Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святитель Афанасий Великий - творения


Афанасий Великий. Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан

Память: 18 января / 31 января, 2 мая / 15 мая

Святитель Афанасий Великий (295-373), епископ Александрийский – богослов, апологет, толкователь, один из великих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius contra mundum" (Афанасий против всего мира).

Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век

Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век

***

1) Прочитав писанное твоим богочестием, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа веру, прежде же всего прославили Бога, даровавшего тебе таковую благодать – и хранить правое разумение, и, по мере сил, познавать козни дьявольские; но подивились также злоумию еретиков, примечая, что впали они в великую глубину злочестия, а оттого утратили всякое чувство и имеют совершенно растленный ум. И это их предприятие есть как дьявольское внушение, так и подражание беззаконным иудеям. Как те, отовсюду обличаемые, сами против себя придумывали предлоги, только бы отречься им от Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: так и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь их для всех стала гнусною, делаются изобретателями зол, чтобы им, не прекращая борений с истиною, быть в подлинном смысле христоборцами. Ибо откуда возникло у них и это зло? Как вообще осмелились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, как видно, есть нечто лукавое, и действительно "неискусен о вере" (2 Тим. 3, 8). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единородного Сына Божия, показывали по крайней мере вид, что признают пришествие Его во плоти; ныне же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и от этого своего мнения, и сделались совершенными безбожниками, так-что не признают Его Богом, и не веруют, что сделался Он человеком. А если бы веровали, то не говорили бы того, что написало против них твое богочестие.

2) Посему ты, возлюбленный и истинно желанный, обличив таковых, сделав им увещание и выговор, поступил сообразно с церковным преданием и с благочестивою верою в Господа. Поелику же они, возбуждаемые отцом их дьяволом, "не познаша, ниже уразумеша, – по написанному, но – во тме ходят" (Псал. 81, 5); то пусть уведают от твоего благоговения, что такое их злоумие свойственно Валентину, Маркиону и Манихею, из которых одни вместо действительности вводили мнимое, а другие, разделяя нераздельное, отрицали, что "Слово плоть бысть, и вселися в ны" (Иоан. 1, 14). Почему же, держась их мыслей, не наследуют и имен их? Ибо справедливо иметь им имена тех, чье содержат зловерие, и именоваться уже валентинианами, маркионитами и манихеями. В таком случае пристыжденные смрадом именований, может быть, в состоянии они будут понять, в какую ниспали глубину нечестия. И хотя справедливость требовала бы не отвечать этим еретикам, по Апостольскому совету: "еретика человека по первом и втором наказании отрщайся, ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3, 10, 11), особливо же, поелику и Пророк говорит о таковых: "юрод... юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет" (Иса. 32, 6): однако-же, поелику, подобно вождю своему, и они ходят, как львы, ища "кого поглотити" из людей простодушных (1Петр. 5, 8); то и для нас сделалось необходимым отписать к твоему благоговению, чтобы братия, снова наученные твоим увещанием, предали вящему осуждению их суесловие.

3) Покланяемся мы не твари; да не будет сего! Такое заблуждение свойственно язычникам и арианам. Напротив того, покланяемся мы Господу твари, воплотившемуся Божию Слову. Если плоть сама по себе и есть часть тварей, то она сделалась Божиим телом. И покланяемся мы таковому телу, не как собственно телу, не отделяя его от Слова, и желая покланяться Слову, не представляем Его далеким от плоти; но, по сказанному выше, зная, что "Слово плоть бысть", сие и во плоти явившееся Слово признаем Богом. Посему, кто же будет столько несмыслен, чтобы сказать Господу: "отступи от тела, и поклонюсь Тебе?" Или, кто будет столько злочестив, чтобы, по причине тела, сказать Ему с несмысленными иудеями: "почему "Ты, человек сый, творшии Себе Бога" (Иоан. 10, 33) Не таков прокаженный; он поклонился Богу сущему в теле, познал, что это – Бог, глаголя: "Господи, аще хощеши, можеши мя очистити" (Матф. 8, 2): Божия Слова не почел тварью, по причине плоти, и не уничижил плоти, в которую облечено было Слово, потому что Оно есть Создатель всея твари, но как в созданном храме поклонился Творцу всяческих, и очистился. Так и кровоточивая жена, уверовав и прикоснувшись только к воскрилию риз, исцелилась. И пенящееся волнами море вняло воплотившемуся Слову и буря утихла. А слепого от рождения плюновением плоти уврачевало Слово. И что всего важнее и необычайнее, – когда Господь пригвожден был к самому кресту (что, может быть, и соблазняло злочестивых); поелику на кресте Господне было тело, и в теле было Слово, то солнце померкло, "земля потрясеся, камение распадеся, завеса церковная раздрася, ...и многа телеса усопших святых восташа" (Матф. 27, 51, 52).

4) Так было; и никто не рассуждал, как осмеливаются ныне ариане, должно ли повиноваться воплотившемуся Слову? Взирая на Человека, признавали Его Создателем своим; слыша человеческий глас, не говорили, по причине человеческого естества, что Слово есть тварь; но тем паче трепетали, и тем не менее познавали, что Оно вещало из святого храма. Посему, как же не боятся нечестивые, что, "якоже не искусиша имети Бога в разуме", преданы будут "в неискусен ум, творити неподобная" (Рим. 1, 28)? Ибо не твари покланяется тварь, и она не отказалась, по причине плоти, поклониться своему Господу, но Создателя своего видела в теле; и "о имени Иисуса" Христа поклонилось и "поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос" (хотя и неугодно сие арианам) "в славу Бога Отца" (Фил. 2, 10, 11).

Плоть не бесславие принесла Слову; да не будет сего! напротив того, сама паче прославлена Словом. И от того, что Сын, "во образе Божии сый", приял на Себя "зрак раба" (Фил. 2:6–7), не умалилось Его Божество; а напротив того, Он паче сделался избавителем всякой плоти и всякой твари. И если Бог послал Сына Своего рождаемого от жены, то это приносит нам не стыд, а паче славу и великую благодать. Ибо сделался Он человеком, чтобы в Себе нас обожить; вочеловечился от жены и родился от Девы, чтобы на Себя воспринять наше греху повинное рождение, и нам сделаться уже родом святым, "причастникамиБожественнаго естества", как написал блаженный Петр (2Петр. 1, 4). И "немощное закона, в немже немощствоваше плотию, Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти" (Рим. 8, 3).

5) Поэтому, не оказываются ли неблагодарными и не достойны ли всякого отвращения те, которые или уничижают сию плоть, воспринятую Словом, чтобы освободить всех людей и всех воскресить из мертвых и избавить от греха, или ради этой плоти клевещут на Сына Божия, что Он произведение или тварь? Они едва не вопиют Богу так: "не посылай единородного Сына Твоего во плоти; да не приемлет Он плоти от Девы, и да не избавляет нас от смерти и греха; не желаем, чтобы явился Он в теле и приял за нас смерть; не хотим, чтобы Слово стало плотью и в ней исходатайствовало нам приближение к Тебе, и чтобы вселились мы в обителях небесных. Да заключатся небесные врата, и Слово Твое да не обновляет нам пути на небеса завесою плоти Своей (Евр. 10, 20). Такие речи произносят они с дьявольскою дерзостью, по которой и измыслили себе неприязненность. Ибо отрекающиеся покланяться Слову, сделавшемуся плотью, остаются неблагодарными к Его вочеловечению; отделяющие Слово от плоти не признают, что совершено избавление от греха и прекращение смерти.

Где же эти нечестивые найдут в отдельности ту плоть, какую воспринял Спаситель, чтобы осмелиться им сказать: "не покланяемся мы Господу с плотью, но отделяем тело, и единому Господу служим". Блаженный Стефан видел Господа на небесах "стояша одесную" (Деян. 7, 55). Ангелы сказали ученикам: "такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо" (Деян. 1, 11). И сам Господь, взывая ко Отцу, изрек: "хощу, да идеже есмь Аз, и тии всегда со Мною будут" (Иоан. 17, 24). И вообще, если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли этим еретикам отложить заблуждение, и покланяться наконец Отцу о имени Господа нашего Иисуса Христа, а непокланяющихся и неслужащих Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать, и причислять не к христианам, но к язычникам и иудеям?

6) Таково их безумие, такова их дерзость, как говорили мы и выше; а у нас – правая вера, заимствованная из Апостольского учения и отеческого предания, подтверждаемая Ветхим и Новым Заветом; потому что Пророки говорят: "посли" Слово Твое и "истину Твою" (Псал. 42, 3); и: "се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог" (Матф. 1, 23). Что же это значит, как не рождение Бога во плоти? Апостольское же предание учит, когда говорит блаженный Петр: "Христу убо пострадавшу за ны плотию" (1Петр. 4, 1), и пишет Павел: "ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго греха, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом" (Тит. 2, 13, 14). Посему, как же "дал есть Себе за ны", если не носил на Себе плоти? Ее принесши, дал есть Себе за ны, да, восприяв в ней смерть, "упразднит имущаго державу смерти, ...дьявола" (Евр. 2, 14).

Посему, и благодарим всегда о имени Иисуса Христа, и не отмещем явленной Им в нас благодати; потому что явление Спасителя во плоти сделалось искупительною ценою от смерти и спасением всей твари. А потому, возлюбленный и желаннейший, любящим Господа да послужит это напоминанием; а подражающие Иуде и оставившие Господа, чтобы последовать Каиафе, пусть вразумятся этим, если только захотят, если только придут в стыд, и познают, что мы, поклоняясь Господу во плоти, покланяемся, как говорили и прежде, не твари, но Творцу, облекшемуся в тварное тело.

7) Но желательно нам, чтобы благоговение твое предложило им такой вопрос: когда израильтянам повелевалось восходить в Иерусалим для поклонения во храме Господнем, где были кивот и над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; тогда, исполняя это, хорошо или худо делали израильтяне? Если делали худо, то почему же небрегущие об этом законе подвергались наказанию? Ибо написано: если кто уничижит, и не взыдет, то потребится от среды людей (Второз. 17, 12). А если делали хорошо и благоугождали этим Богу; то мерзкие и всякой ереси гнуснейшие ариане не достойны ли многократно погибнуть за то, что, одобряя народ древний за чествование воздаваемое храму, не хотят покланяться Господу, сущему во плоти, как во храме? Но древний храм, как сень, устроен был из камней и золота; и когда пришла сама Истина, тогда престало уже прообразующее, и по Господнему слову не осталось в нем "камени на камени, иже не разорися" (Матф. 24, 2). Однако же, взирая на храм из камней, глаголющего в сем храме Господа не почитали тварью, не уничижали храма, и не удалялись от него для поклонения, но, в него входя, законно служили Богу, вещавшему из храма. А когда это так, то почему же непокланяемо всесвятое и истинно всечтимое тело Господне, о котором благовествовал Архангел Гавриил, которое образовал Дух Святой, и которое сделалось ризою Слова? Телесную руку простерши, Слово воздвигло "огнем жегому" (Матф. 8, 14). Человеческий издав глас, воздвигло Оно Лазаря из мертвых. И также, простерши руки на кресте, низложило "князя власти воздушныя, ныне действующего в сынех противления" (Ефес. 2, 2), а для нас сделало чистым путь в небеса.

8) Итак, кто бесчестит храм, тот бесчестит Господа во храме; и кто отделяет Слово от тела, тот отмещет данную нам в нем благодать. И злочестивейшие ариане да не почитают Слова тварью, потому что тело есть тварное, и да не клевещут на тело Его, потому что Слово не тварь. Ибо удивительно их злоумие; все смешивают и приводят они в беспорядок, изобретают всякие предлоги, только бы Творца сопричислить к тварям. Но пусть выслушают: если бы Слово было тварь, то не восприняло бы на Себя товарного тела, чтобы оживотворить его. Ибо какая помощь будет тварям от твари, которая и сама имеет нужду в спасении? Но поелику Слово, будучи Творцом, само сделалось Зиждителем тварей; то при скончании веков облеклось Оно в тварное, чтобы можно было Ему, как Творцу, паки обновить и воссоздать это. Как не тварью созданы твари, так тварь никогда не была бы спасена тварью, если бы Слово не было Творцом. Посему, да не толкуют лживо божественных Писаний, и да не соблазняют простодушных братий. Но если хотят, пусть сами раскаются и не служат более твари паче создавшего всяческая Бога. А если желают остаться в своем злочестии, то пусть одни упоеваются им и, подобно отцу своему дьяволу, скрежещут зубами, потому что вера вселенской Церкви ведает Божие Слово – Творца и Зиждителя всяческих, и мы знаем, что "в начале бе Слово, и Слово бе к Богу" (Иоан. 1, 1) И Ему, для нашего спасения сделавшемуся человеком, покланяемся мы, не как равному, в равном теле явившемуся, но как Владыке, приявшему на Себя рабий зрак, Зиждителю и Творцу, явившемуся в твари, да, в ней освободив "всяческая", приведет мир ко Отцу, и умиротворит "всяческая, ...небесная и земная" (Кол. 1, 20). Ибо так и Отческое Его Божество признаем, и покланяемся явлению Его во плоти, хотя бы ариане надрывались от досады.

Приветствуй всех любящих Господа нашего Иисуса Христа. Молимся, чтобы ты, возлюбленный и истинно желаннейший, был здоров и воспоминал о нас пред Господом. Если нужно, прочти это пресвитеру Иераксу.

Афанасий Великий, святитель

Азбука веры

***

Молитва святителю Афанасию Великому:

  • Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий, епископ Александрийский – богослов, апологет, толкователь, один из великих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius contra mundum" (Афанасий против всего мира).

Акафист святителю Афанасию Великому:

Канон святителю Афанасию Великому:

Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:

Труды святителя Афанасия Великого:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru