Кирилл Александрийский. Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.

***
Дракон, отступник, зверь, поистине самый
упорный и боговраждебный, еще не успокоился, еще не
расстался с поселившеюся в нем злобой: постоянно
разражаясь ненавистью к святым Церквам, он в дерзости
своей обращает против догматов истины необузданные языки
людей нечестивых и невежественных, имеющих сожженную
совесть (1Тим.4:2). (Впрочем, он везде уловлен и
побежден при помощи общего нашего Спасителя - Христа,
обессиливающего его жестокость и свирепость его
нападений.) Таким образом, еще до вас весьма многие
вступали в битву со святыми нашими отцами, поднимали
оружия дерзких своих уст против неизреченной славы
(Христа), но были обличены как люди безрассудные и
невежественные, предававшиеся суесловию и не понимавшие
Истины того, что самой Истиной заявлено правильным,
чистым, не подлежащим никакому нареканию. Но так как
изобретатель и учитель всякого нечестия, кроме и после
тех, о которых мы упомянули, возбудил против нас
новоглаголивый голос Нестория, то вот по благодати
Божией и по данному нам от Бога разумению все мы
единогласно анафематствуем отступника, подражая славной
ревности наших отцов, низлагая врагов Креста Христова,
воздавая честь истинной вере и проповедуя в Церквах, что
отнюдь не должно присоединяться к нечестию тех, которые
говорят, что два Христа и два сына: один по естеству,
истинный, как Слово от Бога Отца, а другой от семени
Давидова, по усыновлению и по благодати. Согласно с
исповеданием отцов, по вере чистой и безукоризненной,
дошедшей к нам от предков, мы исповедуем, что един Сын и
Господь, Иисус Христос, т.е. что Само Слово Бога Отца
вочеловечилось и воплотилось, так что один и тот же есть
и исповедуется происшедшим и от Бога Отца божественно,
из Его сущности естественно, как Его Слово, и от семени
Давидова по плоти, т.е. от Святой и Богородицы Марии.
Иже исперва самовидцы, и слуги бывшии Словесе (Лк.1:2)
преподали нам учение не о двух различных сынах, но об
одном и том же Боге и вместе человеке, единородном и
первородном: единородном по Божеству и первородном по
человечеству, потому что, снизойдя до уподобления нам,
Он явился первородным во многих братиях (Рим.8:29), не с
другим человеком соединившись, как угодно некоторым
мудрствовать, но Сам действительно сделавшись человеком,
не переставая быть тем, чем был. Будучи по естеству
Богом и превыше страдания, Он по Своей воле пострадал в
собственной Своей плоти. Предано за нас тело не другого
какого-либо лица, но Само единородное Слово Божие, став
человеком, принесло Себя Самого в жертву чистую Богу и
Отцу. Потому-то вследствие изъясненных обстоятельств и
нужно было учредить светлое празднество, когда изгнали
мы от себя злоучение Несториево и все другие голоса,
говорившие сколько-нибудь сходно с его заблуждениями.
Празднество это совершено нами в посрамление всех тех,
кто думает или когда-нибудь думал одинаково с Несторием.
Тут и мы, и ваше преподобие решительно объявили, что
анафематствуем тех, по учению которых два сына и два
Христа, потому что, как я сказал, и мы, и вы проповедуем
единого Христа, Сына и Господа, единородное Слово Божие,
Которое, по слову премудрого Павла, явилось в подобии
человечестем и образом обретеся якоже человек (Флп.2:7).
А что, по вашему исповеданию, плоть Господа одушевлена
разумною душою - это уже многократно было доказано. То
же самое ясно изложил в послании к армянам, право
изъясняя учение истины, преподобнейший и
благочестивейший брат и соепископ наш Прокл, муж
благочестивый и искусный в борьбе с извратителями
правого учения, так что для него, благоговейного чтителя
истины, победа - дело обычное. Умоляем же, пусть никто
не дерзает святым и православным нашим отцам: Афанасию,
Василию, Григорию, Феофилу и другим - присвоять нелепых
мнений - разумею, Диодора и Феодора и некоторых других,
вовсе не заслуживающих, чтобы не сказать чего-нибудь
сильнее, по крайней мере, похвалы за то, что они неслись
как бы на всех парусах против славы Христа, иначе легко
подать повод к соблазну тем, в ком образовалась бы
мысль, что одинаково с последними думали и учили первые
- эти ревнители всего правого, оставившие после себя
книги в опровержение лжеучения не только Нестория, а и
других, еще прежде Нестория одинаково с ним думавших и
писавших. Мы просим, чтобы всякий занимался своим делом,
в Церквах никто не производил смятений, которые по
благодати Божией бдительностью тайноводцев уже повсюду
усмирены, и чтобы никто таким образом не выкапывал сам
для себя особых хлопот. Если же кто из последователей
Нестория, искренне обратившись и отступив от его
нелепостей, изъявит желание принять чистую веру, то
таковых должно принимать и отнюдь не следует укорять их
за их прошедшее, чтобы это не послужило для других
поводом к замедлению в обращении на истинный путь.
Одержимым телесными болезнями мы желаем выздоровления и
сорадуемся в случае выздоровления - не гораздо ли больше
всякий должен радоваться об обращении заблуждавшегося, о
его деятельном, с благою совестью стремлении к свету
истинного ведения? Даже ангелы имеют обычай праздновать
по случаю обращения заблуждающихся (Лк.15:7) - это
известно вашему преподобию, которое так и учит, так и
проповедует во всех Церквах, зная изречения нашего
Спасителя. Затем, молим вас как братьев и соучителей:
заповедуйте клирикам ни о чем другом, особенно в
Церквах, не говорить, как только о том, что право,
одобрено и признано достойным хранения, преимущественно
же держаться исповедания правой веры и быть строго
осмотрительными в рассуждениях о предметах веры. В
случае надобности наставить кого-либо в тайнах веры, ни
под каким видом не должны они дозволять себе при
изложении учения веры вдаваться в рассуждения,
несогласные с правой верой. Так как поводы к смятениям
должны быть пресекаемы бдительностью вашего преподобия,
то мы и изложили вам то, что, по мнению вашему, хорошо в
этом отношении. Так, если бы кто из клириков, несмотря
на общение с Церковью, был со стороны заподозрен в
единомыслии с нечестивым Несторием, то такого рода
клирики или монахи и у вас, правителей Церквей, должны в
Церквах принадлежать только к слушателям, и затем
надобно обращать тщательное внимание на их слова. Легко
может статься, что желающие обвинить их в возмутительной
для всякого нетерпимости речей их, обратятся к внешним
(гражданским) судам. А всего лучше и всего справедливее
церковные вопросы поднимать и разрешать в Церквах, чем
пред лицом других, кому и суд о них вовсе не
свойственней. Приветствуйте ваше братство; наше братство
приветствует вас о Господе.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
|