Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Вопросы православной миссии и катехизации


Как царица Тамара крестила вайнахов

Тамара Великая – царица Грузии XII-XIII веках, по свидетельствам современников была личностью выдающегося ума и приятного характера. Причислена к лику святых Православной Церковью, список заслуг еe как политического и общественного деятеля можно перечислять бесконечно. Отдельное место в ее правлении занимает христианизация территорий нынешней Чечни, Дагестана и Ингушетии.

Как царица Тамара крестила вайнахов

Языческие верования вайнахов

До принятия христианства на территории Чечено-Ингушетии преобладало местное язычество: известны такие божества как Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух и другие. Божества олицетворяли силы природы и до сих пор народы Кавказа используют их в качестве имен. Отголоски язычества прослеживаются и в клятвах – в Чечне клянутся солнцем, землей, небом.

Пантеон средневековой Чечено-Ингушетии достаточно сложен, в связи с тем, что каждое поселение, село и некоторые семьи могли иметь свое божество-покровителя. На общем фоне выделяются боги Дела́, Тушоли́, Мятцил, Сиели, Ерды, Молыз-Ерды.

Верховным богом у язычников-вайнахов был Дела, в молитвах другим божествам прослеживается их подчиненная роль к этому богу. Интересно, что поклонение Дела сохранилось после принятия ислама: его имя из-за созвучия отождествлялось с именем Аллаха.

Выделяется из сонма богов Чечено-Ингушетии Галь-Ерда. Его почитали преимущественно жители Джейрахского ущелья, основу хозяйства которых составляло скотоводство. Это трудолюбивое божество, помогающее скотоводам, в древних молитвах которых отражены и национальные черты характера этого народа: "Кто не любит тяжелого труда для насущного хлеба, пусть те люди никогда да не восторжествуют над нами…".

Христианство в Ичкерии

После восхождение на трон, царица Тамара оказывала большое внимание на нужды Церкви. Сама она была человеком щедрым и богобоязненным. Во время ее правления в Грузии были построены много красивых христианских храмов. Неудивительно, что Тамар хотела приобщить языческие народы своей страны к учению Христа (с точки зрения христианства – мессианство является важнейшей частью учения, ведь не знающие Христа не спасутся во время Страшного Суда).

Миссия христианской церкви имела не только религиозное, но и культурное и экономическое значение – по сути произошло восстановление международных контактов. С помощью грузинских архитекторов в Ассиновском ущелье были построены великолепные храмы, но многие из них канули в лету (о них нам известно благодаря сказаниям местных жителей). Из сохранившиеся до сих пор известны три: Таргимский храм, Алби-Ерда и Тхаба-Ерда, последний самый большой по площади – более 100 метров квадратных. Во внутренних помещениях были найдены захоронения, а также крещенская каменная купель.

По свидетельствам археологов, в XII веке возле Тхаба-Ерда были построены еще две церкви, об этом свидетельствует обилие христианских крестов на территории комплекса.

Кроме археологических памятников на территории Ичкерии существуют и письменные источники, подтверждающие распространенность христианства в Чечне и Ингушетии. Учеными были найдены и проанализированы пергаменты, которые представляли собой списки грузинской Псалтыри.

До сих пор большинство дней недели у чеченцев называются словами из грузинского христианского календаря, кроме вторника, среды и четверга.

Окончание христианской миссии

Монгольское завоевание XVIII века уничтожило Грузинское государство и прекратило миссионерскую деятельность Грузинской церкви. Культурная, социальная и экономическая жизнь региона тоже пострадала – пограничные посты монголо-татар отрезали вайнахов от внешнего мира. Местное население вернулось к язычеству, а христианские церкви были переделаны под языческие святилища.

Вплоть до XV-XVI века в культурной жизни вайнахов преобладал политеизм, пока исламская миссия из Кумыкии не пришла на территорию Чечено-Ингушетии и через два века практически все население региона не приняло учение Пророка Мухаммеда.

Во что же мы веруем?

В мире тонких подмен правда часто искажается. Поэтому важно помнить, во что же мы, православные христиане, веруем и как понимаем иконопочитание. Вряд ли смогу сказать что-то новое, ведь об этом Церковь уже вынесла свое суждение на VII Вселенском Соборе и об этом уже написали великие святые.

Святой Иоанн Дамаскин сформулировал суть православного понимания иконопочитания так: мы не поклоняемся ни доске, ни краске, ни мастерству художника; мы видим образ и обращаем свой мысленный взор к Первообразу – к Богу.

Об этом писал и автор "Катехизиса" святитель Филарет (Дроздов): "Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображенных".

И еще одна цитата. На этот раз из современного документа. В "Практическом руководстве по приходскому консультированию" сказано: "Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него".

Но до понимания этого надо еще дойти. Надо преодолеть путь ложной информации, искаженных советов, рекомендаций "знающего человека" и многое другое. Но опять же вспомним, что сказано об этом в Писании: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12).

Мария Ярошенко

Кириллица - 11.11.2017.

***

Молитва благоверной царице Тамаре Грузинской:

  • Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской. Святая Тамара Грузинская - мать и небесная покровительница Грузии, благотворителей, храмоздателей, судей, воинов и прочих государевых людей, а также творческой интеллигенции. Царице Тамаре молятся для защиты дома и семьи от бед, воровства и прочих напастей. К ней, чтимой в ряду жен-мироносиц, обращаются для защиты от пагубных пороков своих и близких, от неверия или сомнений в вере, об исцелении от душевных и телесных недугов, о полноте и глубине покаяния и о заступничестве перед Господом для спасения души.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru