают вести православную миссию в современном обществе, и старался объяснить, что они не могут ни отменить слова Писания, ни воспрепятствовать мирянам, желающим быть со Христом, проявлять милосердие к ближним.

Как писал святитель Николай Сербский (Велимирович): "Не нужно путать понятия равенства гражданских прав и обязанностей и равенства религий. Христианам строго заповедано проявлять милосердие по отношению ко всем людям, независимо от вероисповедания, но также строго хранить истину веры Христовой. Как христианин, вы можете пожертвовать ради иноверного имением, жизнью, но истиной никогда, она существует независимо от нас..." [6].

"Миссионер не должен из-за светской толерантности и боязни "обидеть" религиозные чувства наших братьев, искажать истину и называть лжепророка - пророком, злых духов - достойными поклонения. Любящее горячо сердце миссионера, без надмения и гордости вынуждено говорить об истинном учении Божием, приводящем в Царствие Его, а о лжеучениях - как ведущих к погибели души и тела".

Благовестие, обращённое к людям иной веры, не знавшим Христа, приносит удивительные плоды. К примеру, бывшие мусульмане, уверовавшие во Христа, искренне радуются и благодарят за то, что им открыли глаза на свет Божественной истины. О. Даниил рассказывал из своего опыта о том, что этнические мусульмане с каким-то новым неизведанным чувством воспринимают веру Христову, стараются строить свою жизнь заново, по заповедям. Зачастую многим русским, привыкшим к церковной обыденности, сложно это представить. Миссионеры, которые хоть раз пережили вместе с ними эту радость, не боятся говорить истину никому.

Также о. Даниил призывал - во время миссионерских бесед с иноверцами, не путать уважение к личности человека, с уважением к его религиозным взглядам. Поскольку это также распространённая ошибка и ложное предубеждение, существующая в обществе и препятствующая развитию православного миссионерства. Миссионер испытывает любовь и милосердие к личности человека, к образу Божию, однако ложь и поклонение лжехристам противны самому Богу и не могут вызывать уважение у проповедников его учения.

"Начиная проповедовать, не следует выстраивать паритетные отношения, уважать ложные религиозные взгляды, - считал о. Даниил. - Мы не стесняемся всем напомнить, что только Православная церковь обладает полнотой Богооткровенной истины, и мы все составляющие Церковь Христову, как её носители, несём в мир истину Воскресения Христова, делясь ей с ближними. Заслуги нашей в этом никакой нет, нам подарили истину, и мы хотим поделиться этим подарком, чтобы люди находящиеся во тьме обрели свет, чтобы люди бывшие в заблуждении нашли истину. Мы вестники Бога, мы избранники Бога, которые призывают в это избрание всех остальных, чтобы они стали такими же как мы.

Именно поэтому мы в заведомо неравном положении с теми к кому идём. Именно поэтому никакого равноправного диалога миссионер не имеет права вести. И любовь христианская к погибающему требует строгого отношения к его ложным мнениям....Мы несём человеку не просто новое истинное учение, мы несём спасительную истину, - Слово Божие, новую жизнь, здесь не возможны, какие-либо компромиссы с грехом и заблуждениями" [7].

"Но в то же время, миссионер не должен забывать что всё, что он делает, он делает перед Богом, ради Бога, для спасения души и относиться с исключительным уважением, пониманием и любовью к самой личности заблудшего человека".

Основная миссия о. Даниила среди иноверцев была начата в 2001 году, в год его рукоположения в священники. Став клириком храма св. апостолов Петра и Павла подворья Оптиной пустыни, отец Даниил начал проповедовать православие мусульманам систематически на Крутицком Патриаршем Подворье в Душепопечительском центре. Вскоре о. Даниил стал окормлять обратившихся в православие татар и работать с татарской диаспорой в Москве. Некоторые из обращенных отцом Даниилом стали помогать в его миссии. В 2003 году образовалась татарская православная община состоящая как из бывших мусульман, так и из кряшенов. Также с 2003 года он начал проводить молебны на татарском языке об обращении заблудших. Неоднократно выступал в Татарском культурном центре, ездил с выступлениями в Казань. В 2005 г. с участием о. Даниила прошел первый в истории современной России публичный диспут между мусульманами и православными, на котором о. Даниил доказывал истину Слова Божьего. Далее была ещё одна встреча в 2006 г. О. Даниил великолепно знал Коран и Сунну, на равных дискутировал о священном писании мусульман с приглашёнными специалистами по исламу из Азербайджана и Киргизии. В смысле детального знания законов шариата и писания мусульман о. Даниила можно назвать уникальным специалистом.

В 2006 г. на подворье Оптиной пустыни в Москве прошла Конференция православных татар. Она собрала около сорока участников. Её задачи были направлены на окормление новообращенных татар, необходимо было помочь им войти в православную жизнь, объяснить, что переход в православие - это вопрос поиска истины, а не перехода в другую культурную традицию.

О. Даниил хотел разрушить преграды, которые существуют в культуре различных народов и мешают им принять православие. Отсутствие национальных ограничений в проповеди с одной стороны, и уважительное отношение к культурным особенностям инородцев с другой стороны, в рамках того, что не противоречит Православию. Инкультуризация христианства во многом проводилась на примере кряшен. О. Даниил сам был наполовину татарином и часто приводил это в качестве примера того, что национальность не может помешать стать православным.

В 2006 году усилиями батюшки был поставлен деревянный храм в честь апостола Фомы недалеко от станции метро Кантемировская, - это район различных диаспор, где очень активно действуют секты. Недалеко от храма находится крупный центр мормонов, есть в районе и баптисты, адвентисты, оккультисты. А православные до того момента практически не были представлены. Сразу же вокруг храма развернулась активная православная миссия. Была создана миссионерская община в честь пророка Даниила. Также при храме было создано издательство, которое выпускало в основном книги апологетического, миссионерского содержания, компакт диски с проповедями батюшки. Были также изданы православные молитвословы на татарском, кыргызском языках, книга о православии на китайском языке.

Также миссионерским движением велась постоянная интернет-активность (создавались информационные, миссионерские сайты, о. Даниил вёл блог, дискутировал на форумах) для ведения проповеди и привлечения внимания аудитории к проблемам православной миссии, межрелигиозного диалога, освещалась деятельность общины, размещались актуальные статьи. Также батюшка участвовал регулярно в телевизионных и радиопередачах.

В 2008 году впервые после революции в России объявляется прием в Школу православного миссионера при храме апостола Фомы. Учащиеся молодые люди вместе с о. Даниилом и другими преподавателями читали Библию, разбирали непонятные места. Отец Даниил объяснял им, как вести диалог с атеистами, сектантами, мусульманами - как правильно говорить, какие аргументы приводить. Курс состоял из теоретической и практической части. Преподавалась догматика в форме диалогов, учения сект, писание мусульман. Одной из заслуг о. Даниила было создание на собственном опыте комплекса вопросов и ответов, наиболее часто встречающихся в дискуссиях с иноверцами. Это должно было стать серьёзным подспорьем в практической части обучения миссионеров. Учащиеся каждые выходные выходили парами на улицы, рынки, шли в вузы, проповедовали среди строителей, дворников и т.д. Миссионеры дежурили возле халяльных магазинов, и кафе с "национальным" уклоном. Раздавали листовки, например с подобными заголовками: "Как подготовиться к исповеди и причастию?", "Если ты покрестилась и не знаешь как жить дальше?", катехизаторские листовки. Приглашали придти в храм, на службу. Расклеивали в районе объявления о проведении в храме еженедельных огласительных бесед, библейских чтений. В самом храме должен был регулярно дежурить обученный катехизатор, который может всегда ответить грамотно на все вопросы прихожан. Труды этих начинающих проповедников Слова Божия приносили плоды.

Освоившись с уличной проповедью, учащиеся миссионеры начинали проповедовать внутри сект, ходили на собрания сектантских общин, объясняли собравшимся суть обмана и неправоты лжепроповедников с предложениями ознакомиться с Православным учением о Боге.

О. Даниил старался, как можно чаще устраивать миссионерские поездки. Сам он ездил много с проповедями по России. Несколько раз ездил в Македонию, в 2007 и 2008 годах, поддержать членов канонической Православной Охридской Архиепископии, которая испытывает гонения со стороны раскольников и властей. В 2009г. ездил в Сербию для обмена опытом с сербскими православными братьями и возможного дальнейшего сотрудничества в миссии. Также он неоднократно ездил в паломнические поездки на Святую землю и в Турцию.

Со времени возникновения школы, ученики ездили в Татарстан, Саратов, Киргизию. В 2007г. миссионерская группа с о. Даниилом совершила поездку по кряшенским селениям Татарстана. В 2008г. была организована летняя поездка миссионеров в Киргизию, в ходе которой участники провели несколько бесед в православных приходах и с местными жителями, совершили несколько крещений. В 2009г. удалось совершить поездку в г. Заинск (Татарстан).

В ходе поездок работали с сектантами, протестантами, мусульманами. Везде куда не приезжали были обращения, случались крещения в том числе и самих проповедников, пасторов. Везде старались показать пример местным православным общинам.

За тот короткий срок пасторского и миссионерского служения, который о. Даниилу отмерил Бог, он успел не мало. Примерно с 2006 г. было крещено более 80 мусульман. Среди них в основном татары, были также таджики, узбеки, киргизы, башкиры, чеченцы и дагестанцы. Приходили к о. Даниилу и ваххабиты. Например, был пакистанец, который раньше даже учился на шахида, но, побеседовав с батюшкой о Священном писании и Коране, он уверовал во Христа и крестился. Также за своё служение о. Даниил крестил около 500 протестантов.

У него были огромные планы на будущее, многие из которых он начал реализовывать при жизни, но так и не успел завершить. Он старался содействовать созданию епархий канонических Церквей во всех странах мира. Исследовал вопрос о том, как можно проповедовать католикам в Западной Европе и в Южной Америке. В декабре 2009 года он собирался поехать в Таиланд, чтобы там проповедовать северным племенам. Старался наладить связи с другими православными проповедниками. Жертвовал деньги на строительство храма в Индонезии, на воспитание православных детей из бедных семей в Зимбабве, встречался с православными китайцами, тайцами, даже православными индейцами.

Также о. Даниил планировал выйти на основные этнические мусульманские диаспоры в Москве, в целях проповеди и ведения дискуссий.

Он говорил о том, что проведение не зря послало нам этих людей. Это мусульмане, с которыми вполне можно вести диалог, проповедовать им Христа. Многие здесь находятся в новых условиях, в отрыве от того давления общины, под которым они находились у себя на родине, от того уклада жизни, стереотипов к которым привыкли, они готовы начать новую жизнь. В связи с этим особенно актуальным становится организация активной православной миссии в Москве и других крупных городах. Это благодатная почва, и жатвы много, нужны лишь делатели. Батюшка предлагал проводить среди всё прибывающих в Москву гастарбайтеров-иноверцев уроки религиозной нравственности по договору с работодателями и делал попытки проведения таких лекций, однако, к сожалению, вследствие кризиса работодатели стали отказываться от этого.

Он разработал серьёзный план построения сети региональных представительств Православного миссионерского движения Св. пророка Даниила с детально разработанным уставом, задачами, организацией, кадровой и финансовой политикой.

Были попытки создать информационное агентство святого Ахмета Калфы, которое бы освещало положение христиан в исламском мире, новости о христианской миссии среди мусульман.

Со временем планировалось на месте деревянного храма апостола Фомы, построить огромный храм-базилику в честь пророка Даниила на 2000 прихожан. А также на основе миссионерской школы планировалось открыть миссионерский институт, для подготовки профессиональных миссионеров.

При непосредственном участии о. Даниила была подготовлена брошюра катехизического содержания и переведена на казахский и узбекский языки.

Сейчас, 2 года спустя после убийства о. Даниила, благодаря трудам соработников батюшки, в частности диакона Георгия (Максимова), были изданы молитвослов на кыргызском языке, молитвослов на татарском (кряшенском) языке, молитвослов на литературном татарском языке. Также движение св. пророка Даниила переводит и выпускает миссионерские листовки на таджикском, вьетнамском, арабском, кыргызском, узбекском, английском языках.

Хотя многим планам о. Даниила не было суждено сбыться при его жизни, мы видим что, те семена, которые заложил батюшка, продолжают давать всходы до сего дня. Основанная им миссионерская школа продолжает набирать новых кандидатов в миссионеры. Учащиеся по-прежнему, по мере сил, совершают миссионерские поездки, учатся вести активную православную миссию.

Батюшка взял на себя крест, который казался неподъёмным для многих. И нёс его не опасаясь за себя, вопреки постоянным нападкам, угрозам и непониманию. Не надеясь на свои силы, а лишь полагаясь во всём на Бога. Повторяя слова Максима Исповедника - "я и Бог - уже большинство".

Он сделал не мало при жизни, но ещё больше ему удалось сделать после смерти. Как сказал по этому поводу Святейший Патриарх Кирилл, цитируя Тертуллиана: "..."кровь мучеников - семя христианства"... И каждая новая кровь, проливаемая за Христа, сеяла обильно семена веры, и собиралась жатва. Знаем, что и этот подвиг жизни и смерти отца Даниила есть великое семя, которое, будучи посеянным в плодоносную почву, принесет свой плод".

Уникальный миссионерский опыт о. Даниила разрушил множество предрассудков в отношении православной миссии среди иноверцев в современных условиях.

Будем надеяться, что благодаря трудам батюшки и других православных миссионеров, несмотря на множество препятствий, в Москве и по всей России теперь будут появляться не только протестантские, но и православные общины бывших иноверцев. Слова Богу, что сейчас для этого появляются реальные возможности.

Олег Владимирцев

Русская народная линия - 19.11.2011.

Примечания

1. Эти данные также представляет интерес и в отношении вопроса о сложности миссии среди мусульман

2.  Оружием сектантов о. Даниил называл те методы, которые применяли протестанты: уличная проповедь, обширное социальное служение (борьба с наркоманией), активная работа с приезжими, детьми, молодежью, учебными заведениям, преступниками (многие принимают ислам в тюрьме), материальная помощь нуждающимся, раздача литературы, инкультуризация христианства (основное оружие пятидесятников, они особо искусны в этом), переводы книг, изучение языков, культуры малых народов, миссионерские поездки, съезды.

3. Его уличная проповедь, обращение напрямую к людям вне храма, были в каком-то смысле новым словом в истории православной миссии, хотя, например, накануне революции существовали книгоноши (народные миссионеры).

4. В последствии о. Даниил защитил диссертацию по сектоведению в МДА (2000) на тему "Антропология Свидетелей Иеговы и Адвентистов седьмого дня". Он знал прекрасно учения, методы проповеди, прозелитизма постпротестантских и псевдохристианских сект.

5. О. Даниил считал, что разделение религий на традиционные и нетрадиционные это вопрос скорее политический, государственнический. Для нас не имеет абсолютно значения древность религии, - говорил о. Даниил в проповедях, - есть только одна истинная вера – Православная и мы не стесняемся об этом говорить. Есть один путь спасения, - вера в Господа Иисуса Христа. "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём" (Ин 3:35-36).  "…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3: 4-5).

6. Свт. Николай Сербский, "Миссионерские письма", письмо 126.

7. В данном случае не идёт речь о каком либо призыве, относящемся ко всем – ненавидеть иноверие и всё, что с ним связано. Это именно обращение к миссионеру, его служению. "Ненависть в христианском сердце должна быть только ко греху. Святоотеческий принцип - отделять грех от грешника, люби грешника, ненавидь грех", - часто повторял о. Даниил. Миссионер (не любой человек), в силу взятой на себя ответственности нести слово Божие заблудшим, должен с любовью и смирением проявлять ненависть и непримиримость именно к лжерелигии, к болезни которой заражён её адепт (В этом случае о. Даниил образно говорил о толерантности, в медицинском смысле, как об отсутствии иммунитета, способного сопротивляться внешним "инфекциям").

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru