Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Вопросы православной миссии и катехизации


Проект документа Межсоборного Присутствия

"О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви"

16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа "О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви", направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

1. Призванная действовать по образу Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий.

Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1 Пет. 4:10). Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: "Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1 Кор. 12:5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37-39) заключается важнейшая задача мирян. Быть для ближнего милосердным самарянином из евангельской притчи – нравственный долг каждого православного христианина. Миряне обладают огромным потенциалом и опытом для участия в социальном служении Церкви. 

Социальное служение Церкви (церковная благотворительность, церковная социальная деятельность, диакония) – это инициированная, организованная, координируемая и/или финансируемая Церковью деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся денежными средствами, имуществом, советом, трудом. 

Дела милосердия могут совершаться мирянами как в индивидуальном порядке (частная благотворительность), так и принимать организованные формы (общественная благотворительность). 

2. Уже Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16:9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14:31), избавляет от смерти (Тов. 4:10; 12:9) и очищает всякий грех (Тов. 12:9; Дан. 4:24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12:8; Ис. 58:6-7). 

В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29:16; Лев. 25:35; Втор. 15:7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1:17; Ис. 58:7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25:21); одеть нагого (Тов. 1:17; Ис. 58:7); помочь больному и калеке (Иов 29:15; 2Мак. 8:28); поддержать вдову и сироту (Иов 29:12-13; 31:16-17; Притч. 31:8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17:27-29; Ис. 58:7); позаботиться об узниках (Ис. 58:6; 61:1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19:9-10) или предоставлять мелкие беспроцентные ссуды (Лев. 25:35-37; Втор. 15:7-11). 

Однако понятие "ближнего", в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15:3, 7-11; Исх. 22:25-27; Лев. 25:35-37; Втор. 23:20). Кроме того, ветхозаветные благодеяния – это скорее результат законодательного повеления, а не веления сердца. Основной аргумент этого законодательства – страх Божий (Сир. 4:5-6; Тов. 4:7). 

В Новом Завете диакония является продолжением служения Христа, Который "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45). Помощь ближнему – это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: "Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:34-35). Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Любовь к ближнему – священное призвание и нравственный долг каждого христианина (Ин. 13:34). Притчей о Страшном Суде Спаситель ясно говорит, что делающий благо ближнему делает его Богу (Мф. 25:40). 

Все члены Церкви составляют "одно тело во Христе" (Рим. 12:5). Между ними должно существовать общение веры и любви, выражающееся в том числе во взаимной помощи и совместных социально значимых трудах. Церковь – это семья Божия в мире. В этой семье не должно быть никого, кто страдал бы от отсутствия необходимого. Вместе с тем, социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30-37). 

Превосходнейшую часть любви, по выражению святителя Григория Богослова, составляет любовь к бедным, жалость и сострадательность, "ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердное". По мнению святых Отцов, всякая благотворительность ценна тогда, когда совершается от полноты веры. "Давай, что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты – хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного" (свт. Григорий Нисский).

Благотворительная деятельность в эсхатологической перспективе оказывается предвосхищением реальности Царства Божия.

Милосердие заложено в природе Церкви, оно является неотъемлемым выражением самой её сущности.

3. К служению милосердия призваны все христиане, и оно имеет свои неотъемлемые духовные черты. Качества, которые требуются от любого участвующего в этом служении Церкви, – кротость, долготерпение, искание не своего, а Божия, послушание старшим, самоотверженность, навык прибегать в трудностях к помощи Божией, смирение. Участвуя в служении ближним под руководством внимательного духовника, христианин может стяжать эти качества. Именно о такой душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что "более больной благотворит ему [служащему], нежели он больному". 

Христианин должен видеть в каждом человеке, обращающимся в Церковь за помощью, не просто "социальную категорию", а личность, со своей историей жизни, духовным путем, то есть человека, созданного по образу Божию, памятуя, что в образе нищих приходит к нам Сам Христос.

В зависимости от возраста, профессии, жизненного опыта, состояния здоровья и прочих обстоятельств каждый мирянин способен понести разный объем нагрузки, связанной с социальной церковной работой. Исходя из этого, сложились разные организационные формы участия мирян в церковной социальной деятельности:

Штатный сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.). Для него церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике – сфера ответственности духовников церковных социальных учреждений.

Епархиальный социальный работник.

Социальный работник в благочинии.

Приходской социальный работник – координатор социальной работы на приходе, состоит в штатном расписании прихода, получает заработную плату из приходского бюджета, являясь при этом активным членом той церковной общины, социальную работу которой координирует. В своей работе подчиняется настоятелю и подотчетен приходскому собранию.

Сестра милосердия. Сестринское служение – особый вид участия мирянок в церковной диаконии, сформировавшийся еще до революции 1917 года. Примером православного сестричества милосердия может считаться дореволюционная московская Марфо-Мариинская обитель. Существующие сегодня сестричества руководствуются различными уставами. Можно сказать, что сестричества – это приходские объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия, руководимые духовником сестричества, обычно имеющие устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной, светской или церковной, работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных, долговременных обязанностей.

Доброволец (волонтер), член приходского сестричества или братства. Волонтером является человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтёра часто не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Желательно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные предпочтения и способности волонтера.

Жертвователь. Мирянин, жертвующий на социальные нужды, играет важную роль в приходском и общецерковном служении милосердия. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической приходской и общецерковной социальной деятельности. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.

Член попечительского совета. Важная разновидность служения мирян – это участие в попечительских советах при социальных учреждениях (как государственных, так и негосударственных). Попечительские советы обеспечивают открытость таких учреждений для общества, привлекают к ним помощь, контролируют качество жизни подопечных, обеспечивают преемство удачного опыта.

Сотрудник государственного социального учреждения. Поскольку в осуществлении своего социального служения Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством (а государственные соцучреждения часто являются объектами церковной помощи), к делу церковного социального служения могут привлекаться сотрудники государственных социальных и медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал интернатов, социальные работники и т.д.), в том числе пока не являющиеся активными членами Церкви. Очень важно особое пастырское и миссионерское внимание со стороны вдохновляющих церковную социальную работу клириков к сотрудникам госучреждений, зачастую особенно нуждающихся в духовной помощи.

Для эффективного развития церковно-социальной деятельности важно участие в ней как волонтеров, так и штатных профессиональных диаконических работников.

Конкретная социальная деятельность мирян в рамках упомянутых организационных форм может быть весьма различной: помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, семьям, потерявшим кормильца, страдающим и стремящимся освободиться от алкогольной или наркотической зависимости, а таке людям, попавшим в иные трудные обстоятельства. Это может быть медицинская, социальная, материальная, психологическая, консультационная, духовная помощь. Фактически – это помощь всем, кто страдает и нуждается в христианской любви и поддержке делом, словом, молитвой.

4. Развитие социального служения Церкви возможно более широкое привлечение ее верных чад к этому служению на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.

1) На общецерковном уровне:

На общецерковном уровне координацию церковно-социальной деятельности в целом осуществляет Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. В целях активного привлечения к этой деятельности мирян Отделу следует активизировать следующие направления деятельности:

- разработка и координация общецерковных программ оказания помощи нуждающимся по различным направлениям социальной деятельности;

- разработка методических материалов для обучения мирян по отдельным направлениям социального служения (в зависимости от категории нуждающихся в помощи) и распространение их в епархиях; 

- организация регулярных обучающих семинаров для различных категорий мирян, участвующих или желающих участвовать в социальном служении Церкви, а также практических семинаров для священнослужителей по организации социального служения;

- создание совместно с Учебным комитетом и введение в учебный план духовных школ краткого курса по организации социальной работы на приходе;

- разработка плана/методики действий в экстренных ситуациях, требующих скорого вмешательства;

- продолжение в координации с Отделом внешних церковных связей обмена опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими начинаниями, анализ и использование опыта других христианских конфессий, в силу исторических причин в большей степени развивших социальное служение.

2) На епархиальном уровне:

На уровне епархии расширение участия мирян в церковно-социальной деятельности входит в задачу епархиальных отделов по благотворительности и социальной работе. Общее руководство деятельностью епархиальных отделов по благотворительности осуществляет правящий архиерей. Епархиальным отделам:

- необходимо обращать внимание клириков епархии на важность привлечения мирян к практическим делам милосердия, объяснять высокое значение благотворительности как особого духовного поприща православного мирянина; 

- следует проводить епархиальные обучающие семинары для клириков по организации социальной работы, а также курсы подготовки церковных социальных работников;

- важно оказывать всемерное содействие в распространении в епархиях методических и информационных материалов, подготовленных специализированными церковными организациями и предназначенных для приобщения и обучения мирян различным видам диаконической работы;

- полезно создавать в епархиях объединения мирян – специалистов в той или иной области: врачей, учителей, психологов и т.д. К организации церковной социальной работы следует более широко привлекать жен священнослужителей; использовать имеющийся опыт создания женами священнослужителей общественных организаций;

- надлежит содействовать освещению в средствах массовой информации церковной социальной деятельности, осуществляемой на территории епархии, с целью вовлечения в нее мирян; по возможности организовывать социальную рекламу церковных начинаний;

- надлежит содействовать укреплению материальной базы приходских, монастырских и епархиальных социальных программам мирян за счет церковных и привлеченных внешних средств; 

- следует ввести поощрения для мирян, ведущих активную социальную работу, и клириков, вдохновляющих и окормляющих социальные церковные инициативы.

3) На приходском уровне:

Дела милосердия на приходе свидетельствуют о том, что он является живой общиной. Диакония есть средство укрепления приходской общины и объединения людей вокруг храма в служении Богу и ближним. В задачу священника  входит, как правило, общая организация, координация, контроль за выполнением мирянами церковно-социальной работы, а также их духовное окормление. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы может быть возложено на мирян. Социальная работа на приходе может начаться с развития взаимопомощи между прихожанами, постепенно охватывая все более широкие круги нуждающихся в помощи людей. Для вовлечения мирян в церковно-социальную деятельность на приходе:

- важно разъяснять во время проповеди спасительный смысл дел милосердия, а также оповещать прихожан о конкретных нуждающихся и социальных начинаниях прихода;

- необходимо из среды прихожан избрать ответственного за социальное служение прихода, озаботившись о прохождении им соответствующего обучения;

- социальная работа на приходе должна начинаться с заботы о малоимущих, одиноких и престарелых прихожанах

- приходская социальная деятельность может включать в себя заботу об инвалидах, сиротах, беспризорных и иных обездоленных людях;

- важно призывать мирян, особенно тех из них, кто по занятости не в состоянии принимать личного участия в реализации приходских и общецерковных социальных проектов, участвовать в социальной работе посильными денежными пожертвованиями, пусть и небольшими, обеспечивая при этом прозрачность использования целевых денежных средств;

- нужно развивать практику предоставления приходских помещений для собраний групп взаимопомощи, групп милосердия, добровольцев;

- необходимо по возможности освещать в средствах массовой информации социальную деятельность мирян на приходе; рекомендуется использовать для этих целей Интернет, размещать на приходских сайтах информацию о социальных проектах мирян и о нуждающихся в помощи прихожанах;

- священнослужителям надлежит иметь особое попечение о тех прихожанах, которые участвуют в делах милосердия, уделяя пристальное внимание профилактике "синдрома выгорания", посильности взятых мирянином на себя обязанностей, отслеживанию духовных трудностей этого служения, совместной молитве и молитве друг за друга;

- наряду со взрослыми и молодежью, следует привлекать к делам милосердия детей и подростков, предоставлять им возможность посильного участия в практических приходских социальных инициативах; 

- приход должен знать о существующих в его окрестностях государственных социальных и медицинских учреждениях, сотрудников которых необходимо привлекать к церковной социальной деятельности; важно учитывать, что светские специалисты, профессионально занятые в областях, попадающих в сферу приходской социальной работы, могут и должны стать помощниками и соработниками Церкви в деле реализации ее социальных проектов.

4) В монастыре:

В монастыре, осуществляющем тот или иной вид церковно-социальной деятельности и привлекающем к ней мирян, эта деятельность сообразуется с особенностями монастырской жизни.

Богослов.Ru - 16.12.2010.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru