Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святитель Игнатий Брянчанинов - творения


Игнатий Брянчанинов. Письма к преподобному Антонию Путилову*

Память: 30 апреля / 13 мая

Святитель Игнатий Брянчанинов известен как духовный писатель, исследователь и продолжатель традиции консервативного монашества, а также обличитель духовных пороков современного ему общества. Оставил большое число аскетических сочинений.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. Икона

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский

***

Содержание

Письмо 92

Ваше Высокопреподобие! Отец Игумен! Почтеннейшее письмо Ваше получено мною 24-го сего Января, и на оное имею честь Вас уведомить, что дело о завещанных Коллежским Советником Григорьевым* (* Описка, нужно Ларионовым) в пользу Лаврентьевского и Малоярославецкого Николаевского Монастырей 10 т. рублях находится в рассмотрении 7-го Департамента Сената, что в Москве, коему подчинена Калужская губерния; а поэтому и советую Вам немедленно принять меры о ходатайстве в упомянутом 7-м Департаменте Сената в Москве, а между тем я узнаю, какое последовало по оному делу мнение Г-на Обер-Прокурора Святейшего Синода, и Вас непременно вскоре уведомлю.

С истинным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою

Архимандрит Игнатий Января 26-го дня 1840 года Троицко-Сергиева пустыня.

Письмо 93

Ваше Высокопреподобие!

Достопочтеннейший и вселюбезнейший Отец Игумен!

Когда получил я приятнейшее письмо Ваше, тогда лежал на одре тяжкой болезни, – и хотя любовию, дышущею в письме вашем, до глубины сердца был тронут, однако никак не мог отвечать собственноручно. Не желая, впрочем, оставить Вас в недоумении относительно прописанного в письме Вашем деле, поспешил по скорейшей справке уведомить Вас,– что, вероятно, Вы и получили. Благоволите наблюсти за сим делом в Москве, и когда оно перешлется в Петербург к Министру юстиции, потрудитесь немедленно меня уведомить. Доложите его Преосвященству, что я почитаю себя одолженным особою Его Святительства; и потому исполнение по силе Его Архипастырского поручения для меня будет приятнейшим долгом и послушанием.

Поздравляю Вас, почтеннейший отец Антоний, с приятием Игуменского сана, что случилось не без особенного Промысла и воли Божией. Да дарует Вам Господь благоденствие и обильный духовный плод. Прошу продолжения братской любви Вашей, прошу Святых молитв Ваших, в коих весьма нуждаюсь: ибо живу близ моря житейского, волнуемого и обуреваемого многоразличными ветрами. О. Иоанникий прибыл благополучно в Петербург, принят Преосвященным Митрополитом весьма благосклонно,– и у нас, грешных, в шумной обители Сергиевской погостил денька два, утешая и утешаясь взаимною любовию.

С искреннейшею о Господе преданностию и таковым же почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия

покорнейшим послушником

Архимандрит Игнатий

земно кланяюсь

1840 Года Февраля 6-го дня.

Вписано:

19-го марта получено из С.П.Б. сведение такового содержания: "Мнением Обер-прокурор Св. Синода заключил, чтобы завещанные Ларионовым двум монастырям 10 тысяч рублей отдать и претензии Высоцкого оставить без уважения". Мнение это представлено Сенату 3-го ноября 1839 г.

Письмо 94

Почтеннейший Отец Игумен!

По письму Вашему от 24-го истекшего Марта употреблено мною всевозможное содействие к отысканию в Министерстве Внутренних дел Вашего дела, но его не оказалось. А потому не угодно ли Вам будет повторить в Москву свою просьбу как о том, чтоб поспешили отправлением дела в Санкт-Петербург, так и о том, чтоб уведомили Вас: когда и к которому именно Министру будет отправлено, то дело на решительное заключение.

С истинным почтением, имею честь быть покорнейший слуга и сомолитвенник

Архимандрит Игнатий

Апреля 9-го дня 1840 года

Сергиева Пустыня.

Письмо 95

Ваше Высокопреподобие! Почтеннейший Отец Игумен Антоний!

И опять мы обмануты. Знакомый мой справлялся в Министерстве финансов, а что по справке оказалось, то можете увидеть из приложенной при сем записки с отметкою карандашом; присылаю оную Вам в подлиннике. Надо повернее выправиться в Москве; видно, дело клонится в пользу святых обителей, а потому противником и поставляются таковые сети.

Прося Ваших Святых молитв, с искреннейшим почитанием и преданностию имею честь быть навсегда

Ваш покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий 1840 23-го Майя.

Письмо 96

Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший и Вселюбезнейший Отец Игумен Антоний!

Два приятнейшие письма Ваши – одно чрез Иеромонаха Иосифа, а другое вслед за оным по почте – получил, дав пройти неделе мясопустной, во время коей мирские люди предаются вполне увеселениям, потом дав пройти первой неделе великого поста, во время которой все говеют и делами не занимаются, на второй неделе начал хождение по Вашему делу. Поелику же самому Графу [1] по множеству дел, коих в Синоде ежегодно бывает до 12 тысяч, невозможно заниматься мелочами с подробностию, то я и просил Г-на Франка, его Вице-директора, дабы он обратил внимание на Ваше дело, и он мне обещал, что Граф в настоящее время будет непременно настаивать соответственно своему прежнему мнению. Насчет же пожертвования для окончания соборной церкви в Вашей обители я советовался с некоторыми знающими людьми, кои мне сказали, что по настоящей крайности в деньгах нельзя ожидать, чтобы Государь Император решился сделать экстренное пожертвование из Государственных сумм: разве Преосвященный рассудит представить форменно в Св. Синод, а Св. Синод найдет приличным назначить на Собор Ваш некоторое количество денег из сумм, отпускаемых ежегодно в распоряжение Св. Синода. Благодарю Вас усерднейше за любовь Вашу ко мне; в сердце моем ощущаю извещение, что оная любовь есть искренняя, и благодарю Господа, ниспославшего в сердце Ваше таковое братское расположение, коему желаю соответствовать. Премного одолжен я отцом Игуменом Моисеем за благосклонное увольнение ко мне Отца Иосафа. Сколько я утешился его приездом! Вам известно, какова была любовь моя к нему и как постоянно она сохранялась! Вот прямым Израильтянин, в нем же лести несть! Вот простота, в ней же почивает Дух Божий! Вот человек, уготованный для неба! Как он ко всем мирен, с каким благоговением к О. Игумену Моисею, к Вам, к управлению монастыря, к братству: это меня очень обрадовало. Ныне редко встретишь довольного и благодарящего, а по большей части встречаешь недовольных и ропщущих. О рюмочках и стаканчиках, о коих Вы изволите писать, должно б было мне Вас предупредить и просить Ваших Св. молитв, дабы Господь помог мне удержать мое жадное чрево и обуздать оное благоразумием и умеренностию. Ибо сия страсть, по предречению великого Памвы, борет и низлагает нас, настоятелей последнего времени, хотя и настоит час, в который должны монашествующие приуготовлять постом телеса свои, дабы оне не вострепетали пред лицем меча и не воспрепятствовали душе исповедать доброе исповедание. Ибо сей конец предсказан Духом Святым для монахов последнего времени; а ненависть мира ко Христу, раскрывающаяся и сильно, и быстро, возвещает, что исполнение книги запечатленной судеб Божиих близь есть. Так наносимые ветром облака предвозвещают имеющий наступить гром и дождь. Почему хотя и лежу в блате паче вас и долу повержен страстями моими, но прошу Вас и молю: не доверяйте льстивым просьбам тела, представляющего свою слабость и требующего подкреплений в излишестве. Неприметным образом оно втянет нас в свое рабство и повергнет в дела, близкие к падениям, как говорит Св. Исаак Сирский в 75-м Слове, где он говорит о двух предметах: 1) о редком исхождении из монастыря, 2) о благоразумном уставе для чрева. Хотя сии два предмета по видимому и весьма просты и незначительны, но Св. Исаак утверждает, что они суть основание всех благ, возвание души от пленения вражия, путь к небесному свету и животу, что кто вознерадит о сих двух предметах, тот потрясает основание всех добродетелей. Святый почитает столь важным сие знание, что уразумение оного почитает даром благодати и сознается, что он приял язвы бесчисленнейшие и одержал победу заступлением свыше. Прошу Ваших святых молитв, дабы Господь, заповедавший нам блюсти да не отягощеват телеса наши объядением и пьянством и печалями житейскими, послал мне свыше помощь исполнить Его святое повеление. Без Него 6о не можем творить ничего же, и доколе посредством молитвы пребываем на лозе, то мнимся приносити некий плод; но только что оставлением молитвы отъимаемся от лозы, тотчас впадаем в руце немощей наших и сгораем в пламени страстей наших. А что изволите писать о трудностях Настоятельской должности, то в наши времена я нахожу в ней и некоторую удобность: от начальства плюхи, от братии плюхи, от приходящих плюхи; на плюхах спастись можно! За тем прошу Ваших святых молитв, в оскорблениях прощения и, заочно земно кланяясь, имею честь быть навсегда Ваш покорнейший послушник

Многогрешный Архимандрит Игнатий 1842 Год Марта 20 дня.

О. Иосиф просит Ваших Св. молитв и земно кланяется.

Письмо 97

Воистину Воскресе Христос!

Возлюбленнейший о Господе отец Игумен Антоний!

Приношу Вам искренную и сердечную благодарность за поздравление Ваше с Великим Праздником Святыя Пасхи, с которым, хотя и мимо текшим, равномерно Вас поздравляю.

Слухи, что Преосвященный Киевский Филарет намеревается отправиться в Киев чрез Москву, справедливы. Он уже и выехал 3-го майя. Я писал о сем в Оптину Пустыню. Может быть, что настоящее письмо мое предупредит его приезд к Вам днем или двумя: ибо он намеревался побывать в Ростове.

По записке Вашей о деньгах, завещанных Ларионовым, производится справка; когда же оную получу, то постараюсь немедленно известить Вас. А сие письмо тороплюсь для того скорее отправить, чтоб оно, по желанию Вашему, поспело принести Вам известие о приезде Преосвященного Киевского.

О штатных служителях к нам запроса не было: мы с Палатою Имуществ довольно ладим! Это вопрос есть местный и существует по некоторым Епархиям, между прочим, и в Рязанской. Архиепископ оной просит вместо штатных суммы, по невозможности прокормить их и с семействами на неокладные деньги Архиерейского дома. Надо предполагать, что многие принуждены, будут подать подобный голос в настоящее уже время по неимению средств к содержанию штатных с семействами. Судя же по ходу народного духа, очевидно, что в непродолжительном времени и все монастыри должны будут отказаться от служителей: ибо несвойственно агнцам начальствовать над волками. Поелику же Ваше Начальство противного мнения, то всего лучше Вам дать ответ обоюдный, т. е. в бумаге Вашей изложить, сколько Штатных для монастыря нужны, а с другой стороны, что содержание их семейств на счет монастыря совершенно невозможно, а что потому необходимо от казны назначить для их и их семейств пахотную землю и прочие угодия. А сего Министерство Имуществ никак не сделает. Сим ответом воле Начальства удовлетворите, а ходу ему не будет, и в свое время сей вопрос опять повторится. Разумеется, денежное вознаграждение было бы всего лучше. Но его не дадут! Если же Вы сделаете вышепрописанный ответ, то при отказе, который должно предполагать наверно, Вам удобнее будет просить денежное вознаграждение, да и Начальство Ваше тогда удобнее согласится на Ваше мнение.

Вот! Попечение о Церкви Христовой облекает Настоятеля в должность сборщика, заставляет выслушивать разные укоризненные наставления и суждения! Сколько уроков смирения! А братия, мало это чувствуя (ибо, чтоб чувствовать, надо испытать), то тем, то другим недовольны и завидуют сану, не понимая бремени, соединенного с саном.

О. Иосиф приносит Вам сердечное благодарение за Отеческое воспоминание Ваше о нем и поручает себя Вашей любви и Св. молитвам. Я помышляю о поездке в Киев, где я не бывал. И Преосвященный Филарет приглашает, и любовь многих отцов и братии знаем ых притягивает, и самое плохое здоровье мое нуждается в отдохновении и путешествии. Впрочем, как Бог велит; можно ли будет оторваться: мое положение и трудное и мудреное.

Прошу Ваших святых молитв и продолжения Вашей отеческой и братской любви! С искреннейшею преданностию и сердечным почтением, имею честь быть

Вашего Высокопреподобия покорнейшим послушником и сомолитвенником

Архимандрит Игнатий 1842 8-го майя.

Письмо преподобного Антония к святителю Игнатию 2. Письмо 98

Ваше Высокопреподобие!

Всепречестнейший и Достопочтенный Батюшка

Отец Архимандрит, благословите!

Во-первых, честь имею поздравить Вас с Божиею и Монаршиею милостию; при чем усерднеише желаю, дабы милость Царя Небесного и благоволение Монаршее и впредь обильно изливались на Вас! Во-вторых, приношу Вашему Высокопреподобию всечувствительнейшую благодарность мою за памятование обо мне, грешном, за приписанный поклон и за присланную Печать, каковых знаков благоволения Вашего я не ожидал, считая себя более заслуживающим презрение: но Вы как Праведник, по слову Св. Давида, наказали меня милостию! А по сему я за сию богатую милость приношу Вам с коленопреклонением сердечную благодарность мою.

Причем осмеливаюсь донесть Вам и о себе, что я по милости Божией жив еще, точию от многих моих грехов, очень нередко немоществует тело – немоществует и душа моя! почему, припадая к стопам Вашим, испрашиваю Ваших Богоугодных о мне молитв; коим поручая себя, остаюсь ко Особе Вашего Высокопреподобия с Сердечным уважением моим и с усерднейшим желанием – Милости Божией и Душеспасительного при многолетнем здравии жития Нижайший Слуга и Богомолец ваш

Многогрешный Иеромонах Антоний.

Его Преподобию Всечестнейшему Отцу Михаилу мое сердечное почитание и благоговейное поклонение – покорнейше прошу объявить.

Августа 28-го 1834-го Года Скит.

Из писем преподобного Антония Оптинского

Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, – да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбями достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в спокойном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстьми и похотьми. Мы же с Вами весьма безсильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копии! По крайней мере, претерпим Бога ради, хотя косой взгляд, холодный прием и отказ в просимом и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие. И – Бог Милостив – проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное!

Итак, возлюбленное мое чадо, ни о чем не унывай, а на Бога уповай; и старайся при случающихся неприятностях затверживать сие: во имя Господа Иисуса Христа все терплю!

Игнатий Брянчанинов, святитель

Азбука веры

Примечание

1. Протасов Николай Александрович (1798–1855) – граф, с 1836 по 1855 г. – Обер-прокурор Св. Синода.

2. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 24

* РГБ ОР. Ф. 213. К. 58. Антоний (в миру Александр Иванович Путилов; 1795–1865) – Оптинский старец, брат архимандрита Моисея. В 1816 г. удалился к брату в Рославльские леса и прожил там 5 лет. В 1820 г. пострижен в монашество. В 1821 г. вместе с братом перешел в скит Оптиной Пустыни. В 1825 г. определен на должность скитоначальника и состоял в этой должности 14 лет. При нем в Оптиной упрочилось старчество. В 1839–1853 гг. – настоятель в сане игумена Малоярославец кого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1865 г. келейно пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Отличительной чертой его было искреннее смирение; увлекался поэзией. Канонизирован в 2000 г

***

Молитва святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:

  • Молитва святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому. Молитвенный покровитель монахов и всего церковного причета: священнослужителей и певчих, семинаристов и всех студентов, миссионеров и катехизаторов, подвизавшихся на Кавказе, да и вообще среди агрессивной иноверческой среды. Святителю Игнатию молятся о мире и благополучии на Кавказкой земле, о даровании покаянного чувства, при излишней привязанности к благам мира, о ревности к исполнению христианского служения, за священноначалие церковное, о твердом стоянии в Православии. Поскольку епископ Игнатий в свое время освятил известные источники кавказских минеральных вод, пользуясь целебной силой источников, ему молятся об успешном исцелении во время санаторно-курортного лечения

Акафист святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:

Канон святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Игнатии Брянчанинове, епископе Кавказском и Черноморском:

Труды святителя Игнатия Брянчанинова:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru