Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Апология христианства перед исламом


Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама

Святой мученик Абу Тбилисский (память - 8/21 января)

Из Османской империи перенесёмся в мир Арабского халифата, ко временам арабо-византийского противостояния, совершенно иной эпохе развития и становления мусульманской культуры.

Герой следующего рассказа носил довольно распространённое среди мусульман имя Абу. Уроженец Багдада, незадолго до того ставшего столицей Халифата, благородный араб, принадлежавший к свободному сословию, он был искренне верующим мусульманином и, как повествует житие, “отличным знатоком магометанских книг”. Жил он в VIII веке, то есть за тысячу лет до святого Константина Агарянина.

Абу был хорошим составителем благовонных мастей. Житие не сообщает, что именно подвигло его поехать около 775-го года в далёкую Грузию (Тбилисский эмират), входившую тогда в Xалифат, вместе с только что освобождённым правителем Картли Нерсесом в качестве одного из его сопроводителей. Скорее всего этот порыв - дань его молодости. Произошло это, вероятнее всего, при одном из первых халифов недавно пришедшей к власти династии Аббасидов - халифе ал-Махди (775-785 гг.), известном своими гонениями на манихеев. Вообще же, надо сказать, конец VIII века, - время, на которое приходилась жизнь св. Абу, - было временем зенита Арабского Халифата и расцвета арабской литературы.

По прибытии в Грузию, Абу, как сообщает автор жития, ещё будучи мусульманином, “заслужил любовь и уважение всего народа”. По-видимому, молодой араб был человеком научного склада мышления. “Не терпя праздности”, как сказано в житии, он осваивает грузинский язык и приступает к серьёзному и основательному изучению Ветхого и Нового Завета и христианства в целом. Он посещает богослужение, вникая в его смысл. Беседует с образованными христианами. Размышляет над сопоставлением учений христианства и ислама. Всё это постепенно приводит его к тому, что в нём созревает решение принять христианство как единственно истинную религию. Для нас очень важно, что в его обращении равно участвуют сердце и разум.

Здесь не может не придти на память принявший несколько лет назад крещение известный в Казахстане исламский богослов имам Ак-Бекет. Он объяснял свой поступок собственным духовным ростом, утверждая, что укрепился в мысли: только через христианство может произойти воссоединение человека с Богом, тогда как ислам - скорее культура, чем религия. Возможно, что такое же осознание духовной узости ислама по сравнению с христианством послужило причиной и для нашего героя.

До поры до времени Абу, как и св. Ахмед Калфа, не объявляет себя христианином. В это время меняются политические обстоятельства и вновь сверженный (по-видимому, уже халифом ар-Рашидом) Нерсес с 300-ми приближённых уходит из Картли, проходит Осетию и останавливается у хазар. Видя, что в Хазарском Каганате он в безопасности от мусульман, Абу принимает таинство Крещения. Происходит это спустя 6 лет после его прибытия в Тбилиси. Это немалый срок. Он лишний раз свидетельствует о том, что столь важный в религиозной жизни шаг был сделан осознанно.

По прошествии некоторого времени беженцы отправляются в православную Абхазию, удерживаемую в то время Византийской Империей. Новообратившийся христианин проводит строгую подвижническую жизнь. Известно, что перед праздником св. Пасхи он провёл три месяца в безмолвии и посте. Весть о необычном спутнике Нерсеса разлетается быстро. Им заинтересовывается даже властитель Абхазии и вызывает к себе для беседы о христианской вере, коей беседой оба остаются довольны.

Проходит время и в Картли властителем назначается Стефан, племянник Нерсеса, которому через некоторое время удаётся испросить у халифа позволения вернуться своему дяде. Нерсес возвращается в Грузию. Перед этим властитель Абхазии предлагает св. Абу остаться, говоря:

- Ты был мусульманином и потому тебя не оставят в покое. Я опасаюсь, как бы тебя волею или неволею не отвратили от христианской веры и не погубили стольких трудов твоих.

- Не оставляй меня здесь, - отвечает святой, - ибо что за радость мне быть там, где нет даже опасности умереть за имя Господа Иисуса Христа? Почему же я должен скрыть истинный свет, которым просветил меня Христос? Никуда я не скроюсь от смерти, да я и не боюсь её.

И вместе с Нерсесом святой возвращается в Тбилиси. Три года он открыто исповедует Христа. Ежедневно после богослужения Абу отправлялся в арабские кварталы, неся Благую Весть своим соплеменникам. Три года он открыто исповедует Христа, и никто не осмеливается причинить ему зла. Оппоненты ограничиваются словопрениями. Однако неприязнь по отношению к “отступнику” среди влиятельных мусульман неуклонно растёт.

Так продолжается до декабря 785 года, когда святого первый раз арестовывают и бросают в темницу. Через несколько дней, по ходатайству правителя Стефана, его отпускают. Вероятно, этот первый арест был связан не с отходом от “отеческой веры” арестованного, а с попытками обращения в христианство других мусульман. Как явствует из дальнейшего, Тбилисский кадий вопринимал первоначально Абу как рождённого христианина, который просто ведёт противозаконную прозелитическую деятельность среди мусульман. В противном случае даже ходатайство Стефана не смогло бы принести ему столь скорого освобождения.

Однако святой недолго находился на свободе. Недоброжелатели доносят кадию, что Абу был урождёный мусульманином и уже позже перешёл в христианство, и на этом основании требуют его повторного ареста и “всевозможных пыток” с целью принудить его к возвращению в ислам. Узнав об этом доносе, некоторые христиане заблаговременно являются к святому и предлагают спастись бегством, на что святой им спокойно отвечает:

- Я готов за Христа не только на мучения, но и на смерть. - и с радостным лицом выходит на улицу, навстречу присланному за ним наряду от судьи.

Его приводят к судье. Тот спрашивает:

- Что это я слышу о тебе, Абу? Говорят, что ты, будучи рождён в исламе, оставил правую веру и прельщён христианами? Образумься! Молись так, как научили тебя твои родители-мусульмане.

- Правду сказал ты: я действительно родился от мусульман и воспитан своими родителями в законе мусульманском, но веру эту я исповедовал до того только времени, пока не узнал христианского закона. Когда же Богу было благоугодно ввести меня в Царство Христа Иисуса, Сына Своего и Бога моего, тогда оставил я закон Мухаммедов, выдуманный людьми, и, последовав Богу Истинному, принял дарованную христианам веру. Я крещён и поклоняюсь Христу и не скрываю, что я христианин.

Прославленный в лике святых Армянской Церковью мученик Иосиф Двинский (по происхождению перс, до крещения - Абу Бакр, забит до смерти в 1170 г.) на аналогичный укор в том, что оставил родную веру, ответил замечательными словами: “Я не сбивался с пути и не оставлял родной веры, а наоборот, избавился от заблуждения и обрёл родную веру, которой был лишён”. Без сомнения, св. Абу был движим тем же чувством и сознанием.

Далее всё по известной схеме: судья прельщает его щедрыми денежными вознаграждениями и хорошими карьерными возможностями, святой отметает их, его заковывают в кандалы и повторно бросают в темницу.

На протяжении всего пути своего мученичества св. Абу являет удивительный пример высокой церковности. Оказавшись в темнице, блаженный мученик при первой же возможности через друзей на воле продаёт своё имущество и на вырученные деньги кормит своих голодных и неимущих сокамерников, сам вместе с тем непрерывно пребывая в посте. На часть денег он просит купить ладан и свечи и раздать их по церквам с просьбой о молитве за него. В день казни святой просит возможности причаститься и в третьем часу дня его навещает священник и причащает Св. Тайн. Текут минуты... Неминуемо приближается час подвига. Вот за Абу приходят и заковывают его в цепи, чтобы вести на казнь. Святой обращается к бывшим с ним христианам, прося их молитв.

Вот его, скованного, тащат по городу. Выходя на улицы, по обеим сторонам дороги, христиане провожают его и многие не могут сдержать слёз. Этот инородец, по сути дела, оккупант, ради Христа отваживается на то, на что у многих из них - рождённых христианами, - нет ни воли, ни любви. Один глубоко верующий грузин в беседе о подвиге святого, привёл такое сравнение: “Это всё равно, как если бы сегодня на виду секуляризованной, погрязшей во грехах Москвы принял смерть за Христа чеченец”...

Видя слёзы христиан, св. Абу утешает их:

- Не плачьте о мне, но радуйтесь, потому что я иду ко Господу моему. Помолитесь о мне и мир Господень да будет с вами.

Вот его привели к судье. Сидя, судья спрашивает в последний раз:

- На что ты решился?

Сердцем веруя к праведности, а устами исповедуя ко спасению (Рим 10:10), Абу отвечает:

- Я христианин и надеюсь остаться им навсегда.

- Так ты не оставил ещё своего юродства и безумия?

- Если бы я находился в неведении и безумии, то не удостоился бы стать христианином.

- Разве ты не понимаешь, что эти слова приведут к обвинению тебя?

- Если и умру, верую, что жив буду со Христом. Ты же не медли исполнить то, что хочешь.

- Какую же ты получаешь сладость от Христа, что не щадишь своей жизни?

- Если хочешь узнать эту сладость - уверуй во Христа и крестись.

Придя от этих слов в ярость, судья приказывает вывести Абу и отрубить ему голову. Святого выводят во двор. Стоит плаха, готов палач. С него снимают цепи. С позволения палача святой творит краткую благодарственную молитву ко Св. Троице, а затем сам кладёт голову на плаху, заведя руки за спину. Палач взмахивает рукой, сверкнув, меч опускается и святой чувствует как он с силой ударяет в шею и останавливается - палач ударил тупой стороной меча, надеясь, что страх заставит святого отречься от Христа. Но напрасно палач силится возбудить в святом то, что в нём уже не осталось – в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (1Ин 4:18). Мученик безмолвен. Меч опускается ещё раз, и снова тупой стороной. То же продолжается и в третий раз. Наконец с четвёртого раза палач наносит удар остриём... 6 января 786 года.

После казни тело святого под надёжной охраной вывозят на городское кладбище и сжигают. Никому из христиан не было дозволено присутствовать при этом. Таким образом мусульманские власти пытались воспрепятствовать дальнейшему прославлению его как святого и почитанию его честных мощей. Однако, несмотря на запрет, множество христиан устремились на место сожжения, и интересно, что первыми, кто пришёл, были старики и дети. Затем их примеру последовали остальные.

“Когда день, в который был усечён мечём святой, окончился и наступил первый час ночи, над тем местом, где сожгли тело мученика Христова, появилась звезда, сияющая как лампада. Она стояла в воздухе до трёх часов ночи и дольше. В первую ночь звезда эта издавала свет, походящий на блистание молнии.

Сам судья и весь народ, христиане и мусульмане, видели знамение Божие своими глазами, и некоторые из слуг судьи даже ходили на то место, чтобы посмотреть на необыкновенное сияние. Они думали, что там на землю поставлена зажженная свеча. Но подойдя, увидели сияющее тело, похожее на звезду, стоящее в воздухе, и не могли приблизиться к тому месту, будучи одержимы страхом”, - так свидетельствует современник святого Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие.

Впоследствии на месте сожжения тела мученика была воздвигнута часовня, но при Советской власти, в 1939-м году она была уничтожена. Память святого была предана поруганию, как и миллионы гонимых и уничтожаемых православных. Более полувека свято место пребывало в запустении, пока недавно, по милости Божией, не началось восстановление часовни...

Ныне святой Абу почитается небесным покровителем города Тбилиси.

Святый мучениче Або, моли Бога о нас!

 

Юрий Максимов, доцент

Московской духовной академии

Из истории христианской миссии среди мусульман

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru