Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Святитель Иоанн Златоуст - творения


Иоанн Златоуст. Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего" (Ин.5:19)

Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля

Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль

***

Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего" (Ин.5:19)

1. О, насилие! О, принуждение! Говоривший прежде меня учи­тель, имея полную чашу, дал нам вкусить пития только око­нечностями губ; это сделал он не по недостатку в учении, - оно обыкновенно льется у него ручьем, - но, как я сказал, он хотел показать принуждение со стороны вашей любви, кото­рое вы старались сделать нашему смирению; поэтому он скоро замолчал и окончил речь, желая удовлетворить вашему же­ланию и уплату всего долга возложить на нас. Если же и он предоставил нам продолжать речь, и вас вижу я ожидающими нашей беседы, то уже необходимо выйти на подвиги; однако и вы помогите мне, и прострите руку, оживляя вашими молитвами наш язык и разумным вниманием облегчая дело учения. Ведь и пророк требует не только "советника", но и "мудрого" слушателя (Ис.3:3).

А сегодня предстоит нам подвиг не маловажный, требующий многих молитв, великой бди­тельности со стороны слушающих и великой ревности со стороны говорящего, чтобы и то, что будет сказано, было сказано с точностью и насаждено твердо в душе вашей любви. Я же­лаю, чтобы вы не только слушали, но и назидались, не только узнавали, но и учили, не только принимали сами, но передавали и другим. Тогда-то зрелище и будет у нас блистательнее и собрание больше, когда вы будете в состоянии тем, что слу­шаете, привлекать и других.

Итак, в прежнем собрании я предложил следующее евангельское изречение: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17), и, доказав отсюда равенство (Сына Божия) с Родителем, что именно пред тем выразил и евангелист в словах: "стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу", "но за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин.5:16, 18), этим я окончил беседу. Теперь же не­обходимо рассмотреть то, что возражают нам на это еретики. Хотя мы подвизаемся среди, друзей, но должно действовать с такою осмотрительностью, чтобы слово со всех сторон было несомненно и неуловимо, как будто бы это происходило среди врагов; и я желаю, как уже сказал, чтобы вы не только слу­шали, но вразумляли и других. Поэтому я со всем тщанием стараюсь облечь нас духовным оружием, чтобы ни один член не оказался обнаженным и не получил смертельной раны. У нас слово заменяет оружие, ограждая своих и вместе поражая противников, поражая не для того, чтобы низвергнуть, но, чтобы восстановить и лежащих. Таково именно свойство этой борьбы: ею воздвигается трофей для спасения сражающихся. Итак, чтобы достигнуть этого, слушайте меня с напряженным вниманием, оставляя всякую житейскую заботу, возбудите ваш ум, обратитесь ко мне с зорким оком. Пусть и богатый не расслабляется беспечностью, и бедный не мучится заботою бед­ности, но, оставляя всякое подобное житейское неравенство, пусть каждый предстанет готовым слушателем, потому что теперь предстоят нам немаловажные предметы. И потому я часто говорю это, что знаю пучину, чрез которую мы пойдем. Впрочем, не смутись, услышав о пучине, потому что, при руководстве Духа, эти воды не будут мрачны, но представится великое удобство, только бы вы шли тем путем, которым идти я повелеваю. Не смущайтесь же и не беспокойтесь. Правда, предлагаемые теперь вопросы сначала могут смутить невнима­тельного слушателя и ввести в недоумение; но, если он дож­дется конца и увидит надлежащее разрешение, то ощутит отрад­ное спокойствие и возможет привести свою душу в невозмути­мую пристань. Итак, чтобы достигнуть этого, не смущайтесь и не беспокойтесь, но со всяким долготерпением и твердостью следуйте тем путем, который указывает учение слова.

Какие же возражения предлагаются нам еретиками? "Сын ничего не может творить Сам от Себя, - говорят они, - если не увидит Отца творящего" (Ин.5:19). Это - слова Писания. Для чего же представляют они это в возражение? Они приводят это не в том смысле, как сказано в Писании. Что же, спро­сишь, они хотят доказать этим? Видишь ли, говорят они, как Сын Божий отклонил мысль о равенстве (своем с От­цом)? Так как иудеи, говорят, стали думать, что Сын де­лает Себя равным Богу, то Он в опровержение этого сказал: "Сын ничего не может творить Сам от Себя".

2. Не напрасно ли сказал я, что такие слова могут смутить вас и что сказанное может сначала привести слушателя в недоумение? Но подождите, и вы увидите, как еретики будут побиваться собственным своим оружием. Прежде всего заметим, что сказанное не было мыслью иудеев, как доказали мы это со всею ясностью и в прежней беседе, к которой, чтобы не по­вторять опять того же, и отсылаем слушателя; а теперь поста­раемся разрешить возражение и показать, что Христос, говоря это, не отвергает той мысли, но с великою точностью утверж­дает и подтверждает ее и представляет нам доказательство близости, большого сродства, единения и согласия (Своего с От­цом). Я смело указываю на это изречение и говорю, что эти слова особенно служат доказательством сродства Его с Отцом и единства, по существу. Не смущайтесь еретическими сужде­ниями. Ведь нарисованные на стенах мечи, и копья, и стрелы, не могут устрашить неприятелей, с грозным и зорким взгля­дом. Какое бы здесь оружие ни было, оно - тень и образ, а не действительные предметы. Таковы и суждения еретиков. Чтобы обличить их, пойдем ближе к тому изречению, обстоятельно рассмотрим его, а между тем спросим их, как они хотят толковать это изречение. Одного только чтения недостаточно. Если бы достаточно было одного чтения, то для чего Филипп гово­рил евнуху: "разумеешь ли, что читаешь" (Деян.8:30)? Следовательно, тот читая нисколько не понимал написанного; поэтому он и говорил: "прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?" (Деян.8:34). Если бы доста­точно было одного чтения, то почему иудеи, читая ветхий завет, еще и доныне не веруют ни тому, чем сопровождалось рож­дение Христа, ни знамениям, ни чудесам, ни месту, ни вре­мени, ни кресту, ни погребению, ни воскресению, ни вознесению, ни седению одесную, ни сошествию Духа, ни посланию апосто­лов на проповедь, ни отвержению синагоги, ни высокому до­стоинству Церкви? Следовательно, одного чтения недостаточно, если не будет притом и разумения. Как тот, кто принимает пищу, но не переваривает ее, не будет жить, так и тот, кто читает, но нисколько не понимает читаемого, не достиг­нешь истины. Поэтому не представляйте мне евангельского изре­чения, но и объясните его. Этого же я требую от них для того, чтобы, когда опровергну гнилые их суждения, тогда и положить мне основание истины. Так поступают и домостроители: они не прежде полагают основание зданий, как очистив место от гнили, чтобы строить с безопасностью. Будем подражать им и мы.

Итак, скажи: точно ли Сын вовсе ничего не может творить сам по Себе? Он не сказал, что людей творить Он может, а ангелов не может, или: ангелов может, а архангелов не может, но сказал: "ничего". Следовательно, это слово означает слабость? Если, по твоему мнению, Он не может, то Он подчинен принуждению и необходимости, - т.е., если Он сам по Себе не творит ничего, "если не увидит Отца творящего". Вот следствия такого учения, которые чужды тому Существу нетленному, бессмертному, неизъяснимому, неизреченному и не­постижимому. И что я говорю о Христе? Даже о мне, малом и ничтожном, и сотворенном из земли, нельзя сказать этого, т.е., что я не могу ничего делать сам по себе, равно и о тебе, и ни о ком другом из людей. Ведь если бы это было справедливо, напрасно были бы и геенна, и наказание, и мучение, напрасно и венцы, и награды, и блага, потому что, если мы сами по себе не делаем ничего, то, согрешая, не подвергнемся пер­вым, и, делая добрые дела, не получим последних. Награды назначены не просто за дела, но за расположение. Например, когда кто-либо сам собою делает доброе дело, тогда он увенчивается и прославляется не просто за то, что он делает, но что делает это по расположению и произволению. А чтобы вы убедились, что это справедливо, Евангелист говорит: "есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного" (Мф.19:12). Скопцами он называет здесь не тех, которые отсекли у себя члены, а тех, которые отсекли помысл порочный и исполненный разврата, воспользовавшись для этой цели не железным ножом, но мыслью и любомудрием, и при помощи Божией. Вот два рода скопцов: у одних члены отсечены людьми, а другие по благочестию сами у себя отсекли порочный помысл. Но, хотя они и неодинаково оскопились, однако те и другие равно воз­держиваются от общения с женщинами, - равно, сказал я, не по расположению, а по существу дела, потому что и скопец не может сообщаться с женщиною, и монашествующий, (мысленно) оскопивший сам себя. Действие - одно, а цель - не одна. Потому, сказав о первых, что они оскоплены людьми, Христос не на­значил им за это никакой награды, - так как это дело при­роды, а не подвижничества, - а, упомянув о последних, Он увенчал их царством, сказав: "для Царства Небесного". Хотя ни тот, ни другой не имеют общения с женщиною, но тот по необходимости, а этот совершает подвиг по-своему про­изволению, сам по себе решился и исполняет это. Если же люди могут сами по себе делать это, - могут и исполнять и любомудрствовать, и говорить, и совершать бесчисленное мно­жество других дел, - то неужели Владыка ангелов не возмо­жет сам по Себе совершить ни малого, ни великого? И кто допустит это? Не слышишь ли Павла, который говорит: "а в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2Тим.2:20-21)?

3. Видишь ли, как и они исправляются сами собою? Это и означают слова: "кто будет чист от сего". Итак, что же зна­чит то изречение? Если бы наше слово относилось только к сво­им, то я уже предложил бы и разрешение; но так как оно от­носится к врагам и неприятелям, то необходимо еще опровергнуть их мысли; поэтому опять приведем сказанное изречение, и объясним его. Беседа наша достаточно показала, что мы можем и делать, и говорить от себя; иначе мы не увенчивались бы, делая добрые дела. Спросим же опять еретика: что значит: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"? По этому изречению, говорю, а не по толкованию его, или лучше: не по изречению, а по превратному толкованию еретиков, необ­ходимо допустить некоторое двоякое творение. Как и каким образом? "Если не увидит Отца творящего", говорится, "не может творить". Следовательно, всецело необходимо, чтоб были, с одной стороны, дела, совершенные Отцом, а с другой и иные - дела Сына, которые Он, взирая на те, сотворил и Сам, по­тому что "если не увидит Отца творящего", сказано, "не может творить", а чтобы видеть, необходимы дела. Что же, скажи мне: одно солнце видим мы, а ты не можешь ли показать мне два, чтобы я усмотрел в одном творение Отца, а в другом творение Сына? Не покажешь ли и две луны, и две земли, и два моря, и также все прочее? Но ты не можешь утверждать этого: солнце одно. Как же, - ведь (Сын) не творит, если не видит (Отца) творящим? Чьим делом хочешь ты считать солнце? Отца? Где же солнце Сына? Или Сына? Где же солнце Отца, на кото­рое взирая, Сын сотворил другое такое же? И как устоит следующее изречение: "и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин.1:3)? Если все - чрез Него, то в какое время могло бы произойти это разделение? Видишь ли, каковы мысли еретиков, как они запутывают сами себя, как ложь обличает сама себя? Вот, приведши их толкование, я показал, как оно опровер­гается само собою.

Но я с удовольствием предложил бы им и такой вопрос: кто принял нашу плоть и вошел в деви­ческую утробу? Скажи: Отец, или Сын? Не всякому ли известно, что Единородный Сын Божий? Так и Павел говорит: "в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Флп.2:5-7). И еще: "Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону" (Гал.4:4). И все Писание, как ветхозаветное, так и новозаветное, исполнено таких свидетельств, и сами дела возве­щают, что воплотился Единородный, а не Отец. Итак, видев ли Отца воплотившимся, Сын воплотился? По-видимому, Он не воплотился бы, если бы не видел Отца воплотившимся, потому что Он "не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего". Когда же Он мог бы видеть Отца сде­лавшим это? Ты не в состоянии сказать. Между тем не по­думай, что это событие маловажное. Воплощение Единородного, снисхождение Его есть "главизна" нашего спасения. Прежде, нежели Он сделался человеком, господствовало зло, глубочайшая ночь покрывала все, везде были жертвенники и идольские ка­пища, смрад, дым и потоки крови не только овец и волов, но и людей, - потому что "приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам" (Пс.105:37); и это делал такой народ, который имел про­роков, получил закон, удостаивался созерцать Бога и был воспитан столь многими чудесами. Если же эти люди были таковы, то представь, в каком были состоянии прочие части вселенной, где люди были приводимы в неистовство бесами, предавались порокам, раболепствовали всем страстям, слу­жили лесам, поклонялись камням, горам, холмам, лесистым долинам, деревьям, озерам, источникам и рекам.

Но для чего говорить о прочих? И на основании пороков, господство­вавших у иудеев, я могу судить о чрезмерности их у прочих народов. "Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого" (Иер.5:8). "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет" (Ис.1:3). "Все они немые псы, не могущие лаять" (Ис.56:10). "У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд" (Иер.3:3). "Есть ли разумеющий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны" (Пс.13:2-3). Еще другой говорит: "плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились" (Иер.6:29). Еще иной: "клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием" (Ос.4:2). Еще иной: "может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои", то и народ этот будет в состоянии творить суд, научившись злу (Иер.13:23). Еще иной: "не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть" (Мих.7:2). Также Богговорит: "ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших" (Амос.5:21). И Илия: "сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее" (3Цар.19:10). И еще Бог: "Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его" (Иер.12:7). И еще Давид: "приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам. И проливали кровь невинную, кровь сыновей и дочерей своих" (Пс.105:37-38).

4. Видишь ли господство зла? Они стали псами и конями, безумнее ослов, бесчувственнее волов, и неистовствовали про­тив самой природы. Но по воплощении Христа - что говорит Писание? "Отче наш, сущий на небесах" (Мф.6:9). И прежде этого Писание говорило: "пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым" (Прит.6:6). А после того мы удостоились и усыновления Богу, и вписаны на небе, и ликуем вместе с ангелами, и принимаем участие в их песнопениях, и соревнуем бесплотным силам. Холмы уничтожены, капища разрушены, камень оказался камнем, дерево - деревом, растения - растениями, источники - источниками, потому что воссияло Солнце правды, и открыло природу вещей, которую прежде закрывала ночь заблуждения и глубокая тьма невежества, помрачавшая зрение обольщенных. Когда же густое облако заблуждения было рассеяно лучом Солнца правды, тогда везде стал свет и день, блистательный и постоянный полдень. Теперь и персы, женившиеся на матерях, соблюдают девство; и не знавшие своих сыновей и убивавшие их сделались сми­реннее и кротче всех; волки сделались смирны, как овцы, или лучше сказать, те, которые были хуже и волков, потому что волк не погрешает против природы, он узнает свое детище, а люди были свирепее и их. По воплощении же и домостроительстве Единородного, они, оставив свирепость, воз­вратились к своему благородству, лучше же сказать, возвыси­лись до добродетелей ангельских. Прежде и города были на­полнены нечестием; а теперь и пустыня исполнена любомудрия, и на горах, и в лесных долинах - хижины монахов, подра­жающих жизни ангельской и отрекшихся от настоящей жизни. Впрочем, для чего употреблять много слов, когда дела взы­вают и яснее солнце указывают на блага, которые, после того дивного и духовного рождения Сына Божия от Девы, после домостроительства и воплощения Его, получила вся вселенная?

Но, однако, столь великое и столь важное дело Он совершил сам Собою. Так и Павел взывает: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Флп.2:6-7). Слышишь ли, еретик, что Он истощил сам Себя? И еще в другом месте: "как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Ефес.5:2). Он и распялся Сам от Себя и заклан сам от Себя; потому Он Сам и говорил: "никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин. 10:18). Что скажешь ты здесь, еретик, извращающий евангель­ское изречение: "Сын ничего не может творить Сам от Себя"? Вот Он сам говорит: "никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее" (Ин.10:18).

Это изречение не маловажное, но весьма великое. И об Отце сказано, что Он имеет власть над жизнью и смертью. Видишь ли, как ты попал в сети? Что скажешь ты об этом изречении? "Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее". Как же ты говорил, что Он не делает ничего Сам Собою? Впрочем, как я сказал, если бы мое слово относилось только к еретикам, то теперь, поставив их в затруднение и в сети, я удалился бы, когда уже одержана достаточная победа, приобретен блистатель­ный трофей и представлено величайшее доказательство их бе­зумия. Но так как я хочу не только заградить уста против­ников, а научить и находящихся с нами, и умудрить наши члены, то этим не окончу беседы, но постараюсь пойти далее, указать еще на другое дело, обличающее бесстыдные противо­речия еретиков. Что говорит Писание? "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22).

5. Я спрашиваю еретика: если Отец не судит никого, а судит Сын, то как Он судит? Если Он "ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего", а Отец не судит, но судит всех Сын, то как Он может сделать то, чего не видел? И этого не оставляй без внимания, потому что и это не маловажно, но показывает величайшую силу. В самом деле, представь, сколь великое дело - привести в тот день всех, живших от Адама до скончания веков, язычников, иудеев, еретиков, находящихся в православной вере и согре­шивших, и обнаружить тайные всех дела, слова коварства, злоумышления, сокровенные мысли, без указаний свидетелей, без улик, без изображений, без доказательств, без всяких подобных способов, но собственною силою совершить это обли­чение. И между тем столь великое и важное дело Он совер­шает Сам, не видев наперед совершавшим тоже Отца и потом подражая Ему, потому что "Отец и не судит никого".

Посмотри же, как Он и в других случаях делает все со властью, - и в чудотворениях, и в законодательстве, и во всем прочем. После того, как взошел на гору и стал давать Новый Завет, Он сказал: "вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной... Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф.5:21-22, 38-39). Что это? Тот, Ко­торый не делает сам по Себе ничего, исправляет и дела Отца, и улучшает заповеди? Впрочем, когда я говорю: исправ­ляет, ты не подозревай ничего богохульного, как будто Отец бессильнее Сына. Если прежнее законодательство было ниже, то причина - не в Боге, а в тех, которые приняли закон. Но и Ветхий Завет есть дело Единородного, и Новый - дело Отца.

Как же, скажи мне, ничего не делает Сам Собою Тот, Кто делает прибавления к Ветхому завету, проявляет такую власть? Что может быть немощнее еретиков? И иудеи изумлялись, что Он так учил их, "Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф.7:29), иудеи свидетельствовали об Его власти; а эти доказывают, что Он не может делать ничего Сам от Себя. И притом не сказали они: как власть получивший, но: "как власть имеющий", потому что власть не впоследствии придана Ему, но уже была совершенною и не имела нужды ни в чем. Поэтому, на вопрос о царстве, Он ответил: "Я на то родился" (Ин.18:37). Также, когда принесли к Нему расслабленного, то, уврачевав ему грехи, Он сказал: "но, чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой" (Мф.9:6). Народ говорил, что Он делает все, "как власть имеющий"; и сам Он говорил, что "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи", и еще: "имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин.10:18). Он законодательствует со властью, отпускает грехи со вла­стью, имеет власть над жизнью и смертью; и как же ты гово­ришь, что Он не делает ничего Сам Собою? Что может быть яснее этой победы?

6. Но, если хотите, мы наконец оставим еретиков и при­ведем разрешение на приведенное изречение, разъяснив вам, во-первых, то, что выражение: "не может", употребляемое о Боге, означает не слабость, а силу. Хотя эти слова новы, но, однако, мы представим на них ясное доказательство. Если я говорю, что Богне может грешить, то не в слабости обвиняю Его, но свидетельствую о величайшем Его могуществе. Если я говорю, что Бог не может лгать, то опять указываю на тоже самое. Так и Павел говорил: "если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может" (2Тим.2:12-13). Видишь ли, что выражение: "не может" служит знаком могущества? Но что говорить о Боге? Обращу речь к чувственным, вещественным предметам. Если я говорю, что алмаз не может разрываться, то этим словом: "не может" о слабости ли его свидетельствую, или о величайшей его крепости? Итак, когда ты услышишь, что Бог не может согрешить и не может лгать, не может и отречься от Себя, то под этим словом - "не может" - разумей не слабость, но величайшее могущество, т.е. что Его существо не принимает никакого зла, не доступно ему, чисто и превыше его.

Таким обра­зом, обсудив это, обратимся к нашему предмету. "Сын ничего не может творить Сам от Себя". Что значит: "от Себя"? Если вы уразумеете это с точностью, то узнаете великую Его бли­зость к Родителю, неотдельность существа Их, - что Он имеет такое же существо, какое и Отец. Что же значит: "не может творить Сам от Себя"? Он не может делать что-нибудь особое от Отца, не может делать что-нибудь чуждое Отцу, отдельное, отличное, иное, нежели то, что делает Отец: что делает Отец, тоже делает и Он. Итак, изречение: "не может творить Сам от Себя" есть не отрицание свободы и не уничтожение власти, а доказательство единомыслия, свидетельство о согласии, знак со­вершенной близости и неотдельности. Когда Он нарушил суб­боту, и стали обвинять Его в беззаконии, говоря: иное устано­вил Бог, а иное делаешь Ты, тогда Он, желая обуздать это их бесстыдство, сказал: Мною не сделано ничего такого, чего не делает Отец; Я не противник Его и не враг. Если же Он сказал не так, но употребил выражение более человеко­образное и более чувственное, то вспомни, что Он говорил иудеям, которые считали Его богопротивником. Поэтому, чтобы никто не думал ничего подобного, Он тотчас и прибавил: "ибо, что творит Он, то и Сын творит также" (Ин. 5:19). Если же Он не делает ничего Сам от Себя, то как Он "творит также"? Не в том важность, чтобы творить; тво­рили и апостолы: мертвых воскрешали, прокаженных очищали; но они творили не так, как творит Он. А как творили они? "Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?" (Деян.3:12). А как творил Иисус? "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Мк. 2:10; Лк.5:24). Также и о воскресении мертвых: "как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Ин.5:21). Хотя достаточно было бы и слова: "также", но Он, желая больше обличить бесстыдство тех, которые хо­тели противоречить, прибавил: "кого хочет", т.е. со всякою властью. Поэтому и говорит: "что творит Он, то и Сын творит также"; не сказал: такие и Сын творит, но "что творит Он, то и Сын творит также", потому что "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин.1:3). Видишь ли, как Он направляет речь к тому, чтобы выразить совершен­ное единство, сродство и близость? Не такие, говорит, а "что творит Он, то и Сын творит также", как Отец. Потому, конечно, и в после­дующих словах, определяя свое отношение к Отцу, и там Он употребил весьма осторожное выражение. Не сказал: чему не научится от Отца, - чтобы ты не представлял Его учащимся; также не сказал: чего не было приказано, - чтобы ты не поставлял Его в числе рабов, - но: "если не увидит Отца творящего". Эти самые слова, сказанные таким обра­зом, выражают великую близость Его к Отцу.

Если Сын может видеть Отца творящим и знать, как Отец творит, то Он одного и того же существа с Ним. И прежде мы часто доказывали, что существа Божия никто не может видеть ясно и знать точно, кто не одного естества с Богом. Даже ангела в чистом его существе человек видеть не может, хотя бы то был украшенный высокою добродетелью Даниил. Поэтому Христос считал это исключительно принадлежностью Своего естества, когда говорил: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1:18). И еще: "не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца" (Ин.6:46). Видели Его, конечно, и многие другие, пророки, праотцы, праведники, ангелы, но Он говорит о точном по­знании. Итак, не будем говорить, что Сын творит тогда, когда видит Отца творящим; иначе какой смысл имели бы слова: "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть" (Ин.1:3); и еще: "ибо, что творит Он, то и Сын творит также" (Ин.5:19)? Если Он творит "также", то как можно сказать, что Он тво­рит тогда, когда наперед увидит творящим Отца? По твоим словам, необходимо будет, что и Отец творит, видя другого творящим; а это крайне безумно и бессмысленно.

7. Но, чтобы, обличая эти слабые и нелепые мысли, нам не распространить беседы, скажем следующее: так как Хри­стос говорил иудеям, которые называли Его богопротивником и врагом Законодателя, и умозаключали об этом из дей­ствий Его, то Он придал своим словам более человекообраз­ный и более чувственный вид, предоставляя благоразумному слушателю понять богоприличную мысль, и исправляя мысля­щих более чувственным образом; поэтому и сказал: "ибо, что творит Он, то и Сын творит также". Он не ожи­дает, пока увидит Отца делающим, чтобы потом Самому де­лать, и не нуждается в научении; но видит существо Его и знает это существо ясно. "Как Отец знает Меня, - говорит Он, - так и Я знаю Отца" (Ин.10:15). Он делает все и творит со свойственною Ему властью, с ведением и премудростью, на­следованною Им, не имея нужды ни учиться, ни усматривать. Для чего это Ему, Который есть совершеннейший образ Роди­теля, творит все так же, как Он, и с такою же силою? О силе именно сказал Он, когда прибавил следующее: "Я и Отец - одно" (Ин.10:30).

Итак, зная все это и понимая сказанное, будем отвращаться от собраний еретиков, постоянно держаться правой веры, и проводить жизнь исправную и со­гласную с догматами, чтобы получить будущие блага, благода­тию и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Иоанн Златоуст, святитель

Цитировано по:

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста,

архиепископа Константинопольского, в русском переводе.

Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2,

Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ)

сказал немного на Евангелие, на слова: (Ин.5:19), - С. 545-556.

Азбука веры

***

Молитва святителю Иоанну Златоусту:

  • Молитва святителю Иоанну Златоусту. Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф. Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель ученых, всех церковнослужителей, богословов, апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об укреплении веры, в том числе и при гонениях, даровании молитвенности, разумения веры и Священного Писания, об обращении иноверцев, сектантов и раскольников. К его помощи прибегают при душевных недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве

Акафист святителю Иоанну Златоусту:

Канон святителю Иоанну Златоусту:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:

Труды святителя Иоанна Златоуста:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru