Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Михаил Пселл - творения


Михаил Пселл. Обзор риторических идей

Михаил Пселл (1018 - около 1078) - учёный византийский монах, автор исторических и философских трудов.

Михаил Пселл (слева). Византийская миниатюра

Михаил Пселл (слева). Византийская миниатюра

***

Выполняя твой наказ, шлю тебе в этом письме коротенький учебничек риторических "идей". Начну с первой из них, с ясности. Ясность (σαjηνεια) делится на два подвида, на чистоту (καJαροτηV) и точность (ευκρινεια). Чистая речь имеет мысли, общие для всех, не содержащие в себе ничего глубокого, ее метод (μεJοδοV) - голое изложение событий без каких-либо внешних добавлений, слова ее не отобранные, а общие для всех (κοινην). Ее фигуры - правильность, колоны у нее малые и комматические, сочетания - те, в которых нет заботы о зиянии (συγκρουσιV) звуков, клаузулы в ней ямбические и трохаические и такая же у нее концовка (καταληχιν). Точная речь имеет мысли упорядоченные, свое рассужденне она ведет от начала и предначертывает его дальнейший ход и результат. Метод точиой речи состоит в том, чтобы располагать вещи естественно, ее фигуры - это собирание, перечисление, а словарный состав, колоны, клаузулы и ритм в ней такие же, как в чистой речи.

Величавая речь (μεγεJοV) делится на торжественную (σεμνοτηV), суровую (τραcυτηV), стремительную (σjοδροτηV), блистательную (λαμπροτηV), оживленную (ακμη), пространную (περιβολη). В торжественной речи мысли касаются Бога самого по себе, равно как и божественных предметов, например сроков и вращения целокупности, справедливости, целомудрия и других подобных вещей. Торжественкая речь включает в себя четыре мысли о великих (лакуна в тексте)... Метод у нее - решительное, без колебаний утверждеиие, словарный состав - пространный, фигуры - правильность и (лакуна в тексте)... Сочетание то, которое сталкивает звуки, дактилическое, анапестическое, спондеическое. Клаузула та, которая останавливает речь на спондее или дактиле без каталексы. Суровая речь заключает в себе мысли, направленные против высших лиц, когда обличителями выступают низшие. Ее метод состоит в том, чтобы делать это открыто, словами она пользуется стершимися, которые сами по себе сухи. Фигуры в суровой речи это повеление и укоризненный вопрос, колоны ее очень короткие, чаще всего комматические, сочетание допускает зияние и нагромождение звуков. В стремительной речи бывают мысли порицающие, обличающие людей низших. Ее метод - говорить открыто, ее словарный состав допускает нужное для дела словотворчество. Ее фигуры - это личное обращение (κατ’ αποστροjην) и доказывание (απυδεικτικον). Колоны в ней комматические, чаще всего отдельные слова. Сочетанне клаузулы и ритм в этой речи такие же, как и в суровой. Блистательная речь содержит в себе мысли, которые вселяют в ритора храбрость или, вернее, в которых он проявляет свою храбрость. Метод блистательной речи состоит в том, чтобы не колебаться и о славных вещах говорить с большим блеском. Слова в ней торжественны, фигуры - отрицание (κατ’αναιρεσιν), бессоюзие (ασυνδετον), причастные обороты (πλαγιασμοV), оторванность слов друг от друга (αποστασιV) и удлиненность колонов (μακροκωλια), остальное же все совпадает с торжественной речью. В оживленной речи мысли и методы такие же, как в суровой и стремительной, фигуры - такие, как в блистательной, колоны, сочетание, клаузулы, ритм такие, как в блистательной. В простран- ной речи мысли дополняются чем-то извне: род видом, неопределенное определенным или целое частью. Ей свойственно не просто излагать голые события, а перебирать их. Ее фигура - это вторжение одной фразы в другую (επεμβολη). Это, пожалуй, больше относится к методу, т. е. к перестановке (αναστροjη), к вставке (επεμβολη), к преувеличению качества (αυχησιV), к упоминанию доводов раньше высказанного утверждения. Каких-либо особенностей в словарном составе пространная речь не имеет, если не считать синонимов. Ее фнгуры - это перечисление (απαριJμησοιV), последовательность (απαριJμητικον), предпочтение (κατα προτιμησιν), предположение (κατα υποJεσιν), расчленение (μερισμοV), причастные обороты (πλαγιασμοV), нагромождение разных мыслей (επιτρεcον), разрыв (αποστασιV), сплетение отрицаний, округленность (συστροjη), вторжение одного предложення в другое.

Красивая речь не делится на подвиды. У нее нет особых, именно ей свойственных мыслей или методов. Ее фигуры - это парисосы, повторение одинаковых начальных колонов (επαναjυρα), повторение концовок (αντιστροjη), градация (κλιμαχ), отрицания (αναιρεσειV), расчленение ради сопряжения (μερισμοV κατα συζυγιαν), гипербат, новые слова (καινοπρεπη), употребление одного и того же слова в разных падежах (πολυπτωτον). Колоны в красивой речи очень небольшие, сочетание не допускает зияния гласных.

Не делится на подвиды и горячая речь. Особых, только ей свойственных мыслей она не имеет, метод ее состоит в том, чтобы пользоваться быстрыми антитезами. Ее фигуры - это прерывание речи вводными замечаниями (εχ υποστροjηV επεμβολη), причастные обороты (επιτρεcον), бессоюзие, перечисление имен (κατ’ ονομα κομματικον), перемены конструкции в мелких отрезках (κατ’ελαcιστου εχαλλαγαι), негладкие сплетения, сочетание в горячей речи бывает без зияния, клаузула оканчивается на трохей и нестойкая.

Правдивая речь тоже неделима. Мысли в ней простые и пристойные. Метод - досада и другие страсти, пользование ими без предварительного предупреждения и непоследовательность в страстях. Слова в ней суровы. Ее фигуры - это стремительность в жалобах (ελεεινολογιαιV) и в изложении основного содержания (επιjοραιV), а также обращение сначала к одному лицу, затем к другому (αποστροjαι), утверждение уже высказанной мысли (επικρισειV). Сочетание, клаузулы, ритм в правдивой речи такие же, как в стремительной. Жалобы в ней должны быть просты.

Тяжелая речь - это такая речь, которую нельзя рассматривать саму по себе и которая состоит из простоты, пристойности и чего-то еще, что свойственно другим чертам характера. Мысли в ней - порицающие, метод - ирония, фигура - сомнение в том, что считается признанным. Остальных шести частей она не имеет, но довольствуется теми, которые свойственны речи, выражающей характер.

Простота - одна из "идей", выражающих в речи характер. Мысли в ней те, которые свойственны откровенным характерам и касаются бессловесных животных и растений. Методы те же, что и в чистой речи, а также плеонастическое упоминание частностей. Слова своеобразные, например "братствовать". Фигуры и колоны те же, что и в чистой речи. Сочетание очень простое и свободное, клаузула стойкая. Сладостная речь вычленяется из простой. Мысли в ней "мифические", близкие к мифам, услаждающие наши чувства, такие, в которых к непреднамеренным вещам добавляется еще и намерение. Методы те же, что и в чистой речи, слова простые, чаще всего поэтические, фигуры те же, что в чистой речи, сочетание беэ зияний, клаузула та же, что в торжественной речи, стойкая, ритм такой же, как в простой речи. Из простой речи вычленяется и речь остроумная (δριμυV). Мысли в ней умышленно глубокие и такие, когда слово обозначает общеизвестную мысль, но само в этом смысле не употребляется обычно или когда это парономасия и когда мы, прибегая к образному языку, привносим новый смысл в него.

Из речи, выражающей характер, вычленяется речь "пристойная". Мысли в ней такие, когда кто-то себя добровольно умаляет, а протнвника возвышает в чем-то. Ее метод - не говорить запальчиво против врага, а остальное в ней то же, что в чистой и простой речи.

Мощная речь не делится на подвиды. Мысли в ней парадоксальные, глубокие, не терпящие возражений и вообще те, которыми создается величие. Метод ее тот, который подходит для подобных мыслей и создает величие. В речи действительно, а не только по видимости мощной, пригодны бывают мысли простые и выражающие характер. Слова в мощной речи веские (αχιωματικη), отточенные. В подлинной, а не кажущейся мощной речи слова бывают простые и выражающие характер. Ведь речь лишь по видимости, а не на самом деле мощная главную свою силу имеет в словах. Фигуры, колоны, сочетание, клаузула и ритм у нее такие же, как в величественной речи.

Михаил Пселл

Цитировано по:

Античность и Византия. Сб. ст. - М., 1975. - С.158 - 160

Азбука веры

***

Труды Михаила Пселла

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru