Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Вопросы православной миссии и катехизации


Катехизация в Русской Православной Церкви: системный взгляд

Катехизация - это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви [1]. Соединение с Церковью Христовой происходит в таинстве Крещения. "…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие", - говорит Господь (Ин. 3:5). Вместе с тем преподобный Ефрем Сирин писал: "Крещение есть только предначатие воскресения из ада", а святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: "Не поддерживающий приобретений, дарованных святым Крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное".

Поэтому Крещение должно быть неразрывно связано с приобщением верующего к жизни Церкви: формированием основ христианского мировоззрения, обретением навыков молитвы и аскетического делания, устроением собственной жизни по заповедям Божиим, участием в таинствах и вхождением в евхаристическую общину, обретением духовного руководства.

Катехизические занятия сопровождают, направляют, корректируют процесс воцерковления христианина как до, так и после Крещения. Они не заменяют пастырского окормления и самой церковной жизни, но помогают в ее правильном устроении, создавая необходимое пространство духовного общения оглашаемых и новоначальных христиан со священнослужителями, мирянами-катехизаторами и членами приходской общины.

Сложно говорить о периоде времени, когда указанные составляющие церковной жизни в надлежащей степени могут быть восприняты. Но совершенно точно это длительный период, который составляет не меньше нескольких лет.

В Древней Церкви просвещение осуществлялось в основном через наставление в православной вере перед принятием таинства Крещения, которое могло длиться довольно продолжительное время. Этого времени было достаточно для того, чтобы вера пожелавшего войти в лоно Церкви стала твердой и осознанной. Разумное научение основам веры завершалось в таинстве Святого Крещения. В Церковь такой человек входил уже просвещенным светом Христовой истины и фактически сам был готов нести слово Божье в мир. Крещение совершалось на основе твердой веры и покаяния оглашаемого, что в немалой степени было итогом катехизации.

На этом церковное научение не заканчивалось. Став полноправными членами общины, новокрещенные продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни: они слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств.

Такой порядок вступления в Церковь касался взрослых. Но с самых ранних времен крестили также младенцев. Со временем крещение младенцев стало повсеместно распространено, что привело к постепенному отмиранию практики крещения взрослых и, соответственно, исчезновению продолжительного оглашения. Просвещение новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных огласительных школ в христианские семьи и церковные общины. Вместе с познанием мира, человеческого общества, своего ремесла и т. д. ребенок узнавал и основы христианской веры и жизни, передаваемые ему его родителями и восприемниками. С развитием школы как основной формы образовательной системы обязательным предметом школьного преподавания в христианских странах стали основы веры.

В царской России начальное религиозное просвещение осуществлялось через семейный православный уклад и на приходах, в том числе через церковно-приходские школы. Ситуация изменилась после 1917 года. Чужеродный социальный эксперимент, осуществленный большевиками, привел не только к беспрецедентным гонениям на Церковь, но и к разрушению традиционного семейного уклада в стране в целом. В советской России открытое исповедание христианской веры было сопряжено с опасностью для свободы и даже жизни. Религиозное просвещение было запрещено, а вся церковная инфраструктура, занимавшаяся им, - уничтожена.

Огромное давление, которое оказывалось антирелигиозной идеологией на граждан, не способствовало научению вере в семье. Крещения часто совершались тайно. Сам факт прихода человека в храм с обращением о Крещении к священнику тогда служил достаточным основанием для совершения над ним таинства.

***

Читайте также по теме:

***

Отсутствие полноценной катехизации привело к тому, что по большей части тайно крещенные миряне оставались не наученными основам христианской веры и не участвовали в практике церковной жизни. Но в то же время стали организовываться кружки, целью которых было изучение христианской веры. Такие кружки существовали нелегально, под страхом применения репрессий со стороны власти к их организаторам и участникам.

Падение советского режима привело к массовому возрождению религии в стране. Многие люди пожелали принять Крещение в Православной Церкви. Духовенство оказалось в сложном положении. С одной стороны, священники не могли отказать желавшим после стольких лет запрета на религию принять Крещение, с другой - не было возможности обеспечить полноценное просвещение всей массы новообращенных. Редкие катехизические кружки не могли справиться с этой задачей.

В последующие годы Русская Православная Церковь активно занималась воссозданием инфраструктуры церковной катехизации. Открывались воскресные школы для детей и катехизические курсы для взрослых. Одновременно в епархиях шла подготовка катехизаторов и преподавателей воскресных школ. Кроме того, за это время появилось первое постсоветское поколение христианских семей, состоящих из христиан, крещенных в младенчестве на заре церковного возрождения. В их семьях возрождалась традиция семейного научения основам веры.

В 2011 г. Священный Синод принял документ "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви" [2]. Документ регламентирует организацию катехизической деятельности на всех уровнях церковного устройства Русской Православной Церкви. Его появление свидетельствует о системном подходе к процессу восстановления инфраструктуры церковной катехизации и серьезном анализе ситуации в сфере религиозного просвещения на протяжении последних двадцати лет.

Документ предписывает практику обязательного оглашения перед принятием таинства Крещения для взрослых и детей старше семи лет. Не наученные основам веры родители и восприемники крещаемых детей возрастом младше семи лет также должны прослушать курс огласительных бесед. Особое внимание в документе уделяется просвещению мирян, не прошедших в свое время катехизации.

Катехизация после Крещения требуется как новокрещенным, так и тем, кто был крещен ранее, но не получил в свое время должного наставления в основах православной веры и христианской жизни. Также в особом пастырско-педагогическом попечении нуждаются люди, возвращающиеся в ограду Православной Церкви после временного отпадения от нее в сектантство, ересь, раскол.

Что касается священнослужителей, то по роду своего служения они призваны заниматься катехизацией, как через пример своей жизни, так и организуя, и координируя на своем уровне работу епархиальной или приходской системы просветительной деятельности.

Не облаченных священным саном монашествующих и мирян, как участников катехизической деятельности, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто самой своей благочестивой жизнью осуществляют свое христианское призвание - нести миру свет Христовой истины, свидетельствовать о Христе. Зная основы православного вероучения и обладая опытом духовной жизни, они могут ответить на вопросы тех, кто обращается к ним за советом. Ко второй категории можно отнести тех, кто специально желает послужить Церкви в качестве катехизаторов, получая для этого соответствующее образование и квалификацию и исполняя катехизическое служение по благословению архиерея или настоятеля прихода. К третьей категории относятся скорее негативные примеры "ревности не по разуму", когда, не имея необходимых знаний и богословской подготовки, а также собственного духовного опыта, неофиты (а таковыми могут быть и давно крещенные, но не просвещенные люди) навязывают свое ложное мнение о христианской вере и жизни тем, кто только входит в церковную ограду или стоит на ее пороге. Эта категория должна постепенно исчезнуть как явление из жизни Русской Православной Церкви благодаря приложению усилий по ее просвещению. К четвертой группе относятся те, кто желает расширить свои знания и свой церковный опыт при помощи систематической катехизации. К пятой - крещеные миряне, которые почти не знают о вере, не живут по заповедям и церковным установлениям и не стремятся к этому, но изредка приходят в храм - на Пасхальный крестный ход, за Крещенской водой, чтобы принести домой освященные вербы в Вербное воскресенье, ветки березы на Троицу или плоды на Преображение и т. д., а также к родственникам и друзьям на Крещение, Венчание и отпевание усопших. И, наконец, шестая группа - это крещенные, как правило, в младенчестве, но не живущие христианской жизнью и никогда не бывающие в храме, а порой и враждебно относящиеся к вере и Церкви. По отношению к этой группе более уместна миссионерская деятельность, но порой и труды катехизаторов могут повлиять на обращение человека к вере.

Катехизическую деятельность условно можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию. Оглашение - беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с известным еще со времен Древней Церкви. Под оглашением теперь стало пониматься проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором и одной покаянно-исповедальной беседы со священником. Такой объем научения вере не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей, исторически присутствовавших в древности, сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случая обозначаемая как катехизические или богословские курсы.

***

Читайте также по теме:

***

Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи воцерковления человека. В идеале катехизация после Крещения - это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Послекрещальная катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.

Остановимся на наиболее востребованных формах катехизации после Крещения.

Церковная проповедь, пастырское слово призваны сопровождать каждое богослужение, таинство и обряд, актуализируя для участвующих в них Священное Писание и Предание Церкви.

Богослужебные негимнографические чтения (синаксарь в русском переводе на двунадесятые праздники, толкования Священного Писания на Всенощном бдении, жития святых и т. п.) и своевременные комментарии к богослужебным текстам позволяют полнее раскрывать и использовать катехизический потенциал богослужения.

Заметный импульс в приобщении новоначальных христиан к церковной жизни и прохождении последующей систематической катехизации способны придать разовые и регулярные катехизические мероприятия, такие как:

  • размещение просветительских стендов;
  • распространение катехизических листков и иных материалов;
  • приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;
  • внебогослужебные чтения и собеседования;/li>
  • экскурсии по храму и паломнические поездки (с катехизическим содержанием);
  • просветительские интернет-проекты, и др.

Краткосрочные и долгосрочные катехизические программы. К краткосрочному катехизическому курсу относятся соответствующие оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев и малолетних детей, а также беседы перед таинством Брака [3] (венчанием). Следующей ступенью является тайноводственный курс "практического воцерковления", в котором предлагается принять участие прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на передачу базовых представлений обо всех основных аспектах церковной жизни человека и на содействие ее практической реализации.

Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов. Основой программы длительного катехизического курса призван стать Современный катехизис Русской Православной Церкви.

Схематично катехизация взрослых в наиболее распространенной форме - воскресной школы для взрослых - может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных предметов должны обязательно изучаться Священное Писание, библейская история, история Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, иконографию, как не только обладающие назидательной составляющей, но и наглядно иллюстрирующие все, что человек будет изучать в основном блоке.

От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования, которые отнесены нами к разовым и регулярным катехизическим мероприятиям. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и тематические встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех желающих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.

Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.

Формы и соответствующие им направления катехизации взаимодополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т. д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.

Денис Туголуков,

заведующий сектором катехизации Синодального

отдела религиозного образования и катехизации

Православное образование

Примечание

1. "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви" / Документ утвержден Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года).

2. Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2011 г. (Журнал № 152).

3. См. документ "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви".

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru