Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Вопросы православной миссии и катехизации


Семиотические аспекты христианской проповеди

Любая проповедь ориентирована на конкретную аудиторию, в зависимости от которой изменяется содержание, композиция, стиль и даже соответствующий способ произнесения. Как семиотика служит делу проповеди, расскажет статья аспиранта Московской духовной академии Зиновия Чеснокова.

***

Икона Господа "Всевидящее Око Божие"

Икона Господа "Всевидящее Око Божие"

Это одна из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - глазу.

Всевидящее Око Божие Круг первый, центральный, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.

Круг второй представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, нос и уста. Надпись по окружности: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем".

Над вторым кругом изображена с воздетыми руками Богородица. И третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: "Очи мои на верныя земли посадити и с собою". Надпись на окружности: "Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая".

Круг четвёртый, самый большой, изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями: "Серафим слово Бог", или же в этом круге четыре ангела, из которых два внизу со свитками.

Венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено "Небо небес" с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: "Бог с небесе сияния своего сподоби мя". На всей же окружности четвёртого круга надпись: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея". Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах - четыре круга евангелистов, от третьего круга - за четвёртый; на окружностях - имена и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

***

Величайшим проповедником Христианства является святой апостол Павел. О познании Бога он сказал: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20). Таким образом, Бог благословляет науку, смысл которой заключается именно в рассматривании творений. Историк науки Уэвелл Уильям называл её истолкованием Природы[1].

Там, где есть истолкование, есть и знак, который подвергается интерпретации. Знак, его истолкование, и все, что с этим связано, изучает семиотика. Один из основоположников семиотики, Чарльз Пирс в своей статье "Что такое знак?" пишет, что рассуждение – это интерпретация (толкование) знаков. Рассуждение – инструмент науки, без которого она не существует. "Каждая интеллектуальная операция включает триаду символов", "мы думаем только при помощи знаков"[2]. "Искусство рассуждения – это искусство располагать в определенном порядке такие знаки и находить истину"[3]. Следовательно, можно построить силлогизм: 1) Наука – это толкование (природы); 2) рассуждение – это толкование (знаков). Общее место: И наука, и рассуждение – это толкование.

Толковать можно только знак. Если наука толкует природу, то это значит, что (как минимум для Уэвелла) природа не есть объект, а только знак. Что же тогда является её объектом? Исходя их слов апостола Павла – Бог. Раскрытие семиотического аспекта науки необходимо ведет к выводу о существовании Автора. Сама природа есть живое Богословие.

Поскольку упомянули эту сферу, посмотрим на творения великого богослова – святителя Григория Назианзина. И он рассуждает, используя эллинскую мудрость, толкует Писание, применяет символы, то есть пользуется семиотикой.

Как и в любом искусстве, в Богословии и в науке есть свои правила, соблюдение которых позволяет познать истину и избежать ошибок. Об этих правилах пишет свт. Григорий в слове первом о богословии. "Богословствовать можно не перед всяким", то есть проповеднику необходимо учитывать состояние слушателя. А само содержание слова будет благовестием только тогда, когда оно будет отражать личный опыт. Опыт – один из методов и научного познания. Святой Иоанн Богослов обращает наше внимание на то, что его повествование именно о том, "что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин.1:1). Богословие Святителя Григория отражает его личный духовный опыт и предназначается строго определенной аудитории, имеющей конкретные установки восприятия. Семиотика существенным образом связана с эмпирикой, так как без опыта, т.е. без объекта, знак лишен смысла. А опыт всегда чей-то, это личный опыт.

И все это рассматривает семиотика. Особую роль личного восприятия Пирс поясняет так: "Символ может вместе со сфинксом Эмерсона сказать человеку: Я – взгляд твоих глаз".

Чтобы убедиться, что проповедь Святых Отцов – это всегда плод опыта и при этом предназначается конкретной аудитории, а не для всякого человека, можно поразмышлять над таким описанием явления Христа преподобному Симеону Новому Богослову: "Итак, лишь только я очистился и освободился от уз, Он подает мне Божественную руку, поднимает из болота, весь, обнимая меня, падает на шею и (увы мне! как я стерплю это) беспрестанно целует меня"[4]. Переводчику пришлось в сноске со ссылкой на другие тексты прп. Симеона пояснять, что целование Христа – это свет. Приобщение к нетварному Свету Божества. И прежде чем подумать о болоте жизни в переносном смысле, в вашем сознании возникает образ болота, понимаемый буквально, как вода и жижа. Не имея представления о болоте в лесу, вы не поймете мысли автора. В этом тексте толкованию подвергаются слова-знаки "целовать" и "болото".

Семиотика универсальна для науки, философии и академического богословия, значит, она может быть общим языком их диалога.

***

Читайте также по теме:

***

Практические выводы таковы:

1) Раскрытие семиотических аспектов пополняет апологетический инструментарий, служит делу проповеди;

2) Знание законов семиотики позволяет избегать помех коммуникации и ошибок в рассуждении и проясняет изложение мысли;

3) Семиотика позволяет раскрыть творение как диалог Бога с человеком и миром;

4) Семиотика побуждает к вниманию в аскетической жизни, в которой важнейшее место занимает правильное толкование внешних явлений и внутренних состояний подвижника.

Мир – это множество знаков. И человек, этот образ Божий – главный Знак. Знак присутствия Бога.

Зиновий Чесноков

Богослов.Ru - 14.07.2017.

Использованная литература

1. Исторiя индуктивныхъ наукъ от древнѣшаго и до настоящаго времени Вильяма Уэвелля. Пер. М.М. Антоновича и А.Н. Пыпина. Т.I. Изданiе "Русской книжной торговли". СПб.: 1867. С.XV

2. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 3(7). —С.94

3. Там же.С.95

4. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Правило веры. М.:2006, С.21

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru