Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

PayPal:
k-istine@mail.ru

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953



Мученик Иустин Философ - творения


Иустин Философ. Речь к эллинам

Память: 1 / 14 июня

Иустин Философ (ок. 100 - 165) – яркий раннехристианский апологет, в последствии пострадавший за веру. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. Ему принадлежат следующие творения: "Первая Апология", "Вторая Апология" и "Диалог с Трифоном Иудеем".

Мученик Иустин Философ. Фреска, 1546 год. Церковь свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон

Мученик Иустин Философ. Фреска, 1546 год. Церковь свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон

***

Содержание

О речи к эллинам

По словам Евсевия (Ц. Ист. IV, 18) Иустин написал, кроме так называемых двух апологий [1], еще книгу против эллинов, в которой он обширно рассуждает о весьма многих вопросах, составляющих предмет исследования, как у христиан, так и у эллинских философов и говорить о природе демонов. Подобным образом свидетельствует Иероним (Cat. Scr. eccl. с. 23): "есть и другое сочинение его против язычников, в котором он рассуждает и о природе демонов". Это именно сочинение издатели и исследователи творений св. Иустина (Нурри, Маран, из новейших Отто) думали видеть в дошедшем до нас небольшом апологетическом произведении под названием "речь к эллинам" (λόγος προς Ελληνας). Она состоит из 5 глав и содержит изложение оснований, по которым автор оставил язычество и сделался христианином. В язычеств он не нашел ничего святого: боги, как изображаюсь их Гомер (гл. 1) и Гезиод (гл. 2), причастны всем грубым порокам и злодеяниям; герои вовсе не мужественны (гл. 3); религиозные собрания и торжества представляют множество приманок для чувственности и побуждений к распутству (гл. 4). Поэтому автор убеждает язычников, подобно ему, сделаться христианами (гл. 5). Из этого содержания речи к эллинам ясно открывается, что к ней не могут относиться вышеприведенные слова Евсевия о сочинении Иустина против эллинов: в ней нет, по крайней мере, пространного, рассуждения о спорных предметах у христиан и философов, ни в частности о природе демонов.

На этом основании, а также по различию слога "речи к Эллинам" от подлинных сочинений Иустина, в настоящее время ученые католические (Мёлер, Гефеле) и протестантские (Земиш, Неандер) не признают речи к эллинам сочинением Иустина, хотя происхождение их относят ко временам этого апологета или немного позже его.

В изданном Кюртоном в 1855 году собрании памятников сирской литературы (Specilegium Syriacum) находится перевод речи к эллинам, в котором сирский переводчик позволил себе кое-где сокращения или распространены против оригинального текста. В сирском переводе указан писателем этого сочинения Амвросий, сенатор, который написал его для своих товарищей сенаторов, поднявших крик негодования по случаю перехода его в христианство: в этом Амвросие Кюртон и Нольте (Theol Quartalschr. Tὒb. 1860) видят Амвросия друга и покровителя Оригенова.

Речь к эллинам

1. Не думайте, Эллины, что мое отступление от ваших обычаев неразумно и неосновательно. Я не нашел в них ничего святого или угодного Богу. Ибо и сами творения ваших поэтов ничто иное, как памятники необузданности и разврата. И кто обратится к мудрейшему из них, тот несчастнейший из всех людей. Во-первых, например, говорят, что Агамемнон, содействуя бешеной страсти и неумеренной похоти своего брата [2], охотно принес свою дочь в жертву [3] и привел в волнение целую Грецию из-за того, чтобы возвратить Елену, похищенную презренным пастухом. Когда же, по начатой войне, добыли они пленных, сам Агамемнон пленен был Хризеидою и еще поднял ссору с сыном Фетиды за Бризеиду [4]. Сам же сын Пелея [5], перескочивший чрез реку, разрушивший Трою и победивший Гектора, этот герой ваш сделался рабом Поликсены, и был побежден мертвою амазонкой [6]; когда он снял приготовленное богом оружие и надел брачную одежду, то сделался жертвою любви [7] в храм Аполлона. И сын Лаерта [8], царь Итаки приобрел славу добродетели только своим лукавством. Ибо он не имел истинного благоразумия, и это показало его плавание в местах, где находились сирены, потому что не мог закрыть своего слуха силою благоразумия. Также и Аякс, сын Теламона, носивший семикожный щит, будучи принужден уступить Одиссею в споре за оружие Ахиллеса, сделался бешеным. Я не хочу такого рода уроков. Ибо я не домогаюсь такой добродетели-верить басням Гомера, так как предмет его песнопений, начало и конец Илиады и Одиссеи, – женщина.

2. После Гомера Гезиод написал "труды и дни". Кто может поверить его забавной Феогонии? Он говорит, что Крон, сын Урана, отнял у отца власть и завладел скипетром; потом же, опасаясь подвергнуться подобной участи от своих детей, решился пожрать их; что Зевс, скрывшись при помощи Куретов, заключил отца в оковы, и разделил его власть с своими братьями: Зевсу, как говорят, достался эфир, Посейдону море, Плутону же ад. Плутон похитил Кору [9], и Деметра [10], скитаясь по пустыне, искала свою дочь. И эту басню прославил элевсинский огонь [11]. Далее, Посейдон обесчестил Меланиппу в то время, как она купалась, и также многих Нереид, так что если будем перечислять их имена, то потратим множество слов. Точно также и Зевс совершали многообразные любодеяния – с Антионою в виде сатира, с Данаею в виде золота, для Европы изменился в быка, а для Лиды сделался крылатым существом. Его любовь к Семеле изобличила и его похотливость, и ревность Геры [12]. Он также похитил, как рассказывают, фригийца Ганимеда, чтоб он исправлял должность виночерпия. Таким-то образом вели себя дети Крона. И ваш знаменитый сын Латоны [13], славившийся искусством прорицания, сам себя изобличил во лжи. Он преследовал Дафну, и не мог ее настигнуть; он не предсказал близкой смерти сыну Аякса, который спрашивал его во время жертвоприношения, я уже умалчиваю о делах Афины, более свойственных мужчине, о женоподобной жизни Диониса и о блудодеяниях Афродиты [14]. Прочтите эллины, Зевсу, о законах, поставленных против тех, которые оскорбляют родителей, о наказаниях, положенных за прелюбодейство, и о гнусности деторастления. Научите Афину и Артемиду, какие дела приличны женщине, a Диониса тому, что свойственно мужчине. Что достойно уважения представляет женщина, носящая оружие? Что хорошего в мужчине, который украшается венками, носит кимвалы и женскую одежду и проводить время в пьяных пирах с толпою женщин?

3. Таков же и тревечерний Алкид [15], знаменитый храбростью предводитель битв, сын Зевса: он убил сильного льва и поразил многоглавую гидру, умертвил неукротимого вепря, рассеял летающих птиц, которые пожирали людей, и вывел из ада треглавого пса [16], очистил от нечистот стойла Авгия [17], убил быков и оленя, извергавших огонь из ноздрей своих, и с самого дерева достал золотой плод его, умертвил также ядовитого змея, (за что он убил Ахелоя [18] и убийцу гостей своих, Бузириса, не прилично говорить) перескочил горы, чтобы достать воды, издававшей, как говорят, членораздельные звуки. И он, который мог совершить столько великих дел, как дитя, забавлялся кимвалами сатиров, и побежденный любовью к женщине, находил себе удовольствие в том, что улыбающаяся Лидянка [19] секла его. И наконец, не могши снять Нессова хитона [20], сам устроил себе костер и окончил жизнь. Пусть не ревнует и не завидует Гефест [21], если его, старика и хромого, возненавидели и ему предпочли Арея молодого и красивого [22]. Итак, боги ваши, эллины, изобличены в разврате, герои ваши немужественны, как показывают их действия, доставившие предметы для ваших драм, – преступления Атрея, прелюбодейство Тиеста, злодеяния Пелопидов, зависть Даная, поведшая к убийствам, и его опьянение, в котором он истребляет своих детей, пиры Тиеста [23] учрежденные Эринниями [24]. Окрыленная Прокна доселе стенает, и ее сестра [25] Афинянка, лишенная языка издает жалобный крик. Нужно ли упоминать о пронзенных иглами ногах Эдипа, об убиении им Лая [26], о женитьбе его на матери и о взаимном убийстве его братьев, которые в то же время и его дети?

4. Я возненавидел и торжественные собрания ваши. Там чрезмерные наслаждения для чувственности, там сладкозвучные трубы, возбуждающие к бесчинным движениям, там обильные намащения благовониями и украшения венками. И у вас совершается такое множество порочных дел, уничтожающих стыд и помрачающих ум, когда движимые силою невоздержания приходите в неистовство: вы привыкли делать нечестивые и развратные соития. Поэтому я так сказал бы вам: зачем же ты, будучи эллином, негодуешь на своего сына, когда он, подражая Зевсу, злоумышляет против тебя и подобно ему осквернил твое ложе? Зачем почитаешь его врагом, а подобного ему обожаешь? Зачем гневаешься и на жену твою, если она живет развратно, a Афродите воздвигаешь храмы? Если бы обо веем этом говорили люди посторонние, то это могло бы казаться пустым обвинением, а не истиною; но это воспевают ваши же поэты, об этом гласят ваши же истории.

5. Итак, придите, эллины, и приобщитесь несравнимой мудрости, примите научение от Слова Божия и познайте Царя нетленного и Его героев, которые не делают убийства людям. Самый вождь наш – Слово Божие, которое постоянно предводительствует нами, ищет не телесной крепости, не красоты вида, не знатности происхождения, но чистой души, огражденной святостью жизни; знаки нашего Царя – божественные дела, так как чрез Слово вселяется в душу некоторая сила: (миротворящая труба для души волнуемой бранью, оружие, прогоняющее сильные страсти, учение погашающее огонь душевный): эта сила не производить поэтов, не делает философами, ни знаменитыми ораторами; но своим влиянием подлежащих смерти делает бессмертными, людей – богами, и с земли переносит превыше Олимпа. Придите же, научитесь; будьте такими, как я, ибо и я был таков, как вы. Меня увлекла Божественная сила учения и могущество Слова. Ибо как искусный заклинатель, вызвавши ужасного змея из его убежища, обращает его в бегство от себя, так и Слово изгоняет из внутренностей души все пагубные страсти, и прежде всего похоть, от которой рождается всякое зло – вражды, ссоры, зависть, злоумышления, гнев и тому подобное. Когда же изгонится из души похоть, то в ней водворяется тишина и спокойствие. И освободившись от тяготивших на ней зол, она отходить к Создавшему ее. Ибо ей должно возвратиться туда, откуда вышла, откуда получила начало или существует.

Иустин Философ, мученик

Азбука веры

Примечание

1. См. Прав. Обозр. за 1862 г. в Приложении: об апологиях св. Иустина.

2. Т.е. Менелая, коего жена Елена была похищена Парисом: это и было поводом войны греков с троянцами.

3. Агамемнон принес Ифигению в жертву богине Диане, чтобы испросить у нее свободный выход для своего войска, задержанного ею гневом в беотийской Авлиде.

4. Бризеида и Хризеида – пленные девушки, из-за которых произошла распря между Агамемноном и Ахиллесом. Гом. Илиада 1. 7 и дал.

5. Т.е. Ахиллес.

6. Умертвивши амазонскую царицу, он прельщен был ее красотою.

7. Т.е. жертвою мщения, которым управляла ревнивая любовь: Ахиллес был убит Парисом.

8. Улисс.

9. Иначе – Прозерпину.

10. Или – Церера.

11. Сн . Минуц. Фел. Octav. 21.

12. Или – Юноны, его жены.

13. Аполлон.

14. Иначе – Венеры.

15. Т.е. Геркулес: он называется тревечерним потому, что Зевс его отец, пришедший в отсутствие Амфитриона к жене его Алкмене, три ночи соединил в одну.

16. Т.е. Цербера.

17. Авгий, царь Эпейский в Элиде, имел необыкновенное множество стад.

18. Геркулес убил Ахелоя из-за Дианиры, дочери даря Этолийского.

19. Омфала царица лидян.

20. Центавр Несс, убитый Геркулесом, подарил Дианире свою великолепную одежду, которую она послала Геркулесу, почитая ее пропитанною составом, привораживающим любовь; но туника Несса была отравлена ядом, от которого страшно страдало тело надевшего ее Геркулеса, и чтобы прекратить свои мучения он сделал для себя костер, на котором и сгорел.

21. Вулкан.

22. Т.е. Марса, которого полюбила Венера, жена Гефеста.

23. Пиры Тиеста, -на которых были предложены ему в угощение его собственные дети, убитые братом его Атреем.

24. Или – фуриями, богинями гнева и мщения, особенно за нарушение родственных обязанностей.

25. Филомела.

26. Лай – отец Эдипа, a Иокаста – его мать.

***

Молитва мученику Иустину Философу:

  • Молитва мученику Иустину Философу. Иустин – раннехристианский апологет, в последствии пострадавший за веру. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. Ему молятся о дарование мудрости и веры, мужества во время гонений, вразумлении сектантов и иноверцев.

Акафист мученику Иустину Философу:

  • Акафист мученику Иустину Философу

Канон мученику Иустину Философу:

  • Канон мученику Иустину Философу

Житийная и научно-историческая литература о мученике Иустине Философе:

Труды мученика Истина Философа:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru