Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

На злобу дня (daily reflection) или красные флажки


За злобу дня (daily reflection) или красные флажки

Все то, что написано мною в данном разделе - это мои личные размышления на злобу дня... Скорее всего, чаще это будут размышления действительно на злобу дня.  Хотя очень хочу, чтобы поводов рассудить доброту дня было больше.

"Лоскутки" или "Миссионерские записки" - это лучше, но... умные люди уже © эти сущностно правильные названия.

На десятом году своего миссионерского служения осознал, как много растерял из своей памяти  мыслей и мыслишек, рассуждений и озарений. Жалко. А ведь они как указательные знаки и объявления, как красные флажки - направляющие и/или ограничивающие наш очень узкий христианский путь: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф.7:13). Мне кажется, что пока иду по верному пути, конечно, не без ошибок. Имею надежду, что мои указатели и красные флажки помогут кому-нибудь тоже пойти правильно, избежать известных мне ошибок, и не сбиться с пути ко Христу.

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Томской епархии

Русской Православной Церкви

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 25.10.2010.

 

***

"Я мирен: но только заговорю, они - к войне"

Пс.119:7

 

Истинные принцессы, "дешёвые принцессы", или "Осторожно! дочери развитых отцов!". Часть вторая

Эта глава особо актуальна отцам, у кого первый ребенок - дочь, и для тех, кто ухаживает за девушками, которые в семье первенцы (или единственный ребенок). Даю ответ на три принципиальный вопроса. Можно ли не допустить превращения дочери в "дешёвую принцессу"? Можно ли жениться на "дешёвых принцессах"? Можно ли перевоспитать в адекватную девушку дочь или жену уже сложившуюся "дешевую принцессу"?

***

Итак, продолжаю выкладывать в открытый доступ свою книгу "Как вырасти из маменькиного сынка до мужчины и не стать подкаблучником. Церковь феодалов и подкаблучников". Выкладываю, правда, с дружеской просьбой, и она - тут.

Эта книга только для мужчин. Она не рассчитана на женщин. О чем книга? Мужчина должен познать истинную суть женщины и Иуды. Мужчина, который этого не понимает, рано или поздно потерпит крах: его обманут и женщины, и Иуды. Из этого вытекает то, что мужчина не должен сделать: подчинить себя блуднице - женщине лживой, лицемерной, глупой и страстной (они же предательницы и вредительницы мужчине); предать свою суженную, или как говорится в Писании - жену, предназначенную от вечности (она же жена-помощница). И наконец, мужчина не должен сам стать Иудой для отца, своих товарищей и учителей.

 ***

С момента публикации первой части этой главы прошло полгода. Обстоятельства меня удерживали от написания продолжения, и как сейчас выяснилось, не зря. За эти полгода я узнал о судьбе одной богатой "дешёвой принцессы", которая повторно предала мужа и уже окончательно и агрессивно развалила семью, проявляя при этом невероятную неадекватность поведения. За это время также узнал о попытках одного отца по исправлению своей дочери (описанный в первой части   случай дочери врача).

Исходя из своего совокупного жизненного опыта, могу так ответить на поставленные вопросы:

1. Можно ли не допустить превращения дочери в "дешёвую принцессу"?

Да. Если понимать теорию вопроса, и вы начали воспитание жены задолго до зачатия дочери.

2. Можно ли жениться на "дешёвых принцессах"?

Категорически нет для развитых доминирующих мужчин, которым нужна жена-помощница, многодетная семья и брак до конца жизни. Для Иванов-дураков, для которых дети не важны и развод не проблема, и которые смогут с пользой для себя воспользоваться богатством и связями отца "дешёвой принцессы" – категорически да.

3. Можно ли перевоспитать в адекватную девушку, дочь или жену уже сложившуюся как "дешевую принцессу"?

Пока нет. Ближе даже к "невозможно".

Теперь подробнее… но вначале прошу перечитать первую часть статьи, чтобы освежить тему в памяти.

***

В качестве хорошего художественного примера "дешёвой принцессы" и семьи, где такой типаж появляется, могу предложить фильм "Кто Вы, Мистер Брукс?" (2007).

Развитый, умнейший отец, успешный бизнесмен, безупречный логик, но лживый, лицемерный и страстный, а ещё… серийный убийца. Инфантильная, незрелая, отстраненная от мужа и дочери, лживая и глупая жена (ибо не видит лживость мужа), снисходительно относящая к мужу даже на пике его социального успеха.

***

***

Можно ли не допустить превращения дочери в "дешёвую принцессу"?

Все указанные рекомендации предназначены для очень небольшого количества  мужчин - а именно для умных, развитых мужчин-лидеров, которых можно назвать главами семьи, или которые в перспективе ими станут. Остальным 80 - 90 % подкаблучникам и маменькиным сынкам читать не рекомендую. Кроме неприязни к автору чтение не вызовет.

Дело в том, что для большинства современных женщин, подавляющее количество которых это блудницы и детоубийцы (про лживость, лицемерие и глупость и говорить не нужно), правда о них ими воспринимается как выражение ненависти. Из-за скрываемого своего темного прошлого и желания  показать себя идеальной перед детьми (#яжемать!), они при воспитании явно и косвенно табуирует у мальчиков познание женской сущности, скрывают правду о себе и других женщинах. Между тем первая, кто должна предупредить о шалавах  сына - это его мать. Именно мать не в последнюю очередь должна рассказать о ценности женской девственности, о том как различать порядочную девушку и лицемерную шлюху.

Поэтому, когда маменькины сынки и подкаблучники, находящиеся в психоэмоциональном подчинении своим "королевам" начинают читать, что современные женщины оказываются похотливы, лицемерны, глупы, жестоки, или кто-то пишет, что их можно  и нужно воспитывать, и вести к лучшему, то происходит когнитивный диссонанс. Как можно воспитывать самое совершенное существо?! Мою принцессу! Она  же Личность! Чью сторону займет подкаблучник? Конечно, мамы и жены, а автора ментально обгадит. Подкаблучники, не читайте статью! Берегите свой мозг от правды, ибо она бывает крайне неприятна.

Не рекомендую это читать и женщинам. Книга предназначена только для мужчин и рассчитана на мужской ум и опыт, и только для тех, кто не хочет стать  и быть подкаблучником.

***

Корень формирования типажа "дешёвая принцесса" кроется в отношениях жены к мужу в первые пять лет брака, точнее в её попытках захватить доминирование над мужем. И эти попытки далее не всегда являются следствием намеренного, лицемерного и зложелательного поведения, когда осознанно предпринимаются манипуляции с целью подчинения мужа. У многих женщин эти попытки доминирования происходят на уровне подсознания, на уровне социальных рефлексов по вполне "естественным"  причинам.

Более подробно о причинах появления такого типажа в первой части:

Так, до 25 – 26 лет всё ещё ощутима психологическая доминанта женщин, которые, как известно, психологические созревают и взрослеют раньше мальчиков на 2 – 3 года. Т.е. при равном возрасте, социальном уровне и образовании до 25 – 26 лет девушки (молодые жёны) будут психологически доминировать и/или пытаться доминировать в силу более раннего психологического созревания и уже сформировавшейся привычки доминировать перед мальчиками в школе.

Это также происходит из-за того, что молодая жена начинает неосознанно реализовывать те социальные инстинкты (семейные сценарии, модели поведения), которые она впитала от поведения своей матери в её отношениях с мужем. Поскольку большинство мужчин - подкаблучники, а реальные главы семей – жёны (про матерей-одиночек и говорить не нужно), то молодая жена, даже формально декларируя патриархальные отношения, признавая их справедливыми, и даже желая, чтобы в семье главой был муж, на подсознательном уровне делает всё, чтобы самой стать главной (как её мама). Думаю, нет нужды указывать, что уже ощутимое количество девочек воспитывается материями-одиночками.

В этот первый пятилетний период брака в возрасте 20 – 28 лет большинство развитых мужчин ещё мало что собой представляют. Поэтому дочь растёт, впитывая материнский феминистический дух отношения к мужу: "слушай меня, я умнее", который в подростковом периоде расстраивает отношения дочери к уже реальному развитому отцу.

Сейчас делаю ещё одно важное дополнение: семье после свадьбы не желательно жить у родителей, особенно у родителей жены. Можно говорить о практически гарантированных попытках родителей (особенно матери или тёщи) установить доминирование над молодой семьёй. Это ещё один фактор падения авторитета у растущей дочери к отцу, который вынужден прогибаться перед тёщей или матерью.

Главная отличительная черта типажа "дешёвых принцесс": постоянная конфронтация в отношениях с отцом, негативное отношение к развитому и умному отцу, неуважительное отношение к развитому отцу, который своей развитостью, честностью, требованиям к развитию, учёбе и работе уже просто по факту своего существования обличает её глупость, лень, незрелость и инфантильность.

Когда дочь неуважительно, но формально обоснованно относиться к малообразованному, маргинальному отцу, к тому же ещё и алкоголику, то негативные последствия такого неуважения не столь деструктивны для девушки, как если бы она находилась в конфронтации с отцом профессором, крупным управленцем или высшим офицером.

При этом если девушка из "простой" семьи умудриться сохранить уважение даже к маргинальному отцу (если он не её насильник и т.п.) у неё есть все шансы найти достойного мужа.

Есть ещё одна важная деталь типажа "дешёвая принцесса", которую я не осознавал еще полгода назад. Все "дешевые принцессы" - незрелые личности, инфантильные девушки и женщины. Внимательно прочитайте это ещё раз.

Какова незрелая личность, как она формируется, какие дети вырастают у незрелых родителей, и какие психологические проблемы бывают и у тех и у других, можно подробно прочитать в книге Жизель Аррюс-Ревиди "Незрелые родители и взрослые лети" (СПб.: Питер, 2015).

Согласно наблюдениям французского психоаналитика Жизель Аррюс-Ревиди у незрелых матерей, особенно у незрелых матерей-одиночек, вырастают сверхзрелые дети, которые многого добиваются в жизни. Сверхзрелость, взрослость, самостоятельность не по годам у детей формируется из-за того, что они растут психологически заброшенными, предоставленными сами себе у своих незрелых, инфантильных, эгоистичных родителей.

Так вот, сверхзрелый, взрослый ребёнок, повзрослев и создав семью, сам когда-то лишенный родительского внимания и сопереживания, устраивает для своего первого ребёнка гиперопеку.

Инфантильность и незрелость формируется именно от родительской гиперопеки, а она характерна именно для развитых успешных родителей, которые достигли чего-то в жизни и хотят, чтобы дети достигли ещё большего.

Поэтому фактически уже предрешена участь дочери – первого ребенка у развитого отца и матери – это инфантилизм, который, конечно, будет иметь разные степени у разных людей.

Каков удивительный педагогический парадокс! Незрелые родители порождают взрослых детей, которые если не пойдут по преступной дорожке, становятся успешными в карьере людьми. Но если такие развитые родители, ставшие взрослыми ещё в детстве, не понимая теории вопроса, поместят своих детей под гиперопёку (типа для возрастания способностей), то они получат инфантильных, бездарных, ленивых и т. п. детей.

Еще важная деталь: мужчины, вырастающие из "взрослых" (по Жизель Аррюс-Ревиди) сыновей, выбирают в жены девушек, похожих на их матерей, т.е. они выбирают инфантильных в той или иной степени девушек. А женщины, выросшие из "взрослых" дочерей, выбирают себе инфантильных мужчин-подкаблучников. 

Все эти тенденции становятся особо выраженными и выпуклыми, если "взрослые" дети воспитываются матерями-одиночками (разведёнными). В полных семьях это несколько сглаживается.

***

Итак, практические советы о том, можно ли не допустить превращения дочери в дешевую принцессу:

- жениться после 25 лет,

- и/или жениться при разнице в возрасте между мужем и женой от 3 лет и выше,

- и/или жениться с большой разницей в образовании и профессиональных навыках,

- жениться только на девственнице.

Как думаете, прибавит ли привязанности и авторитета мужа у молодой жены, когда муж не единственный, а один из трех, пяти, десяти, пятнадцати, которым она  отдавалась?

Мужи братия, из аленей и подкаблучников, не верьте словам блудниц, которые вам шепчут: "Да, у меня было несколько (много) мужчин, но только тебя я полюбила крепко и истинно".

Блудницы не умеют любить, у них нет такого навыка, они не получили примера любви у родителей, и именно поэтому, что не впитали в себя пример любви от родителей в детстве, они и стали блудницами. Прочитайте это выделенное ещё раз.

Блуд и прелюбодеяние –  следствие того, что человек не умеет любить, умеющий любить не блудит и не изменяет. Мало, что кто-то в этом покаялся (да и покаялся ли в действительности?). Покаяние даёт прощение греха у Бога и ближнего, но оно не делает автоматически человека способным любить, или как бы искренне не покаялся наркоман или алкоголик, тяга с завтрашнего дня у него не пройдёт. А у кого таковой может научиться любви? Родители его не научили любить. Его пустят пожить к семью на полгода те, кто умеет любить? Или он научится любить, читая паблики в какой-либо православной группе  "В Контакте"?

Читать далее...

Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 26.05.2018.

Почему не нужно жениться на очень красивых, ангелоподобных, молодо выглядящих женщинах

Казалось бы, иметь в женах красивую, с идеальной внешностью, молодо выглядящую женщину – естественное эстетическое желание мужчины. К тому же красивая жена – красивые дети. Красота также напрямую связана со здоровьем. Но… Оказывается, что за ангелоподобной красотой и молодостью у женщины стоит инфантильность, которая будет оказывать разрушительное действие на психику "красивых детей" от такой матери, да и мужу она будет приносить немало проблем.

Да -  красивая! Да - идеальная фигура! Да - ангелоподобное лицо! Да - привлекательна! Но... беги Форест, беги! Если ты не на столько богат, чтобы содержать инфантильную красавицу, и оплачивать длительную психотерапию своих детей (про измены даже не говорю)

Да -  красивая! Да - идеальная фигура! Да - ангелоподобное лицо! Да - привлекательна! Но... беги Форест, беги! Если ты не на столько богат, чтобы содержать инфантильную красавицу, и оплачивать длительную психотерапию своих детей (про измены даже не говорю)

***

Итак, продолжаю выкладывать в открытый доступ свою книгу "Как вырасти из маменькиного сынка до мужчины и не стать подкаблучником. Церковь феодалов и подкаблучников". Выкладываю, правда, с дружеской просьбой, и она - тут.

Эта книга только для мужчин. Она не рассчитана на женщин. О чем книга? Мужчина должен познать истинную суть женщины и Иуды. Мужчина, который этого не понимает, рано или поздно потерпит крах: его обманут и женщины, и Иуды. Из этого вытекает то, что мужчина не должен сделать: подчинить себя блуднице - женщине лживой, лицемерной, глупой и страстной (они же предательницы и вредительницы мужчине); предать свою суженную, или как говорится в Писании - жену, предназначенную от вечности (она же жена-помощница). И наконец, мужчина не должен сам стать Иудой для отца, своих товарищей и учителей.

 ***

Обратимся к книге женщины - французского психоаналитика Жизель Аррюс-Ревиди "Незрелые родители и взрослые дети" (СПб.: Питер, 2015).

Ее многолетние наблюдения позволили сделать вывод, что хорошее физическое здоровье и замедленное старение может быть не в последнюю очередь следствием психологической незрелости таких людей.

Что такое психологическая зрелость?

"Психическая зрелость взрослого человека - это результат целенаправленного духовного развития под руководством воспитателя. Это обретение способности глубоко и полно воспринимать реальность, ассимилировать, постигать ее и размышлять над ней: форма полноценного бытия, гармоничного и в то же время хрупкого. Созреть – значит справляться со стрессом, осознавать, что реальность главенствует над удовольствием, научиться отсрочивать исполнение своих желаний и преодолевать разочарования. Созреть - значит управлять временем и уметь ждать, даже если ты вынужден покориться происходящему, а не выбирать сам".

Жизель Аррюс-Ревиди пишет:

"После смерти Жанны Кальман (прим. известная во Франции долгожительница) в возрасте ста двадцати лет в нескольких публикациях в прессе подчеркивалось, как мало она реагировала (по крайней мере, так казалось) на потрясения и горести, которые обрушивались на нее. Смерть единственной дочери, потом внука, который умер в том же возрасте, что и его мать… В своих интервью Жанна Кальман с гордостью рассказывала о своей обязательной рюмочке портвейна, о любимой сигаретке, к радости читателей и журналистов. Безусловно, Жанна Кальман была в возрасте, но подобного рода разговоры не менее типичны и для незрелых личностей. Есть пить, какать и писать, работать как можно меньше, ни за что не отвечать, быть абсолютно довольным своей повседневной жизнью, уходить от малейшей ответственности…

Большинству незрелых взрослых, судьба которых на первый взгляд кажется банальной, отказ принять ход времени, отсутствие сострадания и к окружающим, сосредоточенность на себе, абсолютное бесчувствие иногда кажутся лекарством от старости…"

А вот примеры того, что происходит в семье незрелых матерей, ибо детям инфантильных матерей приходится становиться их родителем. Это рассказы людей, которые проходили психотерапию:

"Мне всегда казалось, что моя мать лет на десять-двадцать моложе своих лет, по крайней мере, с тех пор, как я её помню. Двадцать лет - это много, притом что она родила меня в двадцать один год. Я все детство слышала: "Кто из вас мама? Кто дочка?" - это самые прямолинейные комплименты. Более деликатные говорили: "Ну, просто как две сестры". "Это твоя мама?" - с изумлением спрашивали мои друзья и коллеги, хотя они уже были в курсе. Однажды родственница матери воскликнула: "Но это неправда, не может быть, что вы - её мать!" Я огорчалась, а мать говорила: "Да гордиться надо! Вообще не понимаю, почему бы тебе не гордиться этим!" Она просто упивалась такими разговорами, жадно получая от них удовольствие".

Понимаете, мне всегда казалось, что, освободившись от груза лет, мать переложила его на меня. В пятнадцать лет я чувствовала себя старой, до срока состарившейся, тем более что мне не к лицу был мой грустный вид, моя серьезность везде и во всём были мне не на пользу, так что даже пару раз кто-то предположил, что мне тридцать! Я нашла свои фотографии тех лет, и, несмотря на острое нежелание, мне действительно пришлось признать, что это просто бросалось в глаза.

Через год анализа (я приступила к сеансам в возрасте двадцати восьми лет) ко мне вернулась молодость, и это величайшая победа. Но когда мы с матерью вместе..."

***

 "Я постоянно забочусь о своей матери, с тех пор как не стало тёти, - рассказывает женщина-врач сорока лет.  - У матери отличное здоровье для ее восьмидесяти шести. Она в парикмахерскую, салоны красоты, ходит на распродажи. В прекрасном загородном доме ей нужна помощница по хозяйству на весь рабочий день, садовник и человек для выполнения. Я еле живая, я на грани инфаркта, задыхаюсь. Проявляется астма плюс одиннадцать-четырнадцать часов на работе, я больше не могу... Больница, прием, собрания, публичные выступления. Совершенно выбиваюсь из сил.

После моего рождения мать уже не работала. Она родила меня в тридцать восемь, с моим отцом она познакомилась в тридцать шесть и любит повторять, что после встречи с ним перестала стареть.

И я никогда не знала её настоящий возраст, она всегда прятала метрики. Все детство я пребывала в уверенности, что я не родная, что меня удочерили, просто не хотят мне об этом говорить. Она выглядит молодо, моложе меня, потому что я вся измотана.

Я регулярно помогаю матери деньгами, чтобы она могла позволить себе все, что ей захочется, а в результате она постоянно изрекает: "Моя дочь меня не любит!" Я рычу от злости, но бесполезно. Я никогда ни в чём таком особенном не нуждалась и считаю, что деньги следует расходовать разумно. От моих друзей в этом вопросе поддержки не дождёшься, они все ее обожают и в один голос говорят, какая она очаровательная и какая симпатичная. Только бы мне не отдать концы раньше неё. А, впрочем, какая разница!"

Жизель Аррюс-Ревиди указывает, что такие инфантильные матери-нарциссы способствуют опустошению дочерей, ипохондрии, к сложности самоидентификации себя как женщины, а у сыновей – к невостребованности и психологической "кастрации".

***

Любая ответственность (характерная для взрослого и зрелого человека) за что-то и кого-то приводит к психическому напряжению, которое обязательно проявляется на лице, не зря называемом зеркалом души. Ответственность и напряжение приводят к появлению характерных морщин, мимических асимметрий, у мужчин еще и к облысению. Например, у меня очень мало морщин на лице, и связано это не только со здоровым образом жизни. Шесть лет жизни в общежитии, когда я учился в Уфе, понуждало меня надевать маску "спокойствия и невозмутимости", которая давалась через напряжение подкожных мышц волосистой части головы. В итоге: лицо без морщин и большая лысина. Психическое напряжение и ответственность могут вызывать и кожные заболевания, никак не способствующие красоте и молодости лица.

Мою жену с детства родители хорошо "подпрягали" заботами и ответственностью. В итоге к 23 годам у неё между бровями были никак не изгладимые две морщины.

Помимо этого, инфантильные красивые девушки и женщины намеренно и чрезмерно уделяют внимание своей внешности, что проявляется тратой огромного количества времени на косметологические процедуры, занятия фитнессом и т.п.

Можно уверенно предполагать, что все фитоняшки, и особенно любящие себя фотографировать и выставлять на всеобщий доступ свои фотографии –  инфантильные личности со всеми вытекающими негативными последствиями. В это время зрелые девушки и женщины учатся, напряжённо думают, планируют, работают, делают карьеру или рожают и воспитывают детей, решают семейные проблемы и т.п., что никак не способствует молодости и красоте, уж никак не тратят уйму времени в спа-салонах и фитнесс-центрах.

Хочешь быть психически здоров? Умей быстро бегать от фитоняшек!

Хочешь быть психически здоров? Умей быстро бегать от фитоняшек!

Конечно, о здоровье и красоте нужно думать, особенно в молодости и перед замужеством, но всему есть пределы здравомыслия. Часы в косметических салонах и фитнес-центре – это часы в минус учёбе, интеллектуальному развитию, карьере, работе и заработку, творчеству. Чем больше человек заботится о своей внешности, тем пустее он внутри.

То как стареет женщина в браке, также говорит о многом. Быстрее всего стареют женщины, которые доминируют в семье, которые замужем за инфантильным мужчиной, подкаблучником, ибо бóльшая ответственность в семье на них. Если муж – глава семьи и зрелый человек, его жена выглядит молодо, даже если она зрелая личность и не инфантилка.

Вышеуказанное не открытие француженки, это известно с древности:

"Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни, а забота - прежде времени приводит старость" (Сир. 20:22-26)

Апостол Павел, очень переживал о своих сотрудниках, и понимал, что смерть Епафротита серьезно ухудшит его, Павлово, самочувствие: "Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали" (Фил.2:27).

***

Французский психоаналитик так же указывает на сексуальную инфантильность таких женщин. Сексуальный инфантилизм – это и ранняя половая жизнь вне брака (блуд),  активная беспорядочная половая жизнь (нимфомания), и прелюбодеяние в браке, и безответственность в сексуальной сфере, и аборты, и аутоэротизм, который проявляется в рукоблудии, принимающем часто чрезмерные формы.

Читать далее...

Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 30.03.2018.

Критерии честности человека

Как понять, что ты сам стал честным человеком? Как понять, является ли собеседник честным человеком? Для этого не нужно быть знатоком мимики и поз… Есть простые критерии честности человека. Какая лживость характерна именно для религиозных людей? И каковы ее причины?

Господь Вседержитель (Пантократор). Икона

Господь Вседержитель (Пантократор). Икона

***

Итак, продолжаю выкладывать в открытый доступ свою книгу "Как вырасти из маменькиного сынка до мужчины и не стать подкаблучником. Церковь феодалов и подкаблучников". Выкладываю, правда, с дружеской просьбой, и она - тут.

Эта книга только для мужчин. Она не рассчитана на женщин. О чем книга? Мужчина должен познать истинную суть женщины и Иуды. Мужчина, который этого не понимает, рано или поздно потерпит крах: его обманут и женщины, и Иуды. Из этого вытекает то, что мужчина не должен сделать: подчинить себя блуднице - женщине лживой, лицемерной, глупой и страстной (они же предательницы и вредительницы мужчине); предать свою суженную, или как говорится в Писании - жену, предназначенную от вечности (она же жена-помощница). И наконец, мужчина не должен сам стать Иудой для отца, своих товарищей и учителей.

 ***

"Мерзость пред Господом – уста лживые,

а говорящие истину благоугодны Ему"

Прит.12:22

 

Честность и, прежде всего, честность пред самим собой, является первым шагом становления мужественности, товарищеского духа и избавления от подкаблучничества.

Без честности мужчина не сможет найти честную жену, а найдёт лукавую блудницу. Без честности мужчина не сможет стать добрым главой семьи, способным вести к совершенству и жену, и детей. Без честности не будет крепкой семьи. Без честности не могут эффективно работать товарищеские коллективы. Без честности между собой мужчины не станут победителями в войне. Без честности нельзя услышать и увидеть Бога, и войти в Царствие Небесное после смерти.

Однако мало сказать – будь честным, ибо найдется немало людей, которые искренне считают себя честными, но в реальности это лицемеры и лжецы, при этом обманывают они в первую очередь всего самих себя! Поэтому нужны критерии (критерий), прежде всего, для самого себя, чтобы понять: да, я действительно стал честным.

Ложь=грех

Небезызвестное древнерусское слово, как мы видим из словаря, имело три основных значения ложь (лживость, лицемерие), глупость и похоть. Ложь, глупость и похоть – это взаимосвязанные состояния. Если Вы видите лживого человека, присмотритесь и обнаружите, что он глуп и с большой долей вероятности – блудник. Видите блудника – можно не сомневаться в его глупости и лживости. Почему глупые люди всегда лживы? Потому что причина глупости – именно их лживость. Глупец, который считает себя умным человеком, никогда не поумнеет. Нельзя вылечить больного, который считает себя здоровым.

Подчёркиваю: все блудники являются отъявленными лжецами. И, к сожалению, в блуде и прелюбодеянии живет практически вся России. Это диагноз и нам: "…род лукавый и прелюбодейный" (Мф.12:39). Именно поэтому у нашего народа и государства уже не будет "светлого будущего", мы стали на путь гибели уже невозвратно.

Но рекордсменами по лживости являются не прелюбодеи, а наркоманы, это лжецы как минимум в кубе.  Во-первых, потому что наркотики –  химические искусственные суррогаты удовольствия, получаемые от половых отношений. Во-вторых, наркотики запрещены: их производство и распространение являются преступлением, всегда сопряженным с большой ложью. В-третьих, чаще всего добыча денег на наркотики сопряжена с ложью и преступлениями.

Вот Вам и первый критерий честности – человек не нарушает заповеди Божии. Если человек живет в смертных грехах (см. десять заповедей), если человек глуп и некомпетентен, он обязательно лжет, и рано или поздно можно столкнуться с его ложью, лицемерием и предательством. "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Ин.3:4)

Лживость религиозных людей

Да, тяжкие грехи и преступления порождают большую ложь, но врут и лицемерят люди, которые по факту не совершают смертных грехов и даже живут формально праведной жизнью.

Здесь стоит рассмотреть лживость и лицемерие религиозных людей. Есть лживость, как сообщение неправды вообще, а есть разновидность лжи самому себе и о самом себе другим. Это называется лицемерием. Бывает лицемерие осознанное, когда человек ведет двойную жизнь, и чтобы прикрыть ее тёмную сторону, надевает маску праведника. Но чаще всего встречается искреннее лицемерие, в котором человек не осознает двойственность своего поведения.

Большим заблуждением является вера в то, что верующие люди являются самыми честными людьми. Предполагается, что верующие люди имеют "страх Божий", благодаря которому они бояться делать грех и врать, они также ещё и регулярно исповедуются…

Увы, за 17 лет службы в Церкви, видел в ней беззакония и несправедливости больше, чем в государственных организациях. Увы, ни вера, ни чтение Священного Писания, ни участие в Таинствах, в частности в Исповеди, автоматически не делает христианина честным.

Что такое религиозное лицемерие, описано в 23 главе Евангелия от Матфея, где Господь укоряет именно еврейскую религиозную элиту, их тогдашних праведников, а не мытарей и блудниц:

"Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город" (Мф. 23:1-34).

Если Вы думаете, что это написано только о вымерших древних евреях, то вы ошибаетесь – это всё актуально и для христианского духовенства и монахов, и тем более мирян.

Нельзя относить к честным людям и вообще всех верующих вне зависимости их верования и организации. Искажения веры, например, в сектах – это ложь. "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца…" (Рим.1:25). В этой же главе послания к римлянам показана взаимосвязь между ложными верования и безнравственным поведением верующих.

Может ли быть честным верующий, который исповедует ложную веру, не имеющую никакого отношения к настоящему Божественному откровению? Нет.

***

 "…сыны мужей - ложь" (Пс.61:10)

Абсолютно честных людей, увы, нет.

"Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного" (Пс. 11:2-3)

"С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь" (Пс.57:4).

"Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты" (Пс.61:10).

"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Иоан.1:8).

"…потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23)

Поэтому обретение честности для человека - бесконечный многоступенчатый процесс, но он обязателен для того, чтобы оказаться в Царстве Небесном: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр.21:8).

Ад, огонь вечный, уготованный изначально диаволу и его англам (Мф. 25:41), еще и место всех укоренившихся во лжи людей! "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44).

***

Итак, говоря о честности, говорю об "относительной" честности как о постоянном стремлении к идеалу. Есть лживость, которая разрушает человека, вызывает необратимую деградацию. Такая ложь недопустима. И есть "тонкая" человеческая лживость, которая терпима, и не вызывает явную деградацию человека: "Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти" (1Ин.5:17), но это не значит, что даже такую ложь следует как-то совестью оправдывать.

***

Что нужно для обретения честности? Каковы шаги к честности?

Поскольку пишу, прежде всего, для неверующих и маловерующих товарищей, не буду описывать, что такое покаяние в чисто христианском понимании, и как нужно каяться. Об этом можно прочитать тут:

***

***

Шаг первый. Выбор образца правды и неправды, выбор авторитета, с помощью которого, человек будет оценивать свои и мысли, слова и действия. Для меня, как христианина, выбор такого образца и авторитета очевиден и бесспорен – это Библия, которая является словом Божиим:

"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2Пет.1:21)

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16).

Если читатель полагает, что нравственность Нового Завета устарела, что можно оскорблять родителей, блудить до брака, изменять в браке, насиловать, вступать в гомосексуальные связи, совокупляться с животными, воровать, убивать младенцев абортами, убивать взрослых по своей прихоти, завидовать и лгать – можно дальше не читать эту статью. Никогда все эти дела, особенно так ныне популярные блуд и измены не приносили счастья человеку, горькие плоды всего этого люди рано или поздно пожинали уже при жизни.

Однозначно не следует выбирать в качестве мерила правды самого себя.

Шаг второй. Нужно осознать без оправдания (!), что творимое тобою есть недопустимые неправда, непотребство, ложь и грех. Осознание своих грехов и оправдание (!) их – это путь в самую тяжело искоренимую лживость, в лицемерие.

Шаг третий. Нужно исповедать самому себе, не только действия и совершенные грехи, а обозначить свою сущность. На исповеди люди сообщают священнику совершенные греховные действия: воровал, лгал, блудил, завидовал, оскорбил родителей…

Себе же самому нужно сказать не "воровал", "лгал", "делала аборты", "матерился", а: "я ... богоотступник, вор, лжец, убийца, сквернослов, завистник, блудник или прелюбодей, содомит и т.п." Это необходимо для того, чтобы сознание лицемерно не разделило свою сущность и свои действия, ибо действия человека исходят из его сущности.

Можно быть бывшим грешником? Бывшим убийцей? Убив ребенка абортом, женщина навсегда остаётся убийцей. Украв, что-то либо, человек навсегда остаётся тем, кто воровал – вором. Разве бывают бывшие пьяницы или наркоманы?

Да, есть грешники, живущие во грехе, и есть грешники, покаявшиеся во грехах, и СТАРАЮЩИЕСЯ более не делать греха. Но бывших грешников нет! В православных покаянных молитвах нет таких прошений "помилуй меня бывшего грешника", но есть "помилуй меня грешного", т.е. лгуна, вора, блудника, убийцу и т.п.

Великий апостол Павел не пишет о своих грехах и своем состоянии как о чём-то прошлом: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15), т.е. я тогда, сейчас и потом остаюсь первым грешником, хотя после покаяния он начал великую подвижническую жизнь.

Всегда нужно помнить, кто ты: "…ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною" (Пс.50:5).

Шаг четвертый. Принимать обличения от других. Всегда лучше видны чужие грехи, чем свои. Вот и пользуйтесь услугами других, лучше умных:

"Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает" (Прит.10:17) .

"Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения" (Прит.13:1).

"Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет" (Прит.15:10).

Лживые же люди терпеть не могут вообще никаких обличений: "Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет" (Прит.15:12).

Шаг пятый. Честно посмотри на своих родителей. Чужие грехи и лживость видны лучше, чем свои. Поскольку яблоко от яблони недалеко падает, вы обязательно обнаружите недостатки своих родителей в самом себе. И это не есть хамов грех. Хамов грех – это выставление греха родителей напоказ иным людям, не свидетелям греха родителей, это насмехательство над грехами родителей, это унижение родителей за их грехи.

Зачем Давид в своей покаянной молитве о своих грехах, говорит вот это: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс.50:7)? Тут дан ответ на причину появления в человеке греха – родительское поведение и воспитание (или его отсутствие): "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5:12). "...и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление" (1 Тим.2:14).

Человек должен это понимать, ибо потом сам станет родителем, и, увы, передаст свое несовершенство и греховность своим детям.

Шаг шестой. Анализируйте все свои обиды, которыми вы реагируете на обличения или даже злоречие в свой адрес. Если человека обличили несправедливо, лживо, он не обижается. Может профессор обидится на обвинения, что он тупица? Если человека обличили справедливо, и он честен, то легко признает обличения и согласится.

Если человек обиделся на обличения, и тем более озлобился, рассвирепел, то это значит только одно: обличение правильно, но человек лжив и скрывает эту горькую правду от самого себя.

Шаг седьмой. Смотри, за что ты сам обличаешь людей, точнее за тем, что тебя раздражает в других людях, подчеркиваю, именно раздражает. Именно раздражение (!), подчеркиваю, раздражение и озлобление, делами людей, как правило, является следствием вот этого описанного лицемерия:

"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? (Рим. 2:1-3).

При этом то, что человек раньше делал какой-то грех, не значит, что он не должен это грех обличать и делать обратное тому, что сам когда-то делал. Это не будет лицемерием при честности человека. Это будет реализация товарищеской помощи – помог себе сам, помоги другим.

Например, священник Григорий Григорьев в свое время был алкоголиком, сейчас полагает все силы на помощь в излечение от алкоголизма. Немало когда-то употреблявших наркотики людей сейчас помогают реабилитировать наркозависимых.

По молодости автор много врал, бывало, говорил просто чудовищную ложь. Признаю, что лжец. Знаю на своей шкуре, к чему приводит лживость, поэтому сейчас полагаю немало усилий для того, чтобы учить других честности. Это есть плод моего покаяния: "Сотворите же достойные плоды покаяния" (Лк.3:8).

Мои статьи, прежде всего, к тем, кого в детстве не научили, что такое хорошо, а что такое плохо. Для тех, кто сознательно выбрал грех и ложь, понимая, что это грех и ложь, мои статьи, и вообще какие-либо нравоучения бесполезны. Они лишь будут вызывать озлобление.

Продолжу. Кто крал, должен начать трудиться честно, и при этом помогать от плодов праведного труда другим: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф.4:28). Вот это плод покаяния для воров. Смотри также: "Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк.19:8).

Мало покаяться, мало признать свой грех, нужно начать делать обратное от когда-то делаемого греха.

***

Обличение не есть осуждение!

Добавлю, что марсиане, кои захватили нашу Церковь, особенно в нынешнее лукавое время, либо навязывают равенство между обличением и осуждением, ибо извращают понимание осуждения и обличения. Например, учат, если сказать "ты воровал", "ты совершил блуд" – это обличение, а если человека назвать вором и убийцей, то это осуждение. Безумие охватывает христиан! Разве убивший, не есть убийца? Разве укравший не есть вор?

Справедливое обозначение человека вором, блудником, убийцей, мужеложником – это обличение, а вот высказывание о наказании человеку, это уже есть суд: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?" (Ин.8:5). Вот о чём идет речь! Вот этому был положен конец у христиан.

Можно вспомнить: "Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак.2:13). Именно поэтому "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7:1-2) или "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6:14). Суть всех эти заповедей: прости другим грехи против тебя, Бог простит и твои грехи. Но из этого никак не следует, что христиане не должны обличать грехи!

Запрет суда имеет и такое значение: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою" (Мф. 13:24-30).

Огромное количество грешников должны быть убиты по ветхозаветному закону, но они не были убиты в христианском обществе, со временем пришли к покаянию и самые поражённые горькими плевелами колосья, очистились и стали сладкою пшеницею, принесшей множество добрых плодов – смотрите святцы.

Обличение является обязанностью христиан: "…и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11) или "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям" (Мф.5:13).

Вот толкование блаженного Феофилакта Болгарского на эти слова: "Пророки посылались к одному народу, вы же - соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас… Если учитель обуяет, то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению".

***

Критерии честности

Каковы критерии того, что человек стал честным? Их несколько.

Радость

После полного и истинного исповедования и признания правды о самом себе наступает радость. Именно радость. Радость – признак того, что человек изжил в себе лицемерие, он понял, кто он и честно принял эту правду о себе. Ключевые слова обретения честности "понять" и "признать".

"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Фил.4:4).

"Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами" (2Кор.13:11).

"Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр.12:11).

Правдивость о самом себе – это первая таблетка, с которой начинается выздоровление, разве не подобает больному при определении диагноза и началом лечения начать радоваться?

Если после исповедования самому себе правды происходит агрессия (ненависть) к самому себе, это означает, что человек еще не расстался с лживостью и лицемерием.

Если после исповедования самому себе правды происходит уныние и депрессия, это означает: человек, либо что-то от себя скрывает и не хочет это вытаскивать наружу и признавать, либо хоть и формально признал нечто, но лицемерно этого не хочет примерить к своей сущности.

Немало самоубийств происходит в контексте разоблачения человека или угрозы разоблачения или осознания правды, но не желания это признать себе и особенно другим. Примеры таких самоубийств широко показаны в кинематографе. Смотрите поведение старпома, устроившего провокации и бунт в недавнем фильме "Ледокол".

"Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2Кор.7:10).

Резкий рост житейской мудрости и понимания людей

После обретения честности как будто раскрываются ум и глаза, начинаешь видеть то, чего раньше не видел, понимать то, что раньше игнорировал.

И тут всё просто. Человек может видеть в людях то, что в нём есть самом, и худое и плохое. Об этом я уже писал:

Честный человек правдивостью превращает свой ум в чистую линзу, через которую он и начинает в усиление видеть свое окружение.

Лицемерные люди, скрывающие от себя самих свою лживость и недостатки, не видят этого и в других. Поэтому лживые люди не понимают, когда их обманывают. Поэтому по закону подобия лживые сходятся с лживыми, воры с ворами, блудники с блудниками, содомиты с содомитами, отчего все они начинают страдать от себе же подобных: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор.15:33).

Честный человек, который видит и свои недостатки, и свои добродетели, хорошо замечает все это и в людях.

За честностью всегда следует желание меняться и учиться. Поэтому честные люди начинают умнеть и житейски, и профессионально.

Желание стать лучше, желание учиться

Одной из форм лицемерной псевдочестности является "честность проституток". Проститутки понимают, что они шлюхи, ведущие мерзкий образ жизни, но… ничего не делают, чтобы изменить себя и свой образ жизни к лучшему: "Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою" (Прит.26:11).

Человек, обретший истинную честность, решительно начинает менять себя и свою жизнь к лучшему. "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф.5:48) – этот призыв Господа может услышать только честный человек.

Адекватность восприятия чужих слов

Это важный критерий, на который можно уверенно ориентироваться при переписке и общении с незнакомыми людьми в социальных сетях. Этим мне нравится переписка. Всегда с интересом наблюдаю, как люди воспринимают в переписке или комментариях чужие "мертвые" слова, за которыми не видны мимика, эмоции и интонации человека. В таких случаях происходит по известной поговорке "Всякий судит по мере своей испорченности".

Лживое сознание всегда искажает, получаемую информацию, особенно если эта информация способна как-то обличить лживого человека.

Приведу несколько примеров, при этом буду использовать примеры переписки священников. Это будет полезно и для отрезвления от нашего православного попизма. К сожалению, многие все ещё думают, что раз человек священник, то он честнее и умнее Папы Римского…

Пример первый – ответ мне одного весьма известного и уважаемого священника:

"Вот, Максим Валериевич, ничуть не удивлен Вашим ответом, он 100% предсказуем для человека в Вашем духовном состоянии. Вы, как и все любители обличать, сами стерпеть не можете обличения, даже выраженного в мягкой и вежливой форме. Защищаетесь посредством нападения. Если я посмел Вас критиковать, то значит, "скурвился"".

А что же прежде написал я ему на его стене?

"А если копнуть еще глубже – Православная Церковь начала падать в миссионерский штопор уже 1000 лет назад, когда огромная территория Византийской империи потеряла миллионы (!) христиан, замещаемых, уничтожаемых, обращаемых мусульманами. Русская Православная Церковь в ХХ веке разом потеряла почти 50 млн. (!) христиан к 1940 году. Такой катастрофы не знала ни одна религия и секта в мире. За сто лет Японская Православная Церковь потеряла 2/3 своего состава, и сейчас составляет всего 10 тыс. человек. Почему? Как на эти вопросы отвечает Ваша просветлённая совесть? И что делать? Вместо того, чтобы отвечать на эти фундаментальные вопросы Вы бодаетесь с…. Вы критикуете новый катехизис, но даже не рассуждаете, что его породили не несколько некомпетентных человек, а системные проблемы в Русской Православной Церкви. Мой опыт показывает, что если миссионер, священник не видит системных проблем, то это значит, он где-то скурвился, где-то допустил серьезное каноническое преступление и даже не одно, позволил порочной системе подмять себя. Покопайтесь в совести".

Адекватное восприятие слов других порождает умение находить правду, науку, пользу везде и у всех; при этом отвергать ложь, неправду и искажения человека, а не самого человека.

Шаблонность мышления и лицемерие

Почему происходят подобные извращения смысла слов других у людей? Рассуждения на эту тему – не банальная попытка кого-то поставить на место или отомстить. Это общая проблема религиозного сознания, порождающая ереси, суеверия, невежество, расколы и т.п. Понимание того, почему происходят извращения смысла слов других у верующих людей –  важный теоретический вопрос эффективности миссии, катехизации и вообще любой проповеди.

Нам пастыри много говорят о недостатках атеистического сознания, однако у чисто религиозного сознания, оказывается, также полно недостатков.

Религиозное сознание всегда шаблонно и статично. Любое религиозное сознание – будь то сектантов, будь то православных христиан, или мусульман. Религиозные люди практически не думают в смысле думать для открытия или создания чего-то нового, как креативность. Новое оказывается для любой религиозной традиции очередной ересью, сектой, или, на худой конец, "поганым" обновленчеством и модернизмом: "…зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб" (Мф.15:2).

Шаблоны религиозного мышления евреев были настолько "железны", что они уже готовы были убить Христа, который исцелял больных людей в субботу: "И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его" (Мк.3:2). Эти шаблоны подавляли ум, который в таких ситуациях должен был размышлять: "От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.  Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:32-34).

Вы думаете, этого не происходит у православных христиан, тех, которые почитают Сына Божия – Великого разрушителя религиозных шаблонов и стереотипов? Ха! Всё это есть и у нас! Наше безумие, вызванное подавлением ума человеческими религиозными шаблонами, местами превосходит иудейское безумие того времени.

Из-за шаблонности мышления религиозное сознание порождает сектантский тип мышления. Увидя в проповеднике некий изъян, их возмущающий, входящий в конфликт с их шаблонами (кстати, часто лже-православными, лже-христианскими, человеческими шаблонами) носители этих шаблонов прекращают общаться, изучать поучения этого человека вообще.

Выстраивается ещё один шаблон мышления, порочный шаблон – я слышу нечто новое, противоречащее моим прежним знаниям – так может мыслить только сектант, еретик, проклятый модернист, значит, всё это нужно полностью отвергнуть, как и человека, сказавшего все это Анализировать, фильтровать, отсеивать полезное и бесполезное не нужно, отвергать нужно всё.

Именно это порождает один из ведущих, порочных механизмов защиты верующим человеком своих религиозных шаблонов, своего сознания от когнитивного диссонанса – через духовно-нравственную дискредитацию оппонента.

***

Когнитивный диссонанс - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

***

 "Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:34).

"И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем (Мф. 13:54-57)

Что делали с пророками и апостолами евреи, когда Слово Божие, изрекаемое через них, входило в конфликт с их религиозными шаблонами?

"Кого из пророков не гнали отцы ваши?" (Деян.7:52)

"Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город" (Маф.23:34)

"Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их" (Деян.5:40).

"И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим" (Деян.14:19).

У выше обозначенного иерея имели место шаблоны, по которым я болезненно прошёлся в своих комментариях. И вот он профессионально начал защищать свой шаблон привычным для религиозных людей способом: "Вот, Максим Валериевич, ничуть не удивлен Вашим ответом, он 100% предсказуем для человека в Вашем духовном состоянии. Вы, как и все любители обличать, сами стерпеть не можете обличения, даже выраженного в мягкой и вежливой форме".

Если человек глупец, сектант, находится в неком неправильном духовном состоянии, его слова можно не слушать, не анализировать, не думать над ними: "Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:34). И всё – любимый шаблон спасён! Думать о нём, доказывать самому себе, правильно ли ты мыслишь, не нужно.

Вынужден согласиться с неврологом Сергеем Савельевым: шаблонное схематическое религиозное мышление позволяет экономить энергетические ресурсы головного мозга. Такое мышление позволяет верующим людям не думать, не рассуждать, не напрягать мозг. Зачем? Вот канон, вот Священное Писание, вот уже готовое изречение Святого Отца.

Часто это бывает очень полезно, к чему выдумывать велосипед, когда можно применять схемы поведения, которые предложил человеку Сам Бог. Но чем старше религиозная традиция, чем больше там появляется шаблонов, которые установлены не Богом , а человеками. И именно рьяно начинают защищать верующие. Закостенение в шаблонности приводит к подобному: "От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.  Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:32-34), когда верующее начинают сопротивляться уже нешаблонному Богу, пытающемуся разрушить человеческие религиозные шаблоны: "Кого из пророков не гнали отцы ваши?" (Деян.7:52)

Привычка не думать, а оперировать шаблонами, приводит к тому, что чем старше становится священник, тем скучнее становятся его проповеди, хотя вроде бы с каждым годом растёт его духовный опыт и знания. А знания как раз и не растут. Зачем что-то изучать новое, если хватает старых шаблонов?!

Читать далее...

Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 30.03.2018.

***

 

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru