Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

Святитель Иоанн Максимович - творения


Иоанн Максимович. Учение о Софии, Премудрости Божией

Память: 19 июня / 2 июля, 29 сентября / 12 октября (Обретение мощей)

Из сборника воспоминаний священников, прихожан и почитателей, проповеди святителя и его указы - составитель протоиерей Петр Перекрестов...

Святитель Иоанн Шанхайский. Фото

Святитель Иоанн Шанхайский

Содержание

Параграф 1 2 3 4 5

***

Читайте также:

***

"Еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята. Иудеем убо соблазн, еллином же безумие, самем же званнымь, иудеемь же и еллином, Христа, Божию Силу и Божию Премудрость".

В своих книгах "Неопалимая Купина" и "Друг Жениха" проф.-прот. о. С. Булгаков излагает учение о Богородице и Иоанне Крестителе [1], которое, в сущности, есть только развитие разделяемого их автором учения о Софии и "Софийности". Учение это получило довольно большое распространение в кругах, близких к Религиозно-Философской Академии и Парижскому Богословскому Институту, и требует внимательного разбора, ибо затрагивает и искажает самыя основы нашей веры.

1

София – греческое слово, значущее "мудрость", "премудрость". Премудрость – одно из свойств Божиих. "Бог един премудр" (Рим. 14:26; 1Тим. 1:17). Он только один дает действительную мудрость людям, а мудрость земная есть мудрость бесовская (Иак. 1:5, 3:15; 1Кор. 12:8). Так как каждое свойство Божие, кроме личных, принадлежит каждому из Лиц Святой Троицы, то премудр Отец, премудр Сын, премудр и Святый Дух. Но когда слово "Премудрость" употребляется, как имя собственное, то под этим подразумевается Второе Лицо Святой Троицы на основании богодухновенных слов Апостола Павла, что "мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1Кор. 1:23–24).

С первых веков христианство Премудростию Божиею называло Второе Лицо Святой Троицы, и относило к Нему все тексты Священного Писания, где о Премудрости Божией говорится не только, как о свойстве, а также как о личном начале. Но в последнее время появилось религиозно-философское течение, желающее видеть в Софии-Премудрости нечто иное, чем ипостасное Слово Божие. Создается целое особое учение о Премудрости-Софии. "Божественная София, – пишет прот. Булгаков в "Неопалимой Купине", – есть предвечное самооткровение Пресв. Троицы, Слава Божия, Божественный мир вечных сущностей, Божественное Все, Откровение Отца в Единородном Сыне и в Духе Святом" [2]. Премудростию Божиею создан мир, а потому он есть, по выражению автора, "тварная премудрость". А "в Богоматери соединились Премудрость небесная и тварная, Дух Святый, живущий в Ней, с тварной человеческой ипостасью"; поэтому "это тварная Премудрость, на небе прославленная и увенчанная, как Царица небесная". Таким образом, по автору, Богоматерь Прославленная "есть тварь, но уже и не тварь", соединяет в Себе Божественное и тварное начало [3]. Но поелику автор проводит мысль, что полнота человека – соединение мужского и женского образа, то в книге "Друг Жениха" он в соответствие Богородице ставит Иоанна Предтечу, который есть "сама человеческая Софийность, Премудрость в человеке", а, как избранное чадо Премудрости, "глава" человеческого рода. Предтеча и Богоматерь представляют Церковь, "представляют Премудрость в человеческом естестве", возглавляют собою "всех чад Премудрости". А так как автор утверждает, что боговоплощение возможно лишь при богоприятии и боговстрече, "они выражают собой человеческую сторону боговоплощения" [4].

Давая такое новое истолкование понятия Премудрости, прот. Булгаков естественно сталкивается с установившимся уже пониманием Премудрости, как Второй Ипостаси, основанном на Священном Писании и святоотеческих творениях. Поэтому, чтобы доказать, что его учение церковно и православно, он утверждает: 1) что в богослужебных песнях и у Святых Отец под Премудростию Божиею не всегда подразумевается Вторая Ипостась Св. Троицы, и 2) что такое понимание Премудрости Божией не согласуется и даже прямо противоречит не только некоторым церковным молитвам, но даже Священному Писанию. Он считает "положительное учение об этом вопросе неразрешенной еще задачей православного богословствования" и старается расчистить путь для решения его в желательном ему духе.

Протоиерей С. Булгаков говорит, что учение о Премудрости Божией, только как Сыне и Слове Божием, есть, в сущности, арианское учение. Ариане-де, чтобы подтвердить Священным Писанием свое учение о том, что Сын Божий создан, отнесли к Нему стих, где от имени Премудрости сказано: "Господь созда мя". А Св. Афанасий Великий, и за ним другие Святые Отцы, вместо того, чтобы указать, что эти слова вовсе не относятся ко Второй Ипостаси, начали лишь объяснять, как надо понимать здесь выражение "созда". Таким образом, арианское объяснение будто бы вошло и в святоотеческия творения [5].

Но возможно ли подумать, чтоб никто из Святых Отцов не обратил внимания, что здесь о Христе просто совсем не говорится, а все, объясняющие этот текст, занимались напрасным пустословием, не затрагивая вопроса по существу? И естественно ли предположить, что борцы за Православие, обсуждавшие тщательно всякое выражение и постановку слов, чтобы в них не было арианской мысли, вдруг с такой легкостью приняли арианское толкование и, не будучи убеждены в его правоте, даже не постарались тщательнее его изследовать? Ведь, благодаря употребленному в греческой Библии выражению "созда", объяснение этого текста было не так просто, и потребовалось много контекстов, чтобы выяснить, как надо понимать этот текст в связи со всеми остальными, говорящими о Христе. Было бы гораздо проще указать, что он к делу не относится, чем и прекратить спор около его понимания.

Однако, сам прот. Булгаков признает, что не одни только ариане, но и сам Св. Афанасий ни на минуту не сомневался отнести это место непосредственно к Слову. Правда, Св. Афанасий говорит и о мудрости, являемой в творениях, отпечатке Божией Премудрости, но это нисколько не стоит в противоречии с тем, что Божия Премудрость есть Сын Божий.

"Вся тем быша и без Него ничтоже бысть еже бысть" (Ин. 1:3), и, творя, Зиждительное Слово на все накладывало Свою печать. Человек, созданный по образу и подобию Божию, в душе своей, вдохнутой в него Богом, имеет и отпечаток Троичности; но указывать на его душевныe способности вовсе не значит изменять учение о Первообразе. Нельзя смешивать понятие премудрости, как свойства, и Премудрости, как Лица. "Словом Господним", или "Божиим", называется иногда изъявление воли Божией. Словом выражает и человек свои мысли и желания. Но неужели из-за этого отображения Божества в человеке проф. С. Булгаков будет отрицать, что Ипостасное Слово Божие есть Второе Лицо Святой Троицы, и еще искать корней такого учения у Святых Отцов, – хотя Церковь определенно верует и исповедует, что Сын Божий есть Его Предвечное Слово? Святый Афанасий Великий так определенно учил, что Премудрость Божия есть Ипостасное Слово, что искать у него другого учения напрасно. Говоря, что являемая в нас мудрость есть образ Божией Премудрости, он добавляет "как слово наше есть образ истого Слова – Сына Божия". Таким образом, если проф. Булгаков склонен думать, что проповедует то учение, которое разделял и Великий Афанасий, то он должен или признать, что Премудростию Божиею именуется Вторая Ипостась Святой Троицы, или же и под словами "Слово" и "Сын Божий" разуметь нечто отличное от Второго Лица.

Так же определенно под Премудростию Божиею разумели Второе Лицо Пресвятыя Троицы Свв. Василий Великий и Григорий Богослов. Им было известно, что некоторые в имени Премудрость видели лишь олицетворение безличного свойства; но они отвергли подобное толкование.

"Но не будем отвечать подобным сему образом, – говорит Св. Григорий Богослов, – хотя некоторые прежде нас выдавали сие за нечто твердое. Напротив того, положим, что это слова (произносимыe от имени Премудрости) Самого Спасителя – истинной Премудрости". Таким образом, он считает, что учение, не признающее Премудрости Божией за Лицо, можно лишь выдавать за истинное, а в основание своего толкования Священного Писания кладет (он не говорит "предположим", но утвердительно, "положим") учение, что Премудрость есть Сам Спаситель.

Прот. С. Булгаков знает и даже приводит эти слова, опровергающия его учение; но вместо того, чтобы признать, что он учит противоположное тому, чему учили Святые Отцы, он продолжает утверждать, что они, не желая сами разбирать вопроса о том, что есть Премудрость, с какой-то непонятной легкостью приняли арианское объяснение, по всем остальным вопросам в то же время ожесточенно борясь с извратителями истинной веры. Еще непонятнее, почему это "арианское" учение настолько внедрилось в святоотеческие творения, что проф. Булгаков нашел только двух отцов Церкви, у которых Премудростию назван Дух Святый, а вообще и всегда Премудростию называется именно Сын Божий.

Однако, эти два Святые Отца – Феофил Антиохийский, сказавший о Святом Духе, что Он, будучи "началом и премудростию и силою Всевышняго, сходил на пророков", и Ириней Лионский, выразившийся, что Отцу всегда присуще "Слово и Премудрость, Сын и Дух", во-первых, не имели в виду дать здесь точного учения, что есть Премудрость Божия; а, во-вторых, и Бог Отец, и Святый Дух могут называться Премудростию без всякого противоречия и в полном согласии с тем, что Премудрость, как Ипостась (Лицо), есть именно Второе Лицо Троицы, Сын Божий.

Почему и в каком смысле Дух Святый может называться Премудростию, ясно объяснил блаженный Дидим Слепой, перевод чего на латинский язык был сделан блаженным Иеронимом. "У Духа Святаго, – говорят они, – одна общность природы и воли с Сыном, Троица нераздельна и неразлучна. поелику Дух премудрости и истины неразлучно пребывает с Сыном, и Сам Он по существу есть Премудрость и Истина. А Сын, будучи по существу Премудрость и Истина, неразделен от Отца, Который словами Писания провозглашен единым Премудрым и Истиною. Послан от Премудрости и Истины Дух Святый, имеющий нераздельное существо с тою же Премудростию и Истиною". Таким образом, единство и нераздельность природы делают общими все свойства Божие, кроме личных особенностей (рождение и исхождение). Поэтому, приписывая какое-нибудь свойство Одному из Лиц Троицы, мы приписываем его Всем Трем Лицам.

Именование Сына Божия Ипостасною Премудростию есть не отрицание, а утверждение того, что и Бог Отец, и Дух Святый суть премудры и Премудрость. Но в то же время, называя премудрыми Отца и Духа, мы этим не отрицаем, а утверждаем, что Ипостасная Премудрость, Премудрость, как Лицо, есть именно Сын Божий.

Многие свойства и имена Божии, принадлежащие всем Трем Лицам, приписываются по преимуществу Одному из Них. Бог – Отец, Бог – Сын, Бог и Святый Дух. Однако, в трисвятой молитве Богом называется Отец, как Начало всего; Крепким называется Сын, как победивший диавола, хотя Крепкими могут называться также и Отец и Дух; а Дух Святый именуется в этой молитве Безсмертным, как дающий всему жизнь, хотя одинаково безсмертны и Отец и Сын. Так что, несмотря на то, что каждое из этих трех имен одинаково могли быть относимы к каждому из Лиц Святой Троицы, ко всей Троице, или к одному из Ея Лиц, Церковь, обращаясь с этой молитвой к Троице, называет каждое Лицо особым именем, и осудила, как ересь, добавление к этой молитве слов "распныйся за ны", с отнесением ея лишь ко Второму Лицу. Прибавка эта, сделанная монофизитами, до сих пор содержится отколовшимися от Православной Церкви армянами, иначе давно уже отвратившимися от монофизитских заблуждений. Подобно в молитвах "Пресвятая Троице", "Сподоби Господи" и "День прешед" (Вел. повечерие), Господом называется Бог Отец [6], Владыкою – Сын, а Святым – Дух, хотя каждый из Них является и Господом и Владыкою и Святым. Но если эти имена Лиц Святой Троицы в таком смысле употребляются только в некоторых молитвах, а в других многие из них безразлично относятся к каждому Лицу Троицы, то и те имена, которыми по преимуществу и даже исключительно называется Одно из Лиц, часто выражают свойство Каждого из Них. Собственно говоря, только имена Отец и Сын точно определяют отличительные свойства Того, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф. 3:15), и Его Истинного Единородного Сына. Но этого уже нельзя сказать об имени Третьего Лица. Дух есть и свят Бог Отец, Дух и свят рожденный от Него Сын, свят и исходящий от Бога Отца Дух. Однако, хотя каждое из Трех Лиц, как и вся Троица, могли бы именоваться Святым Духом, это наименование по преимуществу усвоено Третьей Ипостаси. Утешитель Бог Отец, "Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей" (2Кор. 1:3–4), Утешитель БогСын [7], Утешитель Дух Святый (Ин. 14:16–17, 26, 15:26). Но этим именем, согласно словам Самого Иисуса Христа, называется Третье Лицо Святой Троицы. Именно к Нему православные христиане обращаются с молитвой "Царю Небесный", – и, хотя все имена и эпитеты в ней могли бы быть отнесены к каждому Лицу и ко всей Троице, кажется здесь едва ли возможен вопрос или спор о том, к Кому обращена эта молитва. Подобно этому, и Премудростию хотя и могли бы называться, как каждое из Лиц, так и вся Святая Троица, но по преимуществу это имя усвоено Тому, Кто именуется и Словом. Бог Отец все творит Своим Сыном. Поэтому Сын, через Которого все сотворено, называется, кроме прочих имен, Словом, Силою Божиею и Премудростию [8]. Словом называется потому, что через Него Триипостасный Бог выразил Свою волю. Силою – потому, что через Него Божия воля исполнена и исполняется. Премудростию – потому, что Им и в Нем открылась и появилась, сначала в творении мира, а потом в воплощении, многоразличная премудрость Божия (Еф. 3:9–11). В творении мира явилась премудрость Божия, ибо Бог "вся премудростию сотворил" (Пс. 103:24), и, когда исполнилась земля твари Его, "премудростию устроил человека, да владеет сотворенными от Него тварями и да управляет мир в преподобии и правде" (Прем. 9:2–3). Вся сия быша Словом "и без Него ничтоже бысть"(Ин. 1:3). Но вполне открылась премудрость Божия во Христе Иисусе, когда через Него была открыта тайна воли Божией, сокрывавшаяся от вечности в Боге (Еф. 1:9, 3:9), и Он сделался для нас "премудростию от Бога, праведностию и освящением и избавлением" (1Кор. 1:30). Возглавляемая Им Церковь в многочисленных молитвах и песнопениях исповедует Премудростию именно Его, а не кого другого, называя так Спасителя потому, что именно через Него открылась та многоразличная премудрость Божия, возвещать которую призвана Церковь (Еф. 3:10).

Выражение "премудрость Божия" употребляется или как безличное название одного из Божиих свойств, так же, как "благость Божия", "всеведение Божие", "всемогущество Божие", или же, как Имя Второй Ипостаси. Сын Божий, а не Отец и не Святой Дух, именуется Премудростию в евхаристической молитве литургии Василия Великаго.

"Премудрость и Силу, и Слово Ипостасное Отчее, Богомати чистая, родила еси, от Твоих пречистых кровей в свой храм приимшую и сему по соединении соединившуюся нераздельно", – обращаемся мы к Богородице [9].

"Премудрость и Слово в Твоем чреве заченшая неизреченно, Мати Божия, миру родила еси мир содержащого и на объятиях держала еси вся объемлющaго пищедателя всех и Создателя, и Господа" [10].

"Скверну всю страстную отринувше, достойный божественного царствия разум восприимем благомудрственный, Твоим Апостолом предрекл еси, всех Премудросте", – обращается Церковь ко Христу в Великий Понедельник (1 тропарь 9-й песни).

"О, Пасха велия и священнейшая, Христе. О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило. Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего", – взывают к Нему все православные христиане в светлые дни Пасхи, а священнослужители за каждой Божественной литургией [11].

"Словом составих небо вкупе и землю: со Отцем бо бех и словом ношу вся, яко Слово, Мудрость и Сила, и Образ, и содействителен, и равнодетелен", – представляется говорящим Христос в трипеснце повечерия под Великий Вторник [12].

Но с особенной силой указывает Церковь на Христа, как на Предвечную Премудрость, в каноне Великого Четвертка и его видоизменениях – канонах повечерий под 22 декабря и 4 января. "Всевиновная и подательная жизни безмерная Мудрость Божия созда храм себе от чистыя неискусомужныя Матере: в храм бо телесно оболкийся, славно прославися Христос Бог наш", – говорится на Великий Четверток [13]. Вторая часть этого тропаря в канонах предпразднеств Рождества и Богоявления читается так: "Храмом бо телесным обложився, славно прославися Христос Бог наш" [14]; "Ко Иорданским же ныне струям грядет обогащая Божеством земных на обновление".

"Тайноводящи други Своя душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистину Мудрость Божия растворяет чашу верным, приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш".

"Тайноводящи волхвы, созывает начаток Божия Мудрость от языков, безсловесныя прежде напитати таинственно, в безсловесных яслех трапеза лежит тайная, к ней же тщатся с дарми путешествующе, звезде предсияющей".

"Тайноводствуюши вся созывает сущныя от язык Божия Мудрость к свету во тме прежде неведения несветлой лежащыя, в познание истины возводящи" [15].

"Услышим, вси вернии, созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и, разумевше, яко Христос аз, (в греческой триоди: яко благ аз), возопийте: славно прославися Христос Бог наш" [16]. Как ни прочитать здесь "Христос аз" или "благ аз", все же видно, что под Премудростию разумеется Христос, призывающий вкусить Его Тела и Крови.

"Неодержимую держащая, и превыспренную на воздусе воду бездны обуздавающая, и моря востязующая Божия Премудрость воду во умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыки".

Вторыя части соответствующих тропарей канонов предпразднеств Рождества и Богоявления, имеющих дословно одинаковую первую половину, читаются так: "Божия Премудрость, яко дождь на руно низшедши, вселися во утробу Девы". "Божия Премудрость грядет ко Иордану, крещение приемля от руки раба" (Песнь V, тропарь 1).

"Содетельницу Отец прежде всех Премудрость рождает Мя, начаток путей, в дела созда ныне тайно совершаемая: Слово бо несозданное сый естеством, гласы присвояюся, егоже ныне приях" [17].

"Содетель, рождейся от Отца прежде веков, рождается от Девы, Мудрость сый Слово Божие и Сила. Темже Единого Сына ведяще, Богочеловека величаем" [18].

Приведенных мест достаточно, чтобы убедиться, что Церковь в Премудрости Божией видит Того, Кто, сотворив вместе с Отцем мир, впоследствии, родившись от Девы, привлек волхвов к яслям, в которых лежал, смиренно крестился от Иоанна на Иордане, еще смиреннее умыл ноги ученикам, и, наконец, предложил нам таинственную трапезу – даемое за жизнь мира Тело и излиянную за него Кровь. Если в каком из приведенных тропарей и не сказано прямо, что речь идет о Христе, это ясно видно и по смыслу, и в связи со всей остальной службой этих дней. Можно и еще привести много молитв, где Слово Христос называется Премудростию. Так, например, весьма ясно и выразительно говорится, что именно Христос есть Премудрость Божия, в службе Преполовения.

А где можно найти, чтобы в церковных песнопениях Премудростию назывался кто-нибудь другой, или что-нибудь другое, кроме Христа (не говоря, конечно, о премудрости, как свойстве)?

Прот. Булгаков говорит, что двоится смысл в 1-м тропаре 1-й песни канона Великого Четвертка – "Всевиновная и подательная безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомужныя Матере"; но где же тут двоение смысла, когда во второй части этого тропаря ясно поясняется, что этот храм – тело, а облекся в него Христос, который и назван, следовательно, "всевиновной и подательной безмерной Мудростью Божиею". Одинаково или даже еще более ясно видно, что именно о Христе говорится и в остальных тропарях канона Великого Четвертка, здесь приведенных.

Как на пример молитвословий, где Премудростию называется то Христос, то Богоматерь, протоиерей Булгаков ссылается на "службу Софии Премудрости Божией, яже в великом Новеграде поется". Но чтобы утверждать на основании молитвословий, что то или другое верование признано Церковью, нужно указывать на молитвы, всею Церковью принимаемыя. Служба же Софии имеет исключительно местный характер. Даже в России она известна и поется лишь в нескольких храмах, а остальным Поместным Церквам она совсем неизвестна. Составлена она не более как века 3 назад, лицом, не имевшим ни богословских познаний, ни иерархических полномочий, который, кроме того, по замечанию исследователя этой службы А. Никольского, "не составил себе ясного и отчетливого понятия о Святой Софии", то есть, другими словами, сам не разбирался в том, о чем писал. Удивительно ли после этого, что выражения в этой службе употребляются более чем неточныя? Слабы доказательства профессора Булгакова! Церковное учение не может строиться на изречениях, которые, подобно пророчествам Пифии, не понимает ни тот, кто говорит, ни те, кто слушает. Если употребление службы Софии не приносило до сих пор вреда, то лишь потому, что слушавшие ее, как и служившие, находились в живом единении с Церковью, и не останавливали своего внимания на непонятных выражениях, затемнявших смысл, противный учению, выраженному в остальных церковных молитвословиях. Но служить доказательством церковного учения она никак не может. Встает лишь вопрос о допустимости ея дальнейшого употребления.

Протоиерея Булгакова смущает еще прошение в молебном пении при начатии учения отроков "о еже подати им приседящую престолу Его Премудрость и всадити ю в сердца их, яко да научит их, что есть благоугодное пред Ним, Господу помолимся". Он видит в этом прошении доказательство того, что Церковь не видит в Премудрости Вторую Ипостась, так как это несовместимо с молитвою о ниспослании Ея и всаждении в сердца. Но смущается ли о. Булгаков, произнося за литургией молитву пред освящением даров: "Еще приносим Ти безкровную сию и словесную службу и просим, и молим, и мили ся деем, ниспосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащия дары сия". Видит ли он в этой молитве отрицание того, что Дух Святый есть Третья Ипостась Святой Троицы? Моля Бога Отца о ниспослании Превечной Премудрости или Святого Духа, мы почитаем в Них не служебные Богу силы, а равные и единосущные Богу Отцу Лица. Поэтому, хотя мы иногда и просим о ниспослании Их, подобно тому, как и Иисус Христос говорил, что Он послан Отцом и от Него пошлет Святого Духа (Ин. 5:30, 15:26), но в то же время мы и к Ним лично обращаемся с молитвами приити и дать нам свойственныe Им дары: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша", молим мы Святого Духа [19]. "Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси" [20]. "Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю, и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко; Ты даждь ми слово, Отчее Слово: се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго" [21], молимся мы Сыну Божию, называя Его Ипостасной Премудростию и Подателем премудрости. Все богослужение Православной Церкви проникнуто мыслью, что Христос есть Превечная Премудрость Божия и Источник премудрости, единосущный и равночестный Безначальному Уму – Богу Отцу, и Духу Утешителю, все освящающему и животворящему. Чем больше искать доказательств противнoго, тем можно находить все больше и больше подтверждений сказанному, особенно, если брать не отдельныe фразы, а смысл всей молитвы или богослужения. Протоиерею Булгакову, если он все же не хочет признать, что Премудрость Божия и Слово Божие есть Одно и То же Лицо Святой Троицы, остается лишь сказать, что составители церковных песнопений находились под влиянием того же арианского учения, что и Афанасий Великий с остальными отцами Церкви, и, отбросив совершенно Священное Предание, лишь в Священном Писании искать подтверждения своему учению.

2

В специальном изследовании, приложенном к "Неопалимой Купине", проф. Булгаков сделал попытку доказать, что в Священном Писании под Премудростию Божиею разумеется нечто отличное от Второго Лица Святой Троицы. Насколько правильны сделанные им выводы, будет видно из рассмотрения соответствующих мест Св. Писания.

О Премудрости больше всего говорится в книгах "Притчи Соломоновы", "Премудрость Соломонова" и "Премудрость Иисуса, Сына Сирахова". Премудрость человеческая, настоящая премудрость, есть отображение образа Божия в человеке. Поэтому, чем человек благочестивее и богоугоднее, тем он более премудр, с духовной точки зрения, и, как "откровение Святого Духа в сердце и уме верующих, так близко сродняется с их душой, что не легко бывает отличить плодов естественного разумения души от голоса Св. Духа" [22], так у таких людей иногда трудно бывает отделить их природную мудрость от благодатных дарований Премудрости Божией. Этим объясняется, почему иногда в Священном Писании можно какое-нибудь выражение понимать и в том, и в другом смысле, подобно тому, как во многих изречениях и Нового, и Ветхого Завета, и Отцев Церкви, когда упоминается слово "Дух", "в духе", "исполнились Св. Духа", трудно бывает дознать, разумеется ли здесь Ипостась Св. Духа, или просто благодатное одушевление человека [23]. Поэтому, остановив свое внимание на тех местах, где более или менее ясно о Премудрости говорится, как о лице, по соответствию с другими местами, постараемся выяснить, кто тут имеется в виду.

В начале книги "Притчи Соломоновы" о премудрости говорится, как о свойстве, и объясняется, каким образом люди могут ее приобрести. "Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его, благочестие же в Бога начало чувства" (Притч. 1:3).

В III главе под премудростию можно подразумевать не обычную только человеческую мудрость. "Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейша же есть каменей многоценных: не сопротивляется ей ничтоже лукаво. Благознатна есть всем приближающимся ей, всяко же честное недостойно ея есть. Долгота бо жития и лета жизни в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава: от уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея путие добри и вся стези ея мирны: древо живота есть всем держащимся ея и воскланяющимся на ню, яко на Господа тверда" (Притч. 3:13–18).

Из чьих уст исходит правда? Чьи добры пути, кто источник жизни? О ком здесь говорится, как не о Том, Кто сказал о Себе: "Аз есмь путь и истина и живот" (Ин. 14:6; см. еще Ин. 1:4, 17, 5:26, 7:18, 8:40, 51, 11:25). После нескольких глав, где говорится о премудрости, как свойстве, опять о Премудрости, как Лице, читаем в VIII главе. От Ея Лица говорится (ст. 4 и дальше): "Вас, о человецы, молю и вдаю Мой глас сыном человеческим. Уразумейте, незлобивии, коварство, ненаказаннии же приложите сердце. Послушайте Мене: честная бо реку и изнесу от устен правая. Яко истине поучится гортань Мой, мерзки же предо Мною устны лживыя: с правдою вси глаголы уст Моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права разумевающим и права обретающим разум" (Притч. 8:4–9).

Не то ли говорил и воплотившийся Сын Божий. "Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете и уразумеете истину... Кто от вас обличает Мя о гресе. Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне" (Ин. 8:31–46).

Сказав дальше о превосходстве над земными богатствами и нравственной высоте Своего учения, Премудрость продолжает: "Мой совет и утверждение, Мой разум, Моя же крепость. Мною царие царствуют и сильнии пишут правду: Мною велможи величаются и властителие Мною держат землю" (Прем. 8:14–16).

Кто это, держащий всю землю? "Носяй всяческая глаголом силы Своея" (Евр. 1:3), по Священному Писанию, есть Сын Божий, к Которому обращены и слова: "Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего... Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие" (Пс. 44:7, 8; Евр. 1:8–9). "Аз любящыя Мя люблю, ищущии же Мене обрящуть благодать" (Прем. 8:17), говорит Премудрость. "Любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам", говорит Христос на Тайной Вечери (Ин. 14:21).

Будем далее при помощи параллельных текстов сравнивать откровения о Себе Премудрости со свидетельством Нового Завета:

Дальше книга Притчей говорит: "Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь" (IX). Дом Премудрости есть Тело Христово, или родившая это Тело Пресвятая Дева Мария (частнее – Ея чрево, вместившее Сына Божия), Которая именуется Селением Вышняго, Невместимого Бога Вместившею, и другими, подобными именами. Указание на 7 столпов дома сделано, чтобы священным числом указать на величие и непоколебимость Дома, Который создала Себе Премудрость. Протоиерей Булгаков, не отвергая принятого Церковью толкования, что под Домом разумеется Богородица, все же делает отсюда вывод, что под Премудростию здесь нельзя разуметь Христа, так как Слово Божие не создавало Себе Матерь. Однако, ясно всякому, что воплощение Сына Божия совершилось не без участия Его Самого. Нельзя говорить, что Избранница Божия была уготована только наитием Св. Духа и благоволением Отца, ибо Архангел Гавриил благовестил так: "Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя". Мария стала Материю Божиею, когда на Нее не только низошел Дух Святый, но и осенила Сила Вышняго, каковое имя в Священном Писании (1Кор. 1:24) и святительских творениях дается Второй Ипостаси, Сыну и Слову Божию. Таким образом вполне уместно говорить, что Сын Божий создал Себе дом, и это прямо выражено в канонах Великого Четвертка и ему соответствующих в предпразднества Рождества и Богоявления [25].

Этим нисколько не отрицается участие остальных Лиц в деле боговоплощения, как и вообще всегда говоря о действии Одного из Лиц Святой Троицы, мы признаем и участие остальных [26]. Сын Божий также утверждал столпы Своего Дома, то есть добродетели и непоколебимость Своей Матери, не только подавая Ей свою божественную помощь, но и поучая Ее Своим словом и личным примером во время Своей земной жизни.

Дальнейшиe слова книги Притчей тоже прямо указывают на Христа: "Закла своя жертвенная (сравни Евр. 9:26) и раствори в чаше своей вино и уготова свою трапезу. Посла своя рабы созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко мне; и требующим ума рече: "Приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся, и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении" (Притч. 9:2–6). Это Христос ведь принес жертву – Себя Самого, – послал Своих апостолов проповедывать Евангелие всем неведающим истины и призывает всех вкусить Его Тела и пить Его Кровь, обещая достойно ядущим сей хлеб и пиющим сию чашу небесное царство и вечную жизнь (Евр. VIII, IX; Мф. 28:19; Мк. 16:15; Мф. 26:26–28; Мк. 14:24–25; Лк. 22:19–20; Ин. 6:27–58; 1Кор. 11:24–32). Внимательное раcсмотрение этого места книги Притчей, на котором прот. Булгаков особенно основывает свои возражения против того, что Премудрость есть Христос, приводит к еще лишь сильнейшему убеждению, что именно о Христе здесь идет речь. Тут ясно выражено, что Премудрость спасает людей, принося жертву и питая желающих спастися Своим Телом и Своей Кровью. Это непосредственно относится ко Второй Ипостаси. Даже, если мы под домом, созданным Премудростию, будем подразумевать Церковь, каковое сравнение тоже встречается в Священном Писании (Евр. 3:1–6), то и тогда Имя Премудрость относится ко Христу, Который сказал: "Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей". Хотя "сотворивый всяческая Бог" (Евр. 3:4), но Он все творит через Своего Сына, "Имже вся быша", и Имже устрояет дело спасения. Когда говорится, что Премудрость, создавшая дом, предлагает таинственное животворное брашно, то здесь под Премудростью нельзя разуметь Отца или Св. Духа, но Того, Который почти в тех же выражениях предложил Свою Плоть и Кровь. Здесь говорится о домостроительстве Божием и Его Исполнителе.

Дальше в книге "Притчей Соломоновых" преподаются уроки и советы, относящиеся к нравственной жизни, и не говорится больше о премудрости, как о Лице.

В книге "Премудрости Соломоновой" о Премудрости также много говорится в таких выражениях, в каких в других священных книгах говорится о Христе. "Сияние бо есть света присносущного и зерцало непорочно Божия действия и образ благостыни Его" [27]. "Никого же бо любит Бог, токмо сего, иже с Премудростию пребывает" [28]. "Всех Владыка возлюби Ю: таинница бо есть Божия хитрости и обретательница дел Его" [29]. "Волю же Твою кто позна, аще бы не Ты дал еси Премудрость и послал еси Духа Святого Твоего от высоты [30].

Не излагая всего учения о Премудрости, изложенного в этой книге, для сокращения настоящей статьи, остановим свое внимание лишь на тех местах, которыя кажутся протоиерею Булгакову несовместными с пониманием Премудрости, как Второго Лица Св. Троицы.

Первое, что ему кажется неотносящимся к Слову Божию, это то, что Премудрость "други Божия и пророки устрояет" (Прем. 7:27). Он говорит, что эти слова скорее относятся к благодатному действию Св. Духа. Но поставим рядом с ними слова Евангелия: "И взыде на гору и призва ихже хотяше сам: и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним и да посылает их проповедати" (Мк. 3:13–14). "Не к тому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его; вас же рекох други, яко вся, елика слышах от Отца Моего, сказах вам. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете" (Ин. 15:15–16). А о ком говорится: "Сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес да исполнит всяческая. И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители" (Евр. 4:11). Разве и здесь не о Христе говорится?

Особенно противоречат пониманию Премудрости, как Ипостаси, по мнению протоиерея С. Булгакова, тексты: "Сию возлюбих и поисках от юности моея и взысках невесту привести себе и любитель бых красоты ея" (Прем. 8:2). "Судих убо сию привести мне к сожитию, ведый, яко будет ми советница благих и утешение попечений и печали"(Прем. 8:9). "Боже Отцев и Господи милости... даждь мне Твоим престолом приседящую Премудрость... Аще бо кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей Твоей Премудрости ни во что же вменится... Посли Ю с небес святых и от престола Славы Твоея посли Ю:, да сущи со мною трудится и увем, что благоугодно есть пред Тобою" (Прем. 9:1–10).

Эти тексты в глазах протоиерея Булгакова несовместимы с пониманием Премудрости, как Второй Ипостаси, "потому что к Ней не может никак быть отнесено ни пожелание взять ее в невесту или принять ее в сожитие, ни молитвы о даровании и ниспослании ея с высоты Престола славы Божией человеку".

Да, конечно, несовместимы, если это понимать в буквальном и грубо-материальном смысле. Но ведь это нужно разуметь духовно. Пожелание взять Премудрость в невесту и сожительствовать с Ней выражает намерение посвятить Богу и исполнению Его воли всю свою жизнь. Бог не может быть в буквальном смысле ни женихом, ни невестой кого бы то ни было. Однако, христианскиe девы, посвящавшиe свою жизнь Богу и идя на мучения или в монашество, считали, что становятся как бы невестами Христа. По церковному преданию, Христос Сам назвал Своей невестой великомученицу Екатерину и многих других, почему церковь так выражает настроение мучениц: "Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему" [31]. Но, если посвятившиe свою жизнь Богу девы могут называть Христа своим женихом, почему юноши с подобным настроением не могут называть Ее Своей невестой? Ведь и в том, и в другом случае выражается та же мысль, что человек, оставляя все земное, стремится к Богу, "прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем" (1Кор. 6:17), независимо от пола. Если девушки, отрекаясь от земных благ и выражаясь, что взамен их оне приобретают Небесного Жениха, указывали на за нас страдавшeго и с Собою всех воскресившeго, то юноши, в подобных обстоятельствах, обращая свой умственный взор к Богу, в числе многих Его наименований, выражающих Его различныe свойства, видели, что Бог именуется и названиями тех Его свойств, которыe по филологическому построению женского рода, хотя, как Сам так и Его и да и вообще чьи бы то ни было свойства ни к какому роду в действительности не принадлежат. Поэтому свою преданность Богу они символически представляют как любовь к невесте, а нахождение пути, которым они должны идти, как нахождение невесты.

Так Св. Кирилл, первоучитель словенский, будучи еще мальчиком Константином, после горячей молитвы о даровании ему мудрости, увидел во сне прекрасную девушку, которая обещала его не покидать и сказала ему, что она Премудрость – София.

В подобном видении видел Св. Григорий Богослов Чистоту и Целомудрие, что окончательно побудило его избрать девство и жизнь, которая характеризуется, как нельзя лучше, так: "Презрех вся, яже имех, Христа паче всего предпочитая; учение Его мне сотворися сот меда; призвах Премудрость и дах Ей глас свой".

В Священном Писании Пророк Исаия, сказав от имени Мессии: "Дух Господень на Мне" и "Аз бо есмь Господь, любяй правду и ненавидяй грабления", дальше в первом же лице продолжает: "Да возрадуется душа Моя о Господе: облече бо Мя в ризу спасения и одеждею веселия одея Мя. Яко жениху, возложи Ми венец и яко невесту, украси Мя красотою" (Ис. 61). Этими словами ясно выражено, что о Христе Иисусе "несть мужеский пол, ни женский" (Гал. 3:28), и что, при духовном понимании, уничтожаются те различия, которыя существуют в телесной человеческой природе. Все же выражения о нашем союзе со Христом мы должны разуметь духовно, и стремиться к выполнению заповеданного нам "аще живем духом, духом и да ходим" (Гал. 5:25). Поэтому, даже прияв в себя самое пречистое Тело Его, и самую честную Кровь Его, мы просим еще более тесного общения с Ним – полного духовного единения, вполне достигаемого лишь в будущем веке. "О Пасха велия и священнейшая Христе! О Мудросте и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего".

3

В Книге "Премудрости Соломоновой" (Гл. X и XI) действия Божиeго Промысла приписываются Премудрости Божией, Которая руководила историей Ветхозаветной Церкви. "Сия первозданного отца миру единого созданного сохрани", затем помогала и хранила всех праведных, в том числе и "преданного праведника не остави, но от греха избави его: сниде с ним в ров и во узах не остави его", после же и весь народ "людей преподобных и семя непорочное избави от язык оскорбляющих", преведя их через Чермное море и необитаемую пустыню и вселив, наконец, в святую землю. Но, при раcсказе о гибели первенцев, говорится не о Премудрости, а о всемогущем Слове Божием (Прем. 18:15). Многократно Слово приходило к людям. "В раба продан бысть Иосиф. Смириша в оковах нозе его, железо пройде душу его: дóндеже прииде Слово Его, Слово Господне ражже его" (Пс. 104:17–19). "И воззваша ко Господу, внегда скорбети им: и от нужд спасе я: посла Слово Свое и исцели я" (Пс. 106:20). Излагая историю еврейского народа, псалмопевец в псалмах 104 и 106 говорит, что Бог благодействовал ему и наставлял его Своим Словом, Своей Речью.

Таким образом, в Ветхом Завете говорится то, что Бог творит Своим Словом, Своим повелением, то, что Он творит Своею Премудростию. Излагая историю еврейского народа (до прихода в Обетованную Землю), псалмопевец воспевает Бога, Своим словом спасающeго Своих людей, а в Соломоновой книге обычно про те же дела говорится, что они совершены Божиею Премудростию.

В Книге "Премудрости Иисуса, Сына Сирахова", как бы завершается о делах Премудрости, раcсказанных в предыдущей книге, – Премудрость вселяется в Израиле и утверждается в Сионе. Здесь опять повторяется учение о предвечности Премудрости в выражениях, напоминающих Соломоновы – "прежде века изначала созда Мя, и даже до века не оскудею" (Сир. 24:10); "прежде всех создася Премудрость и разум мудрости от века" (Сир. 1:4). Новым здесь является указание на то, каким же образом создана Премудрость: "Аз из уст Вышняго изыдох".

Что исходит из уст человечьих? – Слово, если говорить, и дух (дыхание), если подуть.

О чем же говорится здесь? О Слове Господнем, т.е. Сыне Божием, или о Духе уст Его, т.е. Святом Духе? (Пс. 32:6).

"И, яко мгла, покрых землю", говорит дальше о Себе Премудрость. "Посылаяй Слово Свое земли", говорится в 147 псалме; "До скорости течет Слово Его: Дающaго снег Свой яко волну, мглу яко пепел посыпающаго" (Пс. 147:4–5). И Иисус, Сын Сирахов, и псалмопевец говорят здесь об одном и том же, о промыслительной деятельности Божией, совершаемой через Ипостасное Слово, Сына Божия. Дух же Святый нераздельно спребывает со Отцем и Словом, запечатлевая и оживотворяя творимое Отцем через Сына. Поэтому в Ветхом Завете, в котором лишь частично и постепенно открывалось о Святой Троице, иногда говорится лишь о Боге Отце, без упоминания о других Лицах Святой Троицы, иногда же при изложении тех же событий делаются более или менее ясныя указания на Них. Например, при раcсказе о путешествии евреев из Египта в обетованную землю в псалме 77 о чудесах говорится, что они совершены были Богом, в псалмах же 104–106 к этому добавляется, что Бог их совершал Своим Словом. Так и здесь, в псалме 147, говорится о промыслительной деятельности Божией, посредством Слова и Духа, и о домостроительстве Божием, причем Словом называется то, что в Книге Премудрости Иисуса Сирахова именуется Премудростию. Указывая, что богооткровенная вера содержится израильским народом, псалом говорит: "Возвещаяй Слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви: не сотвори тако всякому языку и судьбы Своя не яви им" (Пс. 147:8–9). У Сираха об этом же так говорится от имени Премудрости: "Вся люди и язык стяжах; со всеми сими покоя взысках и в наследии чием водворюся? Тогда заповеда Ми Создатель всех, и создавый Мя препокои скинию Мою и рече: во Иакове вселися и во Израили наследствуй... В скинии святей пред Ним послужих и тако в Сионе утвердихся" (Сир. 24:6–11). О том же говорится и в книге пророка Варуха, но указывается при сем и на "последок дний сих" (Евр. 1:2). "Не сих избра Бог, ни пути хитростного даде им: и погибоша, занеже не имеша мудрости, погибоша за безсоветие свое. Кто взыде на небо и взя Ю и снесе Ю от облак? Кто прейде на ону страну моря, и обрете Ю, и возьмет Ю за злато избранно?" [32].

"Несть ведуща путь Ея, ни помышляющого стезь Ея. Но ведый вся весть Ю, изобрете Ю смыслом Своим, сотворивый землю в вечное время... Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости и даде ю Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него. По сем на земли явися и с человеки поживе" (Вар. 3:28–38).

4

Ветхий Завет кончается тем, что Тот, Кто невидимо находился среди избранных людей и "управлял дела их рукою пророка святаго"(Прем. 11:1), видимо вселяется среди людей. "И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины" (Ин. 1:14). Открылась слава Того, о Ком неясно говорилось "в законе Моисееве, пророцех и псалмех" (Лк. 24:44).

Опять священныя книги возвещают о вечности и бытии у Бога Того, о Ком пишут. Но в них уже прямо говорится, что Слово, Имже вся быша, Которым Бог возвещает Свою волю людям, есть Его Зиждительная Сила, Богом Отцом рожденная прежде всех век, Его возлюбленный Сын, с Ним неразлучно спребывающий, Ему единочестный, и, по единству воли, творящий "вся, яже Сам (Отец) творит" (Ин. 5:20). И на землю сошло Собезначальное Слово, не ища исполнения Своей, отдельной от Отца, воли, но Их единой общей воли, совершения дела, "еже дал Сыну Отец, да сотворит" (Ин. 17:4). Дух Святый, спребывающий с Единосущным Ему, был со Словом всегда неразлучен, и самое зачатие совершилось, ибо Дух Святый нашел на Деву Марию (Лк. 1:35).

Немногие сначала узнали о пришествии на землю Того, о делах Которого в Ветхом Завете говорилось прикровенно, как о делах Слова и Премудрости Божией. Но "с преспеянием тела преспевало в Нем для видящих и явление Божества (Афанасий Великий – на Ариан, III). Когда же настало время выступить на проповедь, и Господь крестился в Иордане, хотя и не нуждался в омовении, "сошел в воду более давая нежели приемля" [33], Отец засвидетельствовал, что крещаемый есть Сын Его Возлюбленный, а Дух Святый, подтверждая это, сошел в телесном виде на Плоть Того, с Кем всегда неразлучен по Божеству.

Многократно, хотя и различно выражаясь, говорил Господь о единосущии и равночестии Отца, Сына и Святого Духа. "Се отрок Мой, егоже изволих, возлюбленный Мой, наньже благоволи душа Моя; положу Дух Мой на Нем" (Мф. 12:18); "Дух Господень на Мне, егоже ради помаза мя" (Лк. 4:18), говорил о себе Христос. Но в то же время о Духе Святом говорил: "послю Его к вам"; "Он Мя прославит, яко от Моего приимет" (Ин. 16:7, 14). "Не может Сын творити о Себе ничесоже, ащене видит Отца творяща"; "снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшого Мя Отца" (Ин. 5:19, 6:38), учил Господь; но также: "Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца"; "Аз и Отец едино есма" (Ин.5:22–23, 10:29). Пред вознесением Христос заповедал: "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19).

Исполняя это повеление, апостолы по всему миру разнесли благую весть о пришествии на землю Того, кого в своих богодухновенных писаниях именовали Сыном Божиим, Словом, Силою и Премудростию, "иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение, и избавление" (1Кор. 1:30). Они возвещали, что "Трие суть, свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Дух и сии три едино суть" (1Ин. 5:7), что "Многочастне и многообразне древле Бог, глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори" (Евр. 1:1–2).

Дело апостолов продолжили их преемники. Духовное единение со Христом людей, еще живущих на земле, выражается в исполнении ими воли Божией. "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23).

Богоугодная жизнь имеет своим последствием расширение познания и понимания воли Божией и установленных Им законов приобретение Премудрости. "В злохудожну душу не внидет Премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху" (Прем. 1:4). Ибо грех отгоняет Духа Святаго, отделяет от Бога, "Святый бо Дух наказания отбежит льстива и отымется от помышлений неразумных" (Прем. 1:5). "Строптивая бо помышления отлучают от Бога" (Прем. 1:3). Порочный не может иметь общения с Богом: "Бог свет есть и тмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко общение имамы с Ним и во тме ходим, лжем и не творим истины" (1Ин. 1:6).

Но слабый человек не может вполне избавиться от греха и сделаться праведным своими силами. Ему принадлежит желание и старание, а делает Бог, если человек стремится к Нему и уповает на Него. "Человеку предложение сердца, и от Господа ответ языка" (Прит. 16:1). "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15:5), сказал Иисус Христос. "Возведох очи мои в горы, отонюдуже приидет помощь моя" (Пс. 120:1). Необходимо молить Бога послать нам помощь и силу разуметь Его святую волю и исполнять ее, подать нам свои благодатные дары. Молитвы о сем выражаются в виде прошений о ниспослании того или другого дара, или же мы молим Самого Бога прийти к нам. "Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися" (Пс. 69:2). "Царю Небесный... прииди и вселися в ны".

С молитвою мы обращаемся ко всей Троице или отдельным Лицам Ея. Прося о схождении к нам Святого Духа, мы обращаемся или к Нему непосредственно, или Бога Отца просим о ниспослании Его. Церковныя молитвы о сем имеют своим оенованием Священное Писание. Говоря о сошествии Святого Духа на апостолов Иисус Христос назвал это ниспосланием Духа Святого от Отца, также от Него Самого (Ин. 14:16, 26, 15:26). Про Себя Самого Господь неоднократно говорил, что Он послан Богом Отцом (Ин. 3:17, 5:23–30, 6:29–57, 7:16, 17:8–25, 20:21). Священное Писание в подобных выражениях говорит и о помощи, подаемой Богом, как всему миру, так и отдельным людям. "Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли" (Пс. 103:30), "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отъими от мене; Духом владычним утверди мя" (Пс. 50), молился Царь и пророк Давид, оставив образец молитвы покаяния всем истинным поклонникам Бога на все времена. А сын его, Царь Соломон, желая исполнять волю Божию, молит Бога ниспослати приседящую Престолу Его Премудрость.

Тайна Троицы вполне открыта лишь в Новом Завете, и поэтому Ветхозаветные праведники и пророки, говоря о Слове и Святом Духе, не представляли себе вполне ясно, что это единосущныя Богу Отцу Лица Святой Троицы. Новый Завет снимает покрывало, лежащее на Ветхом Завете (2Кор. 3:14), и, читая его, мы и в нем видим указания на христианские догматы. Если евреи, произнося в синагогах: "Словом Господним небеса утвердишася и Духом усть Его вся сила их" (Пс. 32:6), имея до днесь покрывало на сердцах своих (2Кор. 3:15), могут здесь видеть лишь указание на то, каким образом Бог творил мир, то христианская Церковь в этом тексте имеет подтверждение своему учению, что все три Лица Святой Троицы участвовали в сотворении мира. Если признающие лишь Ветхий Завет под Словом Божиим и Духом подразумевают только безличныя силы Божия, то мы, наученные евангелием, знаем, что "Бог бе Слово" (Ин. 1:1), а вместе с Ним и Отцем спрославляем и Святого Духа. Новый Завет учит нас, что Тот, кто смиренно жил на земле и умер на кресте, в действительности есть Единородный Сын Божий, Ипостасное Слово, Ипостасная Сила и Премудрость Божия, Дверь, Путь и Истина, и Живот всем верующим в Него.

Правда, не только в Ветхом Завете, но и в Новом есть много выражений, как бы умаляющих Христа сравнительно с Богом Отцом. Эти выражения послужили камнем преткновения для многих из тех, кто, обращая внимание лишь на них и не желая принять Божие Откровение во всей его полноте, создавали учение о неравенстве Лиц Святыя Троицы.

Афанасий Великий и другие святые Отцы Церкви, исполненные премудрости и озаренные Святым Духом, дали обширныя толкования, как нужно понимать места, где как бы уничижительно говорится о Христе. "Все речения и дела унизительные, – говорит Святой Афанасий, – разумей написанными о теле Христовом, все же славные письмена – о Божестве Слова". Совокупность же всех выражений, как Ветхого, так и Нового Завета, объясняемых согласно Священному Преданию, дает нам ясное церковное учение, с непоколебимостью содержащееся ею. Но, желая поставить выше всего свои умозаключения, не желая смириться, некоторые с настойчивостью проповедывали свои выводы, сделанные из тенденциозного подбора мест Священного Писания. Так появлялись и создавались ереси, так нестроениями раздиралось Тело Христово – Его Церковь. Лжеучения, извращающие учение о Троице и о богочеловечестве Христа, волновали Церковь от ея основания, с особой же силой проявились в арианстве. "Кто Твою, Спасе, ризу раздра. Арий, Ты рекл еси, иже Троицы пресече единочестное начало в разделения: сей отверже Тя быти единого от Троицы, сей и Нестория учит Богородицу не глаголати. Но собор, иже в Никеи, Сына Божия Тя проповеда, Господи, Отцу и Духу сопрестольна" [34].

Святые Отцы, участвовавшие в I Вселенском Соборе, и их преемники в деле борьбы с Арием и другими еретиками обличили все лжеучения, возникшия в то время, и доказали их противоречие Божиему Откровению. Они утвердили, помощью Божиею, Православную веру, утвердили веру в единочестие Отца, Сына и Святого Духа. Без колебаний они называли Вторую Ипостась Сыном Божиим, Словом и Премудростью, часто употребляя одно имя вместо другого.

Ариане пытались было истолковать некоторыя места Священного Писания в желательном им смысле, как подтверждающие их учение, что Сын Божий не рожден, а создан, а так как и Бог Отец называется Премудрым (Рим. 14:26; 1Тим. 1:17), то они создали понятие несозданной премудрости Бога Отца в отличие от Личной Премудрости – Сына Божия.

Наоборот, Афанасий Великий и другие святые отцы указывали на то, что Священное Писание не говорит о разных премудростях, но что премудрость Божия есть Премудрость Ипостасная, Премудрость Творческая, – Зиждительное Слово, рождаемое от Бога Отца.

Когда говорим о человеке, можем себе представить мудреца в душе, не умеющeго ни применить, ни высказать свою мудрость. "Премудрость сокровена и сокровище не явлено, кая польза есть в обоих. Лучше человек, скрываяй буйство свое, нежели человек, скрываяй премудрость свою" (Сир. 20:30–31).

Слово человеческое выражает мысль, волю, но не обладает само творческой силой.

Слово Божие не только возвещает волю Божию, но и творит: Премудрость Божия не только создает планы и проэкты, но и приводит все в исполнение. "Вся, елика восхоте, Господь сотвори" (Пс. 134:6, 113:11). "Той рече, и быша, Той повеле, и создашася". "Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их" (Пс. 32). "Вся Премудростию сотворил еси" (Пс. 103). Бог не только творит, но и наставляет людей: "Волю же Твою кто позна, аще бы не Ты дал еси Премудрость и послал еси Духа Святого Твоего с высоты" (Прем. 9:17).

5

Святые Отцы защитили православную веру от еретиков, выявили и доказали истинную православную веру. В продолжение веков, Церковь в них видела "православия наставников, правило веры, столпов Церкви". И вдруг, в наши дни, нам возвещается, что, собственно говоря, они боролись лишь с некоторыми пунктами еретических учений, в то же время подпадая под их влияние по другим вопросам, что наше святоотеческое учение в значительной степени есть учение арианское. Что можно ответить на это? Указать ли, что это противоречит обещанию Христову, что врата адовы не одолеют Церкви? Спросить ли, за какиe добродетели Господь даровал проповедникам новооткрытых истин большее озарение, чем апостолам, и лучшее разумение Священного Писания, чем Отцам Церкви? Или же просто обличать их в невежестве (если это не сознательный обман), так как Премудростию называли Христа и Святые Отцы, жившие задолго до появления арианства, которые относили к Христу и тот текст, который якобы так истолковали впервые ариане.

Так в числе имен Второй Ипостаси упоминает и "Премудрость" св. Иустин Философ, который, говоря о Ней, привел и текст из Притчей Соломоновых (Притч. 8:21–36), говорящий о Премудрости [35]. Премудростию называют Христа, и относят к Нему то, что в Ветхом Завете говорилось о Премудрости, Св. Дионисий Александрийский [36] и св. Киприан Карфагенский, видевший здесь свидетельство против иудейской веры [37]. Премудростию назван Сын Божий в Символе Веры, который св. Григорий Чудотворец, Епископ Неокесарийский, получил в откровении от Иоанна Богослова, явившегося ему с Богоматерью Богородицей.

Правда, св. Феофил Антиохийский и св. Ириней Лионский, говоря о Премудрости, подразумевали не Вторую, а Третью Ипостась, Святого Духа. Но все же и они неизмеримо далеко стоят от теперешнего, так называемаго, софианского учения, ибо они определенно называли Премудростию Одно из Лиц Святой Троицы, а вовсе не создавали какого-то учения, полного неопределенностей, и открывающего путь к самым произвольным догадкам и выводам. Относя к Святому Духу имя Премудрости, они не стояли в противоречии с остальными св. отцами в вопросе о сущности Премудрости.

В начале настоящего исследования святоотеческими же изречениями показано, в каком смысле может и Дух Святый именоваться Премудростию. Кроме того, св. Феофил Антиохийский и Ириней Лионский жили во времена, когда только начинали догматизироваться христианские истины, и не было еще точной догматической терминологии. И по другим вопросам тот или другой отец вначале мог высказать свое мнение, не принятое, однако, после Церковию. Но когда какое-нибудь учение проповедуется, как несомненная истина, почти всеми учителями Церкви, без возражения принимается везде, исповедуется "от конец до конец вселенныя" в безчисленных множествах молитв и песнопений, делаясь, таким образом, достоянием всей Церкви, то не может быть никаких сомнений в истинности такого учения.

Дух Святый, наставляющий Церковь "на всяку истину" не дает в Церкви укореняться никакому ложному учению. Возможно ли подумать, что учение, исповедуемое Церковью от ея основания и до наших дней, вдруг оказалось ошибочным? Ведь и святые Феофил и Ириней в Премудрости видели Ипостась, Лицо, только отнесли это имя к Духу, единосущному и нераздельному со Словом. Но поелику это имя принадлежит по преимуществу Самому Слову, то и до них, и после, Самое Слово называли и доселе называют этим именем.

Приведенными текстами Священного Писания Ветхого и Нового Завета показано, насколько то, что говорится о Премудрости, согласуется с тем, что говорится о Христе. Силою Христа, Божией Премудростью, побеждали апостолы и их ученики еллинские мудрствования, пленяя Ему в послушание всякое помышление (2Кор. 10:5).

Указаниями на написанное о Премудрости обличали апологеты иудеев.

Твердо веря, что Премудрость есть Сын Божий, защищали православие от еретиков отцы Церкви.

Любовью к распятому за нас Господу Славы воодушевлялись мученики и мученицы, когда исповедывали пред всеми, что мудрость мира сего есть безумие (2Кор. 1:19), и подвергались за это страшным мучениям и смерти. "Пророцы проповедаша, апостоли научиша, мученицы исповедаша, и мы веровахом".

В честь воплотившейся Мудрости воздвигались храмы [38], вместе с чем славилась и Дверь, Которою Она пришла на землю.

"Премудростию спасались" (Прем. 9:19) православные христиане, на Нее уповали, взывая в храмах: "Не мудростию и силою и богатством хвалимся, но Тобою, Ипостасною Мудростию, Христе" (Ирмос 3 п. 4 гласа).

Если и была икона, где Премудрость представлялась сидящею на престоле, а за Нею изображение стоящего Христа, то этим только указывалось на две природы Спасителя, а не на то, что это разные Лица, также как и отсеченная голова в руках Иоанна Предтечи вовсе не выражает мысли, что у него было две головы, а лишь указывает на род его смерти; двойное изображение одного и того же в разных оттенках широко было распространено в древней иконографии.

Но новые богословствующие философы не удовлетворяются древним учением. Им хочется нового. И что же они дают вместо живой, личной Премудрости, Которая и Своим примером, и невидимыми благодатными дарами умудряет и укрепляет верующих?

Прежде всего, – какая-то неопределенность, напоминающая о так нравящемся им учении, что Бог – Ничто [39].

Открывается путь для философских изысканий и самых произвольных выводов, но в направлении, уже намеченном. София – это женское начало Божества. В соответствие ей есть тварная София, женское начало в созданном Богом мире. Строго проводится параллелизм – везде в соотвествие мужскому есть женское начало. Вопреки учению апостолов, что о Христе Иисусе "несть мужеский пол ни женский" (Гал. 3:28) и сглаживаются разделения и различия у облекшихся во Христа, хотят даже Божество разделить на мужскую и женскую половину. Использывают для этого учение о Святом Духе, но все же не отожествляют Его с Софией.

София им нужна, как нечто, связующее Божество и тварь. Тварь бывает "софийна" в разной степени и высшая степень Софии тварной есть переход в Софию Нетварную. Богородица "есть тварь, но уже и не тварь" [40], пишет профессор Булгаков.

Бог и человечество в этом учении становятся чем-то единым, но не потому, что люди суть дети Единого Отца и повинуются Ему с любовью, а потому, что человечество, в своем высшем проявлении, есть переход в Божество. В зависимости от разной степени софийности, Божество и человечество суть ряд степеней одной великой лестницы, вершина которой Бог, а низ – самые яркие представители греха и неправды в человечестве. Но как человечество нуждается для полноты существования в Божестве, так и Бог нуждается в человечестве и отдельных его представителях. Вот о чем уже довольно прозрачно пишут проповедники "софианства".

Сравнять Бога и человека, – вот их цель, которая, быть может, неясна еще и многим из них. Подчас это довольно ярко высказывается. "Сделать религию богочеловеческою", – призывал Владимир Соловьев в своем слове в память Огюста Конта. До сих пор, по высказанному им мнению, было обращено внимание только на первую часть – на божественную. Теперь нужно обратить внимание на вторую часть, сделать религию более человеческою, возвысить человечество.

Представители "софианства" работают над этим.

Пишутся трактаты, в которых проводится мысль, что Богоматерь и Иоанн Креститель были чуть ли не в такой же степени необходимы для искупления, как Сам Христос. Они, по учению "софианцев", были софийны в высшей степени. А за ними идут остальные представители человечества, каждому отыскивается подходящее место, сообразно степени его "софийности". В дальнейшем может получиться лестница, с внешней стороны напоминающая систему эонов гностика Валентина. Там тоже ряд степеней, причем в каждой два эона – мужское и женское начало.

Но еще больше, чем внешнего сходства, у новых философов духовной близости к древним еретикам – гностикам. И там, и здесь стремление постигнуть все тайны высшего мира, всему найти точное место в изобретаемой ими схеме. Руководит и первенствует при этом человеческий ум. Священное Писание, богооткровенные истины приспособляются к созданным людским вымыслом учениям, от них берется лишь то, что подходит и согласуется с этими учениями. Но чтобы покорить свой разум Вере, проникнуться духом православного учения и в духе его размышлений и мудрствовать – об этом не хотят думать. Действительно, где же здесь "богочеловечность" религии, если человек будет Богу верит больше, чем себе. К тому же Бог обыкновенно открывался людям через людей же, Своих избранников, пророков, апостолов, а "почему они лучше нас могут знать? Да разве мы не можем, как и они, удостоиться высшего познания?" Так, если и не выражаются открыто, то практически проводят в жизнь те, кто думают открыть тайны Высшего Мира главным образом своими изысканиями.

Впрочем, теперешние философы и не скрывают, что считают наше время наступлением эпохи "чрезвычайных откровений", и пишут об этом в своих произведениях. Не скрывают и своих симпатий к еретикам-гностикам, которых не стесняются ставить в ряд учителей Церкви, а часто восхваляют даже больше, чем святых отцов.

"Гносис" в переводе с греческого значит знание. К знанию, к постижению тайн Божиих человеческим умом и человеческою мудростию страстно стремились первые еретики, не могшие постичь глубины и не удовлетворявшиеся простотою изложения христианского учения. После них это многократно повторялось в истории. Французская революция дала культ поклонения Разуму. Русская революция должна, по мнению лиц, идейно связанных с ней, дать торжество премудрости. Но не Той Премудрости, Которую проповедывали пророки и апостолы; ищут они славы, а не Ея науку проповедуют.

"Истинная философия через Сына дана", – сказал еще Климент Александрийский [41]. Пришедши на землю Сын Божий, принесший людям науку Божию, предупреждал, что греховный "мир" не уверует в Него, а проповедники Его учения будут гонимы. Часто, говоря о Себе в третьем Лице (Мф. 8:20, и др.), Сын Человеческий сказал: "Сего ради и Премудрость Божия рече: (в другом Евангелии это стоит в первом лице: "Сего ради, се, Аз") послю к ним пророки и апостолы и от них убиют и изженут" (Лк. 11:49; Мф. 23:34). Но гонимые ученики Слова помнят, что их Учитель и Господь сказал: "Несть раб болий Господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут" (Ин. 15:20). Поэтому они остаются верны Ему, как при гонениях на них, так и слыша, как другие соблазняются о Христе. "И оправдися Премудрость от чад Своих всех" (Лк. 7:35; Мф. 11:19). "Блажен есть иже аще не соблазнится о Мне" (Мф. 11:6; Лк. 7:23).

А что сказать о искателях другой Премудрости? Приведем слова Афанасия Великого. "Где же они нашли вообще сказанным в божественном Писании или от кого слышали, будто бы кроме Сего Сына есть иное слово и иная премудрость, и потому изобретают подобные вымыслы. Ибо все видимое и невидимое Им получило бытие, и без Него ничтоже бысть. О другом же ком или об ином чем не имеют представления святые, и не вымышляют слов или премудростей, которых ни имени, ни дел не показывает Писание, и которых именуют одни эти еретики. Ибо их это изобретение, их христоборное предположение; они употребляют во зло имя Слова и Премудрости, вымышляя же себе что-то иное, жалкие люди эти отрицаются истинного Божия Слова, истой и единственной Отчей Премудрости. Итак, если в Божественных Писаниях не отыскивается иной премудрости, кроме Сего Сына, то и от Отцов не слыхали мы ничего подобного; еретики же исповедуют и написали, что есть премудрость несозданно соприсущая Отцу, Ему собственно принадлежащая и зиждительная мира: то Сын Сей будет Тот Самый, Который и по их словам вечно соприсносущ Отцу. Так во всем омрачены они умом, отрицают истинную Премудрость и отыскивают премудрость несуществующую, подобно манихеям, измышляют себе иного Бога, и отрицают Бога истиннаго" [42]. "Надо сказать извратителям честных догматов Церкви и правильного смысла Писаний: утрезвитесь, пиянии, от вина своего (Иоил. 1:5), дабы могли вы, узрев пресветлую красоту истины, вместе с нами воскликнуть к Сыну: воистину Божий Сын еси" [43].

Воистину Христос есть "камень претыкания и камень соблазна; и всяк, веруяй в Онь, не постыдится" (Рим. 9:33). "Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут; мы же проповедуем Христа распята, Иудеом убо соблазн, Еллином же безумие, самем же званным, Иудеем же и Еллином, Христа, Божию Силу и Божию Премудрость"(1Кор. 1:23–24). "Преполовившуся празднику, учащу Ти, Спасе, глаголахуИудее: како Сей весть письмена, не учився. Не разумеюще, яко Ты еси Премудрость, слава Тебе" [44].

Иоанн Максимович, святитель

Цитировано по:

Печатается с 1930 г. издания, Синодальная Типография,

Варшава. Отдельное издание. / Архиепископ Серафим

(Соболев). Защита Софианской ереси протоиереем

С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора

Русской Зарубежной Церкви. - 2-е издание Афонского

Русского Св.-Ильинского Скита. - Jordanville:

Типография преп. Иова Почаевскаго. Holy

Trinity Monastery, 1993. - С. 44-88. 5-я паг.

Азбука веры

Примечание

1. Богословская несостоятельность этих книг показана мною в статье: "Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли".

2. "Неопалимая Купина", стр. 189.

3. Там же, стр. 191.

4. Приведенныя цитаты и мысли: см. "Друг Жениха", стр. 213–216.

5. "Неопалимая Купина". Экскурс II.

6. В молитве "Сподоби, Господи..." в начале Господом называется вся Троица, а в словах "благословен еси" – Бог Отец.

7. Синаксарь понедельника Пятидесятницы.

8. Иоанн Дамаскин. Точное излож. Правосл. Веры, I, XII – о Бож. именах.

9. Богородичен 9-й п. канона Св. Николаю гл. 2.

10. Богородичен седален Сырного Вторника.

11. 3-й тр. 9-й п. Воскресного канона. Воскресныя песни после причащения.

12. Песнь 2-я, 2-й тр. 2-го трипеснца.

13. I п. 1 троп.

14. Минея за декабрь.

15. 2-е тропари 1 песни.

16. 3 тр. I песни Вел. Четв.

17. IX песнь, 2 тр. Вел. Четв.

18. IX песнь 2 тр. 22 декабря, повечерие.

19. Молитва Св. Духу.

20. Канон Ангелу Хранителю, 7 п. 4 тр.

21. Кондак недели сыропустной.

22. Митрополит Антоний: "Учение Церкви о Св. Духе".

23. Там же.

24. Притчи III, 22.

25. Каноны Великого Четвертка, 22 декабря 4 января, 1 п. 1 тр. См. выше.

26. См. выше.

27. Прем.VII, 26; сравни: "Иже сый сияние славы Его и образ Ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы" (Евр. 1, 3).

28. Сравни: "Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим" (Иоан. XIV, 21).

29. Прем.VIII, 4; сравни: "Вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть". "Не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща; яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит. Отец бо любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит" (Иоан.I:3, V:19, 20).

30. Прем.IX, 17; сравни: "Глаголы, яже дал еси Мне, дах им". "Дух Святый,егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рек вам" (Иоан. XIV, 26).

31. Тропарь общий мученице.

32. Сравни: "Кто взыдет на небо? Сиречь Христа свести. Или кто снидет в бездну? Сиречь Христа из мертвых возвести" (Римл. X, 6, 7).

33. Епифаний Кипрский. "Против полуариан".

34. Стихира на "Господи, воззвах...", нед. Св. Отец Вселенского Собора.

35. Diаlоguеs Тriрhоnо Judео.

36. Афан. Вел. Dе sеntеntiа Diоnуsii.

37. Соntrа Judеоs lb. II.

38. "Сказание о Софии Царегр.". Виленская П. Б.

39. Карсавин: "Св. Отцы и учители Церкви", стр. 27; Бердяев, "Путь", № VII, стр. 53 и т. д.

40. "Неопалимая Купина", стр. 191.

41. Strоmаt II-е, XVIII.

42. Афанасий Великий, "II-е слово против Ариан", 39–40.

43. Кирилл Александрийский. "Толк. Ев. Иоанна", гл. I.

44. Слава на стиховне вечерни Преполовения Пятидесятницы.

***

Молитва святителю Иоанну Шанхайскому:

  • Молитва святителю Иоанну Шанхайскому. Этот смиренный аскет и молитвенник, миссионер стал столпом веры, "зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления" для русской эмиграции после революции 1917 года. Святитель Иоанн Шанхайский - небесный покровитель и образ подражания клира, семинаристов и людей, ведущих особый аскетический образ жизни. К Иоанну Шанхайскому молитвенного обращаются за помощью в болезни, для разрешения нищеты и всякой нужды, конфликтов в коллективе и общине, вразумления маловеров и сектантов

Акафист святителю Иоанну Шанхайскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Шанхайском:

Труды святителя Иоанна Максимовича:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru