Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Святитель Мефодий Патарский - творения


Мефодий Патарский. О жизни и о разумной деятельности

Память: 20 июня / 3 июля

Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский (около 260 - 312) - богослов и апологет, первый кто выступил с критикой Оригена.

Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

***

Содержание

Глава 1

1. Многим из людей приходится удивляться изменению жизни, (когда они каким-либо образом) [6] от изобилия переходят к худшему. Такие (люди), из-за пристрастия к (тому, что от них) отнято, и из-за оскудения потребного (для жизни), не научившись довольствоваться худшим, часто неразумно порицают даже Провидение.

2. А я скажу, что нам, так как мы - люди и удостоены господства над тем, что сотворено ради нас, нельзя показаться хуже сотворенного для нас, (нельзя) ни превозноситься множеством богатства, ни быть нетерпеливыми по причине скудости нынешних (благ); ведь неразумно находиться в порабощении у того, над чем мы получили власть.

3. (Если) богачи считают весьма малым и худым многое, то неимущие считают, что лишение всего (служит) им (средством) для воздержания; не имея нынешних (благ), они как бы имеют нынешние (1Кор. 7:29) (блага); многие такие больше (богачей).

4. Если бы от имения была какая-нибудь польза, то у людей было бы сколько-нибудь (правдоподобное) извинение. А если (здесь) нет никакой пользы (Ин. 6:63), - как вредно изменять [7] Божию мысль! - то (они) бессмысленно трудятся, не принимая того, что приключается (с ними), и не уразумевают, что (сами) ввергают себя в злейшую беду. Они принимают от Бога наказание за непокорность и сами себя наказывают раньше того отдаленного наказания, отравляемые ядом печали.

5. Непостоянству жизни и человеческой быстрой изменчивости неведомо, (как) творится благо. К одному мы привыкли чрез опыт, а иное видели (у) страдающих... [8]

6. Ибо у (нее) много переходов и изменений из одного (состояния) в другое; иногда (происходит) возвышение из низшего, иногда разрушение большего величайшим (действием) бесстрастных законов...

...и только прикоснуться, хотя и голова клонится вниз [9].

7. А мы поступаем по своей воле, зная, что, если отговорка бессилием не будет принята, то за непослушание постигает тем большее лишение.

Глава 2

1. Неужели несправедливо считать себя подлежащим вечной смерти за сопротивление тому, что угодно Богу?

2. Так корабельщик повинуется кормчему, и воин - воеводе, и вол идет под ярмо, и конь сдерживается уздою, и остальные животные, по (положенному) им закону, слушаются и повинуются тем, кому они поручены.

3. Как же их главе - человеку - не слушаться Бога? (Он) с радостию (должен) принимать небесное, и старательно [10] исполнять то, что приказано, и радоваться повелению, как признанный достойным (быть исполнителем) Божиего повеления.

4. А мы, будучи людьми и нося бренную тяжесть, объемлющую нас, при виде (того, что) красиво, радуемся (тому), что (служит) только для наслаждения, считая это добром (Быт. 1:31). Этому-то мы и радуемся, как какой-нибудь привлекательной красоте, думая, что отсюда только и получим пользу.

5. Бог же, создавший нас и сотворивший, - поскольку (Он) хочет, чтобы человек спасался не даром - (постольку Он) не велит людям порабощать себя наслаждениям, конец которых - смерть (Рим. 6:21).

6. Избыток снедей и роскошное питание расслабляют человека, и они (люди), сделавшись более слабыми из-за избытка пищи, становятся непригодными для исполнения Божиих повелений.

Глава 3

1. (Напротив), человек становится более сильным и крепким телесно посредством многих трудов, получая (при этом) от трудов и от житейских скорбей и более здоровую душу. Так подается людям (рассуждение), приготовляющее человеческий ум к чему-то высокому.

2. Лучше, пережив временные лишения [11], наслаждаться потом непрекращающимися (2Кор. 4: 17-18) благами, нежели, напитавшись кратковременными удовольствиями, подвергнуться жестокой и непрекращающейся муке [12]. А что скорбь приносит пользу, наслаждение же (влечет за собою) несчастие, - это, полагаю, не неведомо никому из людей. (Это) подобно учению детей: (ведь) строги те, которые заставляют учиться.

3. Разве не очевидно, что благотворность понесенных прежде трудов [13] узнается (впоследствии) при самом завершении их? (Разве не очевидно также, что) пострадавшие (в то время, когда еще) не знали полезного и не ведали будущих благ (Евр. 10:1), получат от этого сладостный и блаженный плод?

4. Так и врачуемые телесно, страдая от болезней [14], не сразу требуют выздоровления, но получают (помощь [15] в) болезни чрез надежду будущего выздоровления.

5. Борец [16] учится (в течение долгого) времени и с юности обучается трудами и лишениями, употребляет скудную пищу и вкушает противные яства, избегая сладких, не наслаждаясь тем, что (употребляет) в пищу, для того чтобы прославить свое отечество (теми) правилами, (по которым живет).

6. Это бывает в том, что (имеет) малое (значение), но заметно для всех. Общие цели жизни понятны, и все то, что было сказано о мучительных лишениях, невидимо приносит пользу в будущем. А люди не скоро познают эти блага, (еще) не пришедшие (но известные) нам [17], верующим в Того, Кто знает их. Так нам (надлежит) рассуждать и (об этом следует) молиться.

7. Так мы и научены: угодное Ему полезно и для нас, хорошо знающих (это) и уверенных в том, что (служащее) для нашей пользы, (угодно и Ему) [18].

8. Ибо жизненные изменения, - хотя это и не сразу бывает очевидно для тех, с которыми они происходят, - восстанавливают [19] стройный порядок. Так, многократно меняя потребности, в нищете и в богатстве, мы обнаруживаем сами в своей жизни одинаковое (устроение).

9. Если даже некоторые, держась одних (и тех же) привычек, до конца сохраняют неизменный уклад (жизни), то (и они) вскоре, оставивши все, по смерти испытывают общую (превратность). Единственно лишь те, которые сохраняют земное на небесах (Флп. 3:20), имеют жизнь, отличающуюся от этой (то есть от описанной выше).

Глава 4

1. Если же и подвергнется (кто-нибудь) снова беде, пусть не огорчается (этой) переменой. Таков закон, и хорошо повиноваться ему. Что из всего сущего всегда сохраняется, оказываясь неизменным? Разве ты не видишь, как круговращением многих дней изменяются времена года?

2. Хотя зима для некоторых несносна, но (она) необходима для жизни. Ведь она кормит их и орошает землю; опечалив человека суровостию погоды, (она) вскоре показывает пользу и благодеяние изменением воздуха, благодаря чему земля, увенчавшись, приносит людям многие и различные плоды.

3. Многие избегают солнечного зноя, но ведь он заставляет спеть (то), что (является) для нас пищею. Часто огорчают нас дожди, но (они) служат для орошения земли. Наступает перемена и (для) лета, и (время) приближается к зиме, так что осень сбором плодов показывает (результат) взаимодействия обоих (­зимы и лета).

4. И солнце изменяет (состояние) воздуха, переменив (свое) положение. Посмотри, о человек, и на эту луну: "каким образом она, ущербляясь, уменьшается и, прибывая, снова увеличивается"!

5. Видим мы и природу звезд, которыми увенчано небо, как и они имеют свою участь; наблюдаем и их движения в различных образах и в меняющихся очертаниях взаимных перемещений, так что в небесном хороводе, как говорят, без изменения пребывает одна только Медведица.

6. Но и она не остается неподвижною, так как и она вращается в заключающей ее сфере; причем, как говорят, из-за промедления вращение это совершается не своевременно [20].

7. Посмотрим также и на природу источников, как и они, не удерживаясь в своих местах, изливают обильные струи, которые не остаются соединенными в том месте, где были, но протекают во многие (места) и могут быть видимы (каждая струя) сами по себе. Питаемые своими сочетаниями, (они) дают начало великим и многочисленным рекам.

Глава 5

1. Таковы деятельность и изменения природы творений. Поэтому, о человек, - хотя бы ты был богатым, хотя бы бедным, хотя бы царем, - и ты не должен любить неизменного постоянства, но (должен) удаляться от него. Смотри же и на другой мир, на великое множество людей [21]; (тогда) ты будешь видеть ясно и уразумеешь Премудрость (м. б. Промысл) [22].

2. Здесь ты увидишь многие превратности, случающиеся с многими людьми, влекущие за собою перемены в образе жизни. Ты увидишь здесь многих, возносящихся из уничижения и падающих с высоты (Лк. 1:52:18:14).

3. Таковы таинства нашей жизни. Божество узаконило такие (таинства) для людей, изменяя места и образы (жизни), как это угодно Ему в каждом отдельном (случае). Нам же надлежит слушаться, следовать (1Пет. 2:21), а не сопротивляться.

4. О человек, - творение Божие, Божий образ, - не печалься, (оказываясь) руководимым, не считай тягостным повеление, не смей ослушаться, будучи вразумляем, ведь (Он) вразумляет тебя с любовью (Евр. 12:6). Иных (Он вразумляет), как уже согрешивших, а других, - чтобы не грешили.

5. Если ты приблизишься к морю, не бойся его угроз: и там ты найдешь Божии следы, по которым надлежит шествовать (1Пет. 2:21) без страха (сквозь) воды и бури и леса, доверившись истинному пути.

6. Горестно, в самом деле, - и для перенесших это, и для слушающих - разорение царства. Насладившиеся удовольствиями, в бедствии будут скорбеть [23] сильнее, лишенные (этих удовольствий).

7. Но так как это не происходит без Бога, то вместо того, чтобы печалиться [24] о случившемся, следует искать (его) причину, дабы хорошо уразуметь (вызванные этой причиной) следствия. Желающий научиться узнает от Того, от Кого (это) исходит, что воля Божия (заключается в том), чтобы верующие принимали от Него (попускаемое Им) [25].

Глава 6

1. Знай также, человек: если тебе кажется, (что ты) чего-нибудь лишаешься, то (это) не вечное, а временное, и было (оно у тебя) для употребления, а не собственностью.

2. А те, которые держатся за нынешнее, как за вечное, не получают обоих: одного лишаются, а другое имеют (лишь по видимости) [26]. (Но) одно исчезает, умирает, как тень, а другое пребывает вечно, как (истинно) сущее [27]; из того же, что происходит (с чем-либо), познается природа (данной) вещи.

3. Ибо если (она) не разрушилась, то (она) вечна, если же разрушилась, то (она) уничтожена. Разве не временное (то, что) является только, как сон в ночное время, и призрачность [28] чего доказывается (1Кор. 3:13) с наступлением дня?

4. Итак, отчаявшимся в мнимых благах остается просить грядущих, которые и получат привлекаемые ими, возлюбившие (их) и просившие.

5. Здешние мнимые блага являются образом истинных (благ) (Кол. 2:17). Поэтому (они), расцветая ненадолго, сразу же и увядают (1Пет. 1:24); таким образом (вечно) пребывает одно лишь слово Божие (1Пет. 1:25). Ибо царство не разделилось (Мф. 12:25), дабы и здесь исполнился Божий глагол.

6. Снимем багряницу и отвергнем пурпур, ибо он не успокаивает жаждущую душу (Лк. 16:19:24). Откажемся от больших и обширных житниц (Лк. 12:18), наполненных всевозможными плодами: их ведь нет, когда отходит наша душа. Если мы и мир приобретем, то не получим никакой пользы (Мф. 16:26), погубив души. Довольно (для меня) того, что (имеется в) достаточном (количестве); (довольно) и умеренной пищи, чтобы я, разбогатев (Притч. 30:9), не забыл Владыку.

Глава 7

1. Таковы Божий наставления. (В соответствии с) этими правилами поступал Господь наш. Разве ты не видишь, что и Он, хотя (Он) и наполняет небеса и землю (Иер. 23:24), не возлюбил (постоянного) пребывания, но Сам удалился (от него) и (этим) спасительным удалением Первый показал добродетельную и достойную жизнь [29].

2. Выражение "совлекся" употреблено вместо того, чтобы сказать "Он не имел нужды в Божественной силе во время страдания", равно как и (выражение) "облекся" значит: "Ему нужны были человеческая бедность и смирение".

Он совлекся Божества и облекся (Флп. 2: 7) человечеством; пребывая среди нас, нищих, пренебрег богатством; подражая нищим же, назвал их блаженными (Лк. 6:20), обещав (им) богатство бессмертное и истинное и царство неразрушаемое (Евр. 12:28). А нынешним богачам (Он) сказал, (что от них) отнимется (Лк. 6:24) Его награда, потому что вместо вечности они возлюбили эту временную пищу.

3. Будем же и мы совершать подвиги, пренебрегая нынешним, которое проходит, как тень, и возлюбив грядущее, ибо оно вечно и его никто не отнимет: ведь это Божий дар и (он) бессмертен.

4. Заботящимся о тех (грядущих) благах необходимо пренебрегать здешними мнимыми благами (2Кор. 4:18), от власти над которыми отрекся и Господь, хотя (именно) Он их сотворил, уступив другому (Ин. 14:30), то есть диаволу - злому духу, предоставив и людям власть (Лк. 10:19) над временным.

5. Поэтому не (годится) держаться за эти блага: ведь (вот) какого господина эта собственность; и он дает ее кому хочет (Лк. 4:6). Дает (он ее) своим единомышленникам, считающим его господином и покланяющимся (Лк. 4:7) ему.

6. А нам надлежит, если мы решили последовать Богу, отказаться от широкого и пространного (пути) (Мф. 7:13), - ибо это путь смерти - и перейти на путь узкий и скорбный, ибо он ведет к жизни (Мф. 7:14).

7. Если ты лишишься имущества, считай богатство 30 за ничто; ведь вместо одного приобретешь (многое [31]) (Мф. 19:29). Если (лишишься) и кого-нибудь из любимых - и они не погибли для тебя; тех, которых ты лишился на краткое время, будешь иметь вечно.

Глава 8

1. Посмотри на того мужа, проповедника явления Святого, который, на малое (время) быв послан в мир, даже немного не задержался в нем, (но) пренебрег едва не всем, находящимся здесь. Он питался саранчею и диким медом и одевался верблюжьей шерстью (Мф. 3:4). Поэтому из всех рожденных (Он) явился наибольшим (Мф. 11:11) ради простоты (своей) одежды, неизысканности пищи и скудости стола.

2. Посмотри и на ту нищую вдовицу, у которой все имение - две медные монеты (Лк. 21:2): пренебрегая и этим, (она) подаянием превзошла многих богачей.

3. Если же кто-нибудь хочет творить небесные заповеди и выполнять до конца закон спасения, (тот) найдет многие причины бывающих здесь огорчений: (случаются они) и с тем, кто воздерживается от супружества, в то время, как природа еще требует (этого) и позволяет, - и с тем, кто, имея две одежды (Лк. 3: 11), делится с нищим и нагим, - и с тем, кто не презирает требующих пищи или служит жаждущему (Мф. 25: 35:36), хотя бы (напоив его) студеной водой (Мф. 10: 42), - и с тем, кто принимает в дом (Ис. 58:7) не имеющего крова и (возможности) высушить (мокрую одежду) - и с тем, кто соединил свою душу с пленником или служит недужному в (его) болезни.

4. Такой (человек) будет причислен к лику стоящих направо (Мф. 25:34) от Судии; будет почтен Царем, так что наименуется Божиим сыном (1Ин. 3:1), в неизреченном мире будет (он) жить, питаясь Божиим изобилием, когда прекратится счет времени [32] (Апок. 10:6).

Мефодий Патарский, святитель

Азбука веры

Примечание

6. "Когда они каким-либо образом" - такой перевод может быть дан лишь предположительно. В слав, тексте здесь возможно искажение смысла подлинника. БО 209 предлагает читать "иже какоже" вм. "и никакоже". Не исключена возможность и другого чтения, например, "оним какоже".

7. "Как вредно изменять" - БО 209 принимает чтение "лзе" вм. "зле" и переводит: wie ist es mο:glich.

8. Перевод дается лишь предположительный. По-видимому, здесь имеется не поддающееся расшифровке искажение текста (сравн. БО 210).

9. Место маловразумительное; в рукописи очевидно пропуск (сравн. БО 210).

10. "Старательно" - БО 210 переводит "поспешне" словом "скоро". Следует предположить, что в греческом тексте здесь было употреблено έvεοώ.

"Временные лишения" - Срезн. (т. II, стр. 1218) переводит "в порукыих временных" словами "в бедственные времена".

12. "Жестокой... муке". Греческим эквивалентом славянского "иностранный", несомненно, является Saoῖoϊv.o ;. БО 211 переводит: eine fremde Pein.

13. "Благотворность... трудов". Слав, "благонравие" передает смысл греч. (Срезн., т. I, стр. 102). У БО 211 переведено: Tugend.

17. "Но известные нам" - перевод предположительный, основанный на чтении славянского текста "нами же ведома" вм. "нами неведома" (срав. БО 211-212).

14. "Страдая от болезней" - для удобства передачи смысла славянского текста на русский язык следует предпочесть чтение "боляще" вм. болеесте, предлагаемое у БО 211.

15. "Помощь" - такой перевод возможен, если читать в слав, тексте "поспешие" Μv´θιιΤ. вм. "поспешне".

16. "Борец" - в славянском тексте "мученик".

18. "угодно и Ему" - перевод, основанный на чтении "и Оному люба" (срав. БО 212).

19. "восстанавливают" -"бывают пакы".

20. "не своевременно" - "бесчастна", греч. вероятно awf. БО 213 предлагает перевод "безучастно" (или "незадачливо"). См. Срезн., т. 1:стр. 80.

21. Расстановка знаков и перевод не совпадают с БО 213.

22. "Премудрость" (Промысл); слав. "ум", возможно, соответствует греч. ττοό.ου. См. Срезн., т. 11,'стр. 1213.

23. "в бедствии будут скорбеть" - "требующей... печаль подимуть". БО 214 переводит: begehrend - "требуя". "Требовати" - быть в нужде, бедствовать, скорбеть. Орав. Срезн., т. Ill, стр. 1023.

24. "печалиться" - "попеченна от глаг. попечися" - греч. ιτεvϋ Βτ,. См. Срезн., т. II, стр. 1191.

25. "попускаемое" - "еже и простися". См. Срезн., т. II, стр. 1575.

20. "имеют лишь по видимости" - БО 214 предлагает чтение "яко не приемлюще" вм. "яко и приемлюще" - nicht empfangend.

27. "как истинно сущее" -"яко и суща"; вероятно, греч. "призрачность" - "мнение". "добродетельную... жизнь"- "благожизненное"; вероятно, ­­ греч. ы-гргу.:. См. Срезн., т. I, стр. 99.

30. "считан богатство" и т. д. БО 216 читает "приобретение ем нищетою" и переводит: du hast Gewinn durch Armut.

31. "многое". Это дополнение предлагает БО 216.

32. Слав, "временем нечистися не могуще".

***

Труды святителя Мефодия Патарского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru