Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Святитель Мефодий Патарский - творения


Мефодий Патарский. О пиявице, о которой говорится в книге притчей, и о (словах) "Небеса проповедуют славу Божию"

Память: 20 июня / 3 июля

Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский (около 260 - 312) - богослов и апологет, первый кто выступил с критикой Оригена.

Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

Оглавление

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Глава 1

1. Венец из цветов сплетаю я для Христа, [но] не из [тех], которые похожи на [приносимые] иудеями, - не из таких. Ведь они полагали, [что можно] умилостивить Бога кровью животных, а мы, принявшие словесные жертвы (1Пет. 2:5), не умеем приносить агнца н тельца. Но, как пчела, находящая медоносные источники, летая по росистым цветам, берет благоухание [нынешних цветов], принося нам плод, соответствующий полю, - так и мы, летая на легких крыльях мудрости и, по Евангельским и пророческим [наставлениям], наполнив [1] [наши] меры (Лк. 6:38), разнообразными песнями и изречениями, будем умилостивлять Бога этим духовным почитанием.

2. Боюсь, что это сочинение окажется трудным и тяжелым, так что, о Евстохий, я не в состоянии буду духовно истолковать [то, что] ты поручил мне. Ибо трудно правильно говорить о Боге. Однако сам Господь усиленно повелевает не лениться и ни в чем не уклоняться от исследования Писания, говоря: Исследуйте Писания, ибо в них вы имеете жизнь вечную (Ин. 5:39).

3. Так, по Евангелию, некто, желая построить башню (Лк. 14:28-29), не мог совершить [этого]. Христос учит нас этою притчею не восходить в [область] невозможного, то есть в смысл того, что превышает наше разумение, но, соразмерно с нашими силами, говорить и поучать прежде всего о познаваемом.

4. Тем не менее, веруя, что Господь может родить во мне слово, я выхожу на дело и отваживаюсь говорить. "Излилось из сердца моего слово благое" (Пс. 44:2). Хотя пророк сказал это [о] Отце и о Сыне, но [также] и Дух Святой в благочестивых [2] и чистых [людях] рождает благое слово и божественные мысли.

5. Поэтому, о душа, приобрети надежду на Бога и просветись светом познания (2Кор. 4:6). Поучайся в законе Господнем день и ночь (Пс. 1:2; Нав. 1:8). Не давай места духу прельщения и подражай всем другим добродетелям того, кто сказал: "Ради страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве, и болели, и родили дух спасения" (Ис. 26:18) и т. д.

6. Плотское сделай бесплодным, ибо оно противится духу (Гал. 5:17). Приобрети образ Христа (Гал. 4:19), находящегося в тебе, чтобы и ты мог с дерзновением сказать: "Излилось из сердца моего слово благое" (Пс. 44:2).

Глава 2

1. Для начала слова пусть будет достаточно [сказанного], чтобы нам не показаться как бы препятствующими слову; обратимся же к намеченному [нами], предлагая духовное истолкование. Сделаем здесь начало.

2. Будем сначала говорить о названии [рассматриваемой] Книги. [Она] называется "Притчи" по той причине, что говорит притчами, представляя сказанное сравнением одного предмета с другим. А чтобы мне не показаться говорящим без доказательства, буду говорить с доказательством.

3. В книге Судей (Суд.9) говорится о том, что, после убиения сыновей Иероваала, младший сын, убежав, взошел на гору Гаризим и восклицает, понося [жителей] Сихема, так как они забыли Иероваала, мужа доблестного и многократно хотевшего умереть за своих людей, [которые] вместо него пожелали [иметь] царем того убийцу. [Он говорил] так: "Двинувшись, деревья... пошли поставить над собою царя и сказали маслине: Царствуй над нами" (Суд. 9:8). Но она не захотела. Тогда стали просить смоковницу. И она решительно отказалась. Понуждали виноградную лозу; [потом], так как и она не захотела (Суд. 9:9-13), сказали терновнику: Царствуй над нами. И сказал терновник: Если вы действительно поставите меня царем над собою, то идите [ко мне] и надейтесь на мою защиту. Если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские (Суд. 9:14-15) и т. д.

4. [Поскольку] об этом сказано таким образом, [постольку] надлежит, конечно, понимать, что не о деревьях говорится в этой притче, но о чем-то ином. Для тех же, кто очищен духовно и [освобожден] от плотского Божиим светом, эти слова могут быть понятными.

5. Поэтому и мы помолимся Всещедрому Богу чрез Иисуса Христа во Святом Духе, Который из брения возвышает нищего (1Цар. 2:8), чтобы Он научил нас истинному разумению. Ибо уже пора говорить об этом.

Глава 3

1. У пиявицы были три дочери, которых она очень любила. И три не насыщали ее. И четвертая не удовлетворилась, чтобы сказать: "довольно. Ад, и вожделение женщины, и тартар, то есть преисподняя, и ненасытная земля, и вода, и огонь не скажут: довольно" (Притч. 30:15-16).

2. Пиявка - небольшое животное, обитающее в воде, подстерегающее, чтобы забраться в тех, кто пьет воду. [Во время] питья она входит внутрь [того, кто утоляет] жажду, проникая вместе с поглощаемой водой, так что пьющий даже не замечает, когда она входит в него; она останавливается в начале горла, откуда исходит голос и где происходит поглощение воды, нанося вред тому и другому.

3. Кто же настоящая кровопийца - пиявка, которую не могли насытить любимые дочери? Неужели пророк говорит так об этой видимой пиявке? Не о враждебной ли силе [говорит он], которая, не насыщаясь злобой, живет в духовных водах, как и тот левиафан, о котором пророк говорит в псалмах: "Это - море великое и пространное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил, играть в нем" (Пс. 103:25-26) [Итак], кто же [это]? [Ведь] дети ее - ад и преисподняя.

4. Может показаться, что я говорю соблазнительные [вещи] для понимающих [это] буквально и не могущих правильно уразуметь глубину Писаний [3]. Зададим же такой вопрос: какие яства приносили ей ее дочери, так что не могли насытить ее?

5. Исследуй, не соответствует ли этому слово, сказанное Екклесиастом: "Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются" (Еккл. 1:7). Думаю, что пророк говорит о подобных рекам силах, упавших на землю [с небес] [4], - [которые] как бы перешли от сладости к горечи. А что, [как] он говорит, море "не переполняется", [то это соответствует тому, что] злоба никогда не насыщается приходящими к ней душами.

Глава 4

1. Много есть и других змей в водах; над ними царствует великий и страшный левиафан, про которого Бог говорил многострадальному Иову: Он царь над всем, сущим в водах (Иов. 41:25). А пророк сказал, что Бог сокрушил головы этих змиев (Пс. 73:13); и не только этих, но и того великого [левиафана], кожу с одного только хвоста [5] которого не может поднять никакое плавающее животное.

2. Как сказано в семьдесят третьем псалме: "Ты сокрушил голову левиафана, отдал [его] в пищу людям эфиопским" (Пс. 73:14). Не подразумеваются ли под [этими] эфиоплянами [люди], потонувшие во зле, пища которых - великий левиафан? Блаженны те, которые вкушают тело Господне и пьют Его кровь (Ин. 6:54), а вкушающие плоть духовного левиафана - это враги мысленного света, просвещающего чистые души.

3. Они [эти чистые души], выйдя из страны эфиоплян, достигли свободы и мира не прежде, чем прошли чрез воды неведения и видели сокрушенную голову мысленного фараона. А [когда] мы увидели врага убитым и войско его все низверженным, мы воспеваем победную песнь (Исх. 15:1-5). Какая же это [песнь] [6]? "Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас" (Пс. 123:2-3). И вскоре после этого: "Благословен Господь, Который не дал нас в пищу зубам их" (Пс. 123:6).

4. Чтобы сделать ясными эти слова [о] страшной той и бурной (Пс. 123,5) воде мысленного моря, в которой тонут не тела, но души, не имеющие [своим] кормчим ума, Христос запретил [7] ветру и морю (Мф. 8: 26), чтобы оно не потопило плывущих с Ним в пищу зверям, находящимся [в море]. Благословен Господь Бог, Который не только не дал нас в пищу зубам их (Пс. 123:6), но дает нам также власть наступать (Лк. 10:19) на них.

5. Думаю, что и блаженный Петр, когда он пошел по морю (Мф. 14:29-31) и готов был потонуть, [и когда] Господь простер ему спасающую руку и вывел его из этой бури, вознес Богу и Отцу такие хвалебные слова: "Если бы Слово Твое и Сын не был с нами, то нас потопила бы бурная вода" (Пс. 123:2:4).

6. Вознамерившись уяснить это, и Павел сказал: "Бог... да сокрушит сатану под ногами вашими вскоре" (Рим. 16:20).

Глава 5

1. И в псалмах снова идет об этом же речь: "Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, - они видят дела Господа и чудеса Его в пучине" (Пс. 106:23-24). Кто же так слеп духовными очами [8], чтобы подразумевать [в этих словах] собирателей пурпурных ракушек или губок или тех, которые производят дела свои в морской воде, спускаясь для этого в пучину? Неужели они могут достигнуть большой глубины или узреть чудеса Его в пучине?

2. Что же чудесное есть в пучине по сравнению с находящимися на небе солнцем и луною и звездами? Так и Моисей, удивившись и подумав, как бы народ [еврейский] из-за их превосходной красоты, не наименовал их богами, воззрев на небо, сказал: "Я видел солнце и луну и звезды и всю небесную красоту; вы не должны прельстившись поклоняться им" (Втор. 4:19); [их] Бог уделил язычникам, а вам не так. Если же такие чудеса [существуют] на небе, то для чего сказано о плавающих по морю на кораблях и производящих дела на больших водах, [что они] видят чудеса Господа?

3. Поразмысли же некоторым высшим разумением, не обозначает ли [это] учеников Христовых, исходящих из матери - древнего Иерусалима (Гал. 4:26) - и плавающих телами как бы на кораблях для того, чтобы, увидевши изумительные чудеса Христовы, произвести дела на больших водах, уловляя [9] людей в Христову веру (Лк. 5:10) и извлекая [их] из глубины прельщения.

4. Они поистине уловили нас от идолопоклонства, после того как Господь изведал глубины смерти, пленил [10] врага и открыл хранимые во тьме сокровища (Ис. 45:3). [Все это] видели ученики и удивились. Он же Сам сказал им: "Многие пророки... желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Мф. 13:17), и т. д.

5. И не только удостоились они видеть чудеса, но и совершить дела [для] множества людей. Поэтому они и велят нам избегать того [прежнего] прельщения, а не возвращаться к нему вновь.

Глава 6

1. Это вода, в которой живет левиафан и потопляет любящих его. Эта вода представляется спокойной, будучи преисполненной всяческого беспорядка; эта вода воздвигает огненные волны на приближающихся к ней. Это - мутная вода, в которой пребывает пиявка - кровопийца и сожительница левиафана.

2. Удивительна [ее] природа! Ибо сначала [она] мала [и ее можно] бросить на землю. Поэтому наступай [на нее] и не вкушай [ее], [имея] [11] власть наступать на силу вражию (Лк. 10:19). Когда на нее наступают, она бессильна, а [попадая с] питьем [внутрь], она чрезвычайно опасна. Ибо, когда она заберется и присосется внутри к горлу человека, [тогда] она не дает произнести [ни] слова.

3. Душа, отвратившись от врожденных склонностей, которые увлекают ее, по природе бессмертную, или к размышлению о небесном, или к прозрению грядущего, - вместо этих [мыслей] внимает негодным помыслам, как бы оскверняя веру кровью, так что даже весьма мудрый человек переходит умом [то] в одну сторону, [то] в другую.

4. Поэтому будем избегать ее [пиявки], ибо с трудом врачуются [причиненные] ею раны. Она не насыщается всем злом: смерть и сладострастие и тьма не насыщают ее. Видишь ли ненасытную силу? "Ад, - сказано, - и вожделение женщины, и тартар, и земля не насыщаются, а вода и огонь не скажут: довольно" (Притч. 30:16).

5. Ад постоянно принимает души и не насыщается. Вожделение женщины разжигает грех и принуждает ради сластолюбия отступать от Бога. Тартар - [это] вместилище тьмы. Земля не насыщается мертвыми телами. [Таковы] и огонь и вода: огонь, который попалил содомитян (Быт. 19:24) и вода, потопившая всю землю (Быт. 7:19), не насытились.

Глава 7

1. Довольно побеседовав [12], таким [образом], о пиявице, прочее опустим. Ибо пора истолковать и другой вопрос. "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18:2), и т. д. "...И до пределов вселенной слова их"(Пс. 18:5).

2. О том, что небеса проповедуют славу Божию, пророк говорит от лица Святого Духа. Но так как [существует] много [видов] славы Божией, уместно спросить, какую же [славу] они возвещают. [Идет ли здесь речь] о той славе, о которой открыто написано в [книге] Премудрости Соломоновой: "Она есть дыхание силы Божией и истинное излияние [13] славы Вседержителя" (Прем. 7:25)?

3. Мы же знаем, что нет другой мудрости и славы, кроме Христа, чрез Которого все [получило] бытие (Ин. 1:3), как свидетельствует о Нем и апостол Павел: "Сиянием славы" (Евр. 1:3), - наименовал [он] Его, - славы высшей, чем слава всякой твари (Кол. 1: 15), высшей всего мира, превосходящей всю природу и ничего не получающей ни от кого, кроме Одного Отца; [Он есть] Слава чистая, неизреченная и непорочная, к Которой не примешивается никакой недостаток и о пришествии Которой не надлежало возвещать никому, кроме "небес", то есть самих ангельских сил и прочих [духовных] сил. Поэтому, мне кажется, ангелы весьма мудро именуются "небесами".

5 БО 484-485.. Таким образом Отец послал ангелов возвестить пришествие Христово, ибо, если закон Моисею был преподан чрез ангелов (Гал. 3:19), - а закон предвозвещал Христа, как и Сам Господь указал [на это], сказав: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он говорил о Мне"(Ин. 5:46), - и поскольку Христос есть сияние славы (Евр. 1:3) Отца, постольку и ангелы, возвещая Моисею закон (Дан. 8:16:9:21; Иезек. 40:3; Зах. 1,9), возвещали славу Божию. Так, ангел изъясняет глубины и Даниилу и Иезекиилю, а также Захарии и всем пророкам. Имею показать тебе и другое небо [14], возвещающее славу Божию, - Гавриила, возглашающего Пречистой Деве: "Радуйся,Обрадованная" (Лк. 1:28) и т. д.

6. И что я еще скажу тебе [о том, как] и Новое и Ветхое [Писание] свидетельствует, что ангелы служат таинствам домостроительства (Евр. 1:14) [15].

7. Если удобно, [то можно выразить эту мысль] более возвышенным образом [16]. Душа мудрого есть малое небо [17], всюду имеющая в себе светлые мысли, истинное ведение, сияющие дела, так что ими прославляется Бог.

8. Если же кто-нибудь может найти истолкование более правильное, чем это, пусть расскажет [о нем].

9. А я думаю, что в [словах псалма] - "И о делах рук Его вещает твердь"(Пс. 18:2) - твердью названа Церковь, ибо она утверждается нетлением. Так и святой Павел говорит [в послании] к Тимофею: "Чтобы... ты знал, как тебе должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1Тим. 3:15).

10. Если же славу Божию проповедуют "небеса", эти высшие силы, возвещающие славу Божию, то есть благоволение [Божие] к нам, [бывшее] прежде спасительного [Христова] пришествия, то под "твердью" необходимо подразумевать Церковь, возвещающую о делах рук Его. Таким образом мы [утверждаем], что о пришествии [Христа] с небес в [человеческое] тело возвещают ангелы, а о человеческих путях Его и о всех делах говорит Церковь.

Глава 8

1. [Это] может быть истолковано [и] иным образом [по отношению] к уму и к чувству; так, под "небом" [можно] подразумевать чистый и высокий, возвышенно богословствующий [ум], возвещающий славу Божию, а под "твердью" - чувство, не разрушаемое похотениями, но твердо им сопротивляющееся.

2. Поэтому и Иоанн Богослов говорит, что "всякий дух, который исповедует Христа Иисуса, ...есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Христа Иисуса воплотившегося, не есть от Бога" (1Ин. 4:2-3); [он] не разрешает нам принимать благочестия [18] наполовину. Ибо исповедовать воплощение Божиего Сына от Святой Девы, но не исповедовать, что [Он] [19] и в Церковь приходит как бы в Свою плоть, - это несовершенно.

3. Каждому из нас надлежит исповедовать Его пришествие не только в той святой плоти, которая была от Пречистой Девы, но и подобное [этому пришествие Его] в духе каждого из нас. Если же некоторые полагают, что кто вообще исповедует Христа, тот от Бога, пусть они ответят [на вопрос], неужели и грех от Бога. Поэтому, исповедуя Христа, они согрешают в других делах.

4. Итак, не заслуживают похвалы те, которые исповедуют Христа, пришедшего во плоти, но согрешают; подобно [тому [20] не заслуживают похвалы] и те, которые не согрешают, но не признают Христова воплощения. Заслуживают же похвалы те, которые и внутреннего человека украшают правоверием и внешнего - добрыми делами: того, как "небо", ибо он помышляет о небесном, а этого [21], как "твердь", поскольку он не принимает похотений.

5. Так сохраняется порядок Писания. А плоть, очищенная от всяких страстей и пригвоздившаяся с Христом к древу (Гал. 2:19) жизни, уже не есть плоть, но жилище Божие (Еф. 2:22). Ибо плоть получила название от слабости, а праведник никогда не подвигнется (Пс. 124:1), ибо он не плотской, но духовный (1Кор. 3:1).

Глава 9

1. Не здесь ли вновь [находится] глубокий и духовный смысл для исследователей Писания, поскольку Писание говорит разнообразно? [Оно] называет святых иногда "днями", иногда "звездами", иногда "доброй землей", иногда же [Писание] называет святых "колосьями", или "деревьями", или "богами".

2. Так, [Писание] называет [их] "днями", ибо "день дню передает речь" (Пс. 18:3); [называет их Писание] "звездами", ибо "звезда... звезду превосходит славою" (1Кор. 15:41); [называет] "доброй землею" (Мф. 13:8), ибо "вы будете для Меня землею благоволения, говорит Господь" (Мал. 3:12); [называет] "колосьями" (Мк. 4:28), ибо "жатвы много" (Мф. 9:37); [называет] "деревьями", ибо "дерево познается по плоду" (Мф. 12: 33); [называет] "богами", ибо "Я сказал - вы боги"(Пс. 81:6).

3. Пойми же: "не те ли души называются днями, над которыми воссияло Солнце правды?" (Мал. 4: 2). Ибо апостольский сонм, жаждущий Его слов, составлен по [числу] часов дня [и] называется духовным "днем", то есть [днем] Церкви, которую и Соломон видел, как восходящую зарю: "Кто эта восходящая, как утренняя, заря?" (Песн. 6:9). [Она] жаждет тайн Христовых, в особенности же [она] постоянно жаждет Писания.

4. "И ночь ночи открывает знание" (Пс. 18:3). "Ночи" уподоблены пророческие речи не ради злобы, а ради великой глубины. Уразумейте, сказала Премудрость, притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки (Притч. 1:6). [Слово] "ночь" [употреблено] также потому, что Христово воплощение было возвещаемо тенями. [Таким образом] "ночью" называется закон из-за прикровенности [22] и образности выражений.

5. А иудеи называют их [Книги Писания] так [23] по причине душевной слепоты и из-за [того, что они] отказывались от совершенного. Свидетельствует [об этом] и апостол Павел, говоря: "Но доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце [их]" (2Кор. 3: 15). Да и все, до сошествия Господа, сидели во тьме и в тени смертной (Лк. 1:79), почему [здесь] и говорится о "ночи" по преимуществу. А после великого дня Воскресения по всей земле излился свет Святого Духа, когда они [апостолы] проповедовали по всей вселенной о Слове истины.

6. Пророки же говорили только о наследии, то есть [о наследии] между иудеями; поэтому внешние не могли ни уразуметь, ни приступить. А апостольская проповедь, воссиявшая, как солнце, просветила всю темноту сердца. Премудрость Отца пролилась, как роса (Втор. 32:2), и угасила раскаленные стрелы (Еф. 6:16) змия.

7. Далее [сказано]: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их" (Пс. 18:5). Подобно [этому]: "Вышел сеятель сеять семя свое" (Лк. 8:5). Правильно здесь Дух наименовал пророчества "звуком", а Евангельскую проповедь "словами", ибо этими словами к нам приходит Божия благодать (Ин. 1:17) [24].

Глава 10

1. После этого исследуем и другой вопрос. Сказано: "И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. И в утробе матери образовался... в десять месяцев, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном" (Прем. 7:1-2) и т. д.

2. Пророк сказал это, удивляясь Божией Премудрости: "И я земной человек, как и другие пророки и цари, но требующий Премудрости" (Прем. 7:7), прислушивающийся к Ее пришествию. Однако, Премудрость - не "я" сам, а Тот, "Который приходит и берет... грех мира" (Ин. 1:29).

3. Ибо "я родился от семени мужа", а Он от Девы (Лк. 1:35) [25]. О всей этой силе Божией говорит Иоанн: "Я крещу вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мк. 1:8).

4. Но об этом достаточно, поскольку эта глава достаточно ясна [26]. [Она] учит, что не о Христе сказал это Соломон, но о себе, дабы не подумал [кто-нибудь], что он Христос. Дальнейшее же [истолкование этой темы] о Христе Иисусе во Святом Духе [находится] в другом [27].

Ты же, Господи, пославший Свою Премудрость для воплощения, - молюсь Господом Иисусом Христом в Духе Святом - очисти мое сердце и сотвори [его] жилищем Святого Духа ныне и всегда и в вечные веки. Аминь.

Мефодий Патарский, святитель

Перевод епископа Михаила Чуб

Азбука веры

Примечания

1. "наполнив" -"исткавше". См. Срезн., т. I, стр. 1158:как у БО 477 (переведено: webend) (сравн. Лк. 6: 38).

2. "в благочестивых" - "в подобныих"; греч. о;е,:. БО 478: in den Wurdigen.

3. БО 480 переводит иначе.

4. "с небес" - чтение "словесе", очевидно, ошибочно; следует "с небесе". БО 480 обходит трудность, выпустив слово "словесе".

5. "хвоста" - "ошиби". БО 481 обходит трудность, выпустив слово "ошибь".

6. "Какая же это песнь?" - "Кая же есть она". БО 481: wie jenes ist?

7. "Христос запретил". Звательному падежу, очевидно, следует предпочесть именительный (на основании имеющихся вариантов). То же самое предлагает и БО 482. Начало предложения он переводит иначе.

8. "так слеп духовными очами". Словосочетание "сине не бысть н", очевидно, должно быть заменено словами "сице невистен" (сравн. ниже IX, 5). Так и у БО 482.

9. "уловляя"; вариант "летяще" вразумительнее, чем "любяще". Так и у БО 483.

10. "пленил"; БО 483: verstort hatte.

11. "имея" - вм. "мы" следует, по-видимому, принять чтение "имын" (сравн. БО 483). па 50 483: die paradiesischen Regungen.

12. "побеседовав" - "слово сказавше" (вместо славы́•). Так и у БО 484; но там указан и другой вариант перевода: diese Ansichten.

13. "излияние" - "капля"; БО 484: Funke. В греч. тексте Библии: агооряа. "другое небо" - БО 485: einen anderen Engel.

15. "таинствам домостроительства" -"строя тайнам"; по-видимому, "строй".

16. БО 485 считает, что здесь в рукописи пропуск. Перевод дается несколько иной. Едва ли, однако, можно согласиться с этим мнением, т. к. перевод "без пропуска" получается более вразумительный.

17. "Душа мудрого есть малое небо" - БО 485 читает: "мало небо есть мудраго душа" и переводит: denn nicht ist etwas Geringes die Seele eines Weisen. С контекстом речи такой перевод не согласуется.

18. "благочестия" - "благоверства"; греч. sOiifisn.

19. "что Он" - "якоже"; БО 486 предлагает чтение "такоже".

20. "подобно тому" - "подобии"; БО 486: Tuchtige.

21. "того. . . этого" - "ового. . . ового". БО переводит: bald . . .bald.

22. "из-за прикровенности" - "тьности деля"; БО 488: wegen der Dunkelheit.

23. "называют их так" - "сице я нарекоша"; БО 488 предлагает чтение: "сиие ся нарекоша" и переводит: die Juden aber wurden... genannt.

24. БО 488 переводит несколько иначе.

25. БО 489 не ставит точки после "Девы" и переводит: von der Jungfrau durch die ganze Kraft Gottes.

26. "достаточно ясна" - "многу имущи белость"; БО 489: Weisse (Glanz).

27. "в другом" - слав., несомненно, "в ином", а не "в иомь"

***

Труды святителя Мефодия Патарского:

 

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru