Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

На злобу дня (daily reflection) или красные флажки


Пять принципов (шагов) обличения человека или сообщества людей

Подытоживая пятнадцать лет своего миссионерского  и апологетического служения, череду своих ошибок и интуитивных своих и чужих удач, сейчас хочу изложить теорию обличения, которая, как мне кажется, даст наиболее положительный миссионерский эффект при ее применении, и которая очевидно выходит из всего положительного опыта православных апологетов и проповедников.

Обличение Давида пророком Нафаном.  Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Обличение Давида пророком Нафаном.  Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

"...и не участвуйте в бесплодных

делах тьмы, но и обличайте"

Еф.5:11

Принцип (шаг) первый. Прежде чем обличать кого-то, обличи самого себя или недостатки нашей прошлой и современной церковной жизни..

Принцип (шаг) второй. Найди все положительные стороны (дел) жизни обличаемого или деятельности обличаемого сообщества (секты, общины).

Принцип (шаг) третий. Найди оправдание некритическим недостаткам обличаемого: "Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти" (1Ин.5:17).

Принцип (шаг) четвертый. Обличи только после предыдущих шагов: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф.5:13) и "...и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11)

Принцип (шаг) пятый. Предложи обличаемому его же положительную (см. шаг второй) жизнь, но без недостатков (см. шаг четвертый), и с новыми совершенствами (см. Священное Писание  и учение Православной Церкви): "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16) и "...ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15).

Не нужно думать, что применение этих принципов даст просто чудесный эффект, увы, "Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков" (Тит.1:10), но  от применения этих принципов у вас будут все шансы не испортить сильно отношения с обличаемым, а значит, оставить для него открытыми врата для обращения через некоторое время.

Но и не только в этом польза этих принципов. Уже неоднократно поднимаю в своих публикациях тему внутренней духовно-психологической безопасности апологета и миссионера. Неправильное, лицемерное обличение может привести деградации самого апологета и миссионера:

"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал.6:1).

"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?" (Евр. 2:1-3).

Первый принцип не даст миссионеру впасть в лицемерие  - один из самых страшных пороков вероучительства (см. Мф. 23). Он также расположит к тебе обличаемого, ибо никто так не знает наши недостатки, как наши противники.

Второй принцип помимо того, что все более расположит к тебе обличаемого, предохранит миссионера от духовно-психологической деградации, ибо полагаю, что отрицание и нежелание признавать за каким-либо человеком явных добродетелей, приведет, что эти же вами отрицаемые (незамечаемые) добродетели начнут в тебе деградировать. Игнорирование этого принципа мною глубокоуважаемым Александром Леонидовичем Дворкиным, которого я считаю своим первым учителем в сектоведении, приводит к жуткой аллергии на его имя практически у всех сектантов, из-за чего все его последующие обличения проходят мимо их ушей, и срабатывают только на как профилактика среди пока еще невовлеченных или неукоренившихся.

Третий принцип помимо того, что все более и более расположит к тебе обличаемого, опять же предохранит миссионера от духовно-психологической деградации. Как? "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф.6:12) и "...ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2). Оправдывая терпимые немощи, мы даем Богу повод снисходительно относиться к нашим собственным некритическим немощам.

Исполнение четвертого принципа является исполнением заповедей Божиих: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20), многократных призывов апостолов к обличению пороков и ересей. Обличение  как раз является не служением для внесения раздоров  и скандалов, а служением миротворцев! Вот, что пишет блаженный Феофилакт Болгарский на слова Господа: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9): "Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом".

Комментировать пятый принцип, думаю, нужны нет. Его неотвратимая необходимость очевидна: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20)

***

Собственно все эти принципы я реализовал в данных публикациях:

Очевидно, и то, что должна быть пятая статья "Система Лапкина без лапкиновшины" или "Православие без человеческой лапкиновщины".

Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 22.12.2015.

 

 
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru