Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Христианский брак, семейное счастье



"Пусть наши дети примут дар веры"

Беседы из цикла "Семейная жизнь ветхозаветных патриархов"

Если вспомнить соответствующие места из книги Бытия, мы увидим, что молодой человек Лот мало подражал своему дяде, Аврааму, горевшему рвением ко Господу. Его более привлекали красоты этого мира. Он отделился от дяди, ибо ему земля Содома показалась "как Сад Господень, как земля Египетская" (Быт. 13:10) Молодым не всегда легко отличить Сад Господень от земли Египетской. А иногда их привлекает и то, и другое сразу. Вот и оказался Лот в очень дурной кампании и стал жить в других городах, окрестностях и раскинул шатры до Содома. Жители же содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт.13:12-13).

Жертвоприношение Авраама. Фреска, 1547. Афон (Дионисиат)

Жертвоприношение Авраама. Фреска, 1547. Афон (Дионисиат)

Сначала он только "раскинул шатры" до Содома. Позже мы обнаружим его живущим в самом Содоме. Когда Лот отделился от дяди, он, стыдясь дяди, пошел на восток, хотя Содом находился от того места, где он разошелся с Авраамом, на западе. Они тогда странствовали между Вифилем и Гаем (Быт.13:3).

Выбрал земли от Вифиля и Гая на западе, а пошел на восток. Конечно, мы можем предположить, что он стыдился своего дяди и не решился так откровенно взять и пойти в города Содом и Гоморру. Но здесь содержится некий намек. Дело в том, что в Священном писании говорится, что Господь насадил рай в Эдеме на востоке. И поместил там человека, которого создал.

И когда говорится об изгнании Адама, сказано: "И изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима, поставил и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни" (Быт.3:24). Вы видите изгнание, то есть удаление от рая сладости происходит на восток. И о Каине сказано, первом человекоубийце: " И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нот". На восток от Эдема. То есть все греховные действия, которые производили люди, как бы символически отодвигали их от рая. Но мы можем предположить, что Лоту было стыдно сразу отправиться в Содом и Гоморру на глазах своего дяди. Может быть, за этот стыд он сподобился иметь потомка, которому Господь, несмотря на его жестокость, попустил отстроить величественный второй Иерусалимский храм.

Царь Ирод – прямой потомок Лота. Молодым кажется, что можно общаться с грешниками, соблюдая разумную дистанцию. Но наивность всегда подводит их, и вскоре грех всецело завладевает ими.

Жители Содомы были язычники, не знающие Бога, и извращенцы, давшие название содомскому греху. И в Священном писании, в Послании к римлянам мы находим оценку этому греху. В этом тексте показано происхождение этого греха, откуда он возникает. Ученые до сих пор спорят, является ли гомосексуализм врожденным чувством человека или это приобретенное.

В Послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: "называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;  подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим. 1:22–27). Вот причина возникновения этого греха. Служили твари вместо Творца.

Какие исторические известные режимы допускали такую ситуацию, когда отдельную личность объявляли полным политическим и духовным гегемоном? Прежде всего – Римская империя. И почти все римские императоры были гомосексуалисты! Грех этот был распространен в нацистской Германии, среди военных, хотя официально такие лица подвергались преследованию. В тоталитарном древнегреческом государстве Спарте, где был жесткий режим, культ правителя, культ человека. Начиналось обычно с любования собственным телом, телами других людей – нарциссизма. Идя по этому пути, человек погружался все дальше и дальше в зловоние разврата.

Можно ли выйти из этого состояния? Есть святые отцы, которые откровенно пишут, что они имели подобные проблемы, но все это осталось в прошлом. В Новом завете говорится о целой группе христиан, которые были гомосексуалисты, но которые оставили этот грех. Сказано это в Первом послании Коринфянам, гл.6, ст. 9-11: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". То есть Бог силен, поменять самые жестокие нравы. Очистить человека от самых ужасных страстей.

Но иногда необходим и огонь с неба. И в Евангелии мы находим такие слова, это слова Сына Божьего, который говорит об этих древних городах Содоме и Гоморре. Если бы в Содоме и Гоморре были явлены силы – явленные, имеется в виду, в Капернауме, Господь говорит – они бы до сих пор стояли, эти города. То есть сын Божий силен поменять любой формат человеческого бытия. Преобразить каждую отдельно взятую личность, которая обращается к Нему. И далее мы читаем: "И сказал Господь Аврааму, после того, как Лот отделился от него" (Быт.13:14). Очень интересная деталь. Здесь поясняется, почему Господь какое-то время не разговаривал с Авраамом после того, как Лот отделился от него. Когда прекратились ссоры, когда Лот ушел со своей "правдой" в кавычках, а Авраам остался, может быть, даже потерпев некий материальный урон, тогда и только тогда Господь опять с ним заговорил. Теперь повторяю: "И сказал Господь Аврааму после того, как Лот отделился от него: Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку и к западу". Смотрите, братия и сестры, когда Лот выбирает для себя землю, сказано "Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую". Он смотрел плотскими очами. А Авраам смотрит очами веры. Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу. Единобожие распространялось в виде христианства от Святой земли на Север – Рим, Греция, Византия, Болгария, Россия.

Господь говорит Аврааму, чтобы он посмотрел к югу. Вся северная Африка и Эфиопия приняли христианство. Господь говорит, чтобы он посмотрел к востоку – и восточные страны приняли христианство. В Индии трудился апостол Христов Фома. Господь говорит, чтобы Авраам посмотрел к Западу. Последние рубежи христианской проповеди – это открытие Америки. Миссионеры отправляются на кораблях, чтобы нести свет Евангелия жителям Северной и Южной Америки. Лот смотрит плотскими очами, Авраам, пророк Божий, имеет видения, ему показано, как все будет происходить. Он созерцает будущее, которое отстоит от него на несколько тысячелетий. "Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я, и потомству твоему навеки" (Быт.13:15).

Здесь речь идет о том, что вся Земля Божья, и везде будут жить Божьи люди. И пользоваться теми благами, которые будет посылать им Господь. Вся Земля принадлежит Богу, ибо он ее создал. "И сделаю потомство твое как песок земной". О каком потомстве идет речь? И можно ли сказать о потомках Авраама по плоти, что их бесчисленное множество, как песок земной? Блаженный Августин пишет: "Разумеется, множество, обещанное Аврааму, не для Бога бесчисленно, а для людей. Нет для Бога неисчислимого песка земного. И постольку не таков по численности народ Израильский, как песок земной, а таково мировое семя Авраама, то есть христиане. Отсюда и то обещание, что не плоти, а по духу множество потомства точнее всего сопоставимо с множеством песчинок. Да если бы и вся земля была населена христианами, так ведь и они дети по плоти, тоже потомство Авраама". В то время, когда Августин произнес эти слова, еще не было участия арабской нации в наследии Авраама. Поистине исчислить его Авраама потомков духовных, плюс плотских, евреев, потом плюс еще арабов, которые по прямой линии происходят от первенца Авраама Измаила. Поистине исчислить его, Авраама, потомков по плоти и по духу для людей не представляется возможным.

Господь показывает Аврааму новый Израиль, новый народ: "И сделаю потомство твое как песок земной". И тут интересная деталь. В Библии, когда говорится о потомстве Авраама, очень часто чередуются сравнения: вы будете или как песок морской, песок земной, прах или как звезды небесные. Почему такое чередование? Что оно обозначает? А вот что. Если вы будете верны Богу, вы будете, как звезды на небесах, но если вы отступите от заповедей Творца – язычники, безбожники будут попирать вас, как песок на берегу моря. И сделаю потомство твое, как песок земной. Если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет.

И далее произносятся слова, которые может понять только христианин. Только человек, который верит в Иисуса Христа. Пятикнижие Моисея читают и иудеи, и мусульмане, и атеисты. Самые разные люди. Но понять 17-й стих 13-й главы может только христианин.

Об иудеях сказано: "да ныне когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу, то тогда это покрывало снимается". Это Второе послание к Коринфянам, гл.3, ст. 15-16. Так вот этот стих, на который я хочу обратить внимание, и о котором я сказал, что только христиане его могут понять.

Господь говорит Аврааму после этих вот обетований, которые мы прочитали: "Встань, пройди по земле сей, в долготу". Братья и сестры, представьте карту Святой земли и проведите линию в долготу. "Встань, – говорит Господь Аврааму, – пройди по земле сей в долготу и в широту ее. Ибо Я тебе дам ее и потомству твоему навсегда" (Быт.13:17). Мы видим знак креста в долготу и широту. И если мы будем беседовать далее по книгам Ветхого Завета, то увидим: когда иудеи выходили из египетского плена, то они шли в форме креста. Очень подробно описано в других книгах Моисея, какое колено шло спереди, какое за ним. Какое колено справа, слева, и какое дальше вниз, и именно в форме креста. Причем, православного, христианского креста, вытянутого вниз. Они путешествовали по пустыне сорок лет.

И далее мы читаем: "И двинул Авраам шатер". То есть Господь ему сказал, что он должен пройти в долготу и широту. Намолить эту землю. И двинул Авраам шатер и пошел и поселился у дубравы Мамры, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу. Хеврон – это город, где находилась Махпела, двойная пещера, место, где хоронили святых супругов. Одно время это место называлось Кириав арба, "селение четырех". Современные арабы называют это место Эль-халиль, что значит "друг Божий". То есть город друга Божьего. В Коране Авраам, по-арабски Ибрагим, считается тоже одной из центральных фигур. Мусульмане считают его особым Божьим пророком и избранником. И они называют город его упокоения Эль-халиль. О знаменитом мамрийском (мамврийском) дубе Иосиф Флавий, автор, живший в I веке, писал: "Легенда рассказывает, что дуб стоит на этом месте с момента сотворения мира". Это очень примечательно, что, человек, который жил в I веке уже описывает этот дуб. Название дубовой рощи Мамры, находившейся в той же местности с общим названием Хеврон. Согласно книге Бытия, гл. 23, ст. 17 – 19, эта роща находилась напротив участка Махпела. В последующем это будет место погребения патриархов, и она была древнейшим пунктом Хеврона, так что ее название было первоначальным названием всей местности.

В настоящее время мамврийский дуб, о котором писал Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские древности", находится на территории Русской Православной Церкви Московского патриархата. И в Хевроне есть наши батюшки, которые оберегают эту святыню.

А мы с вами открываем 14-ю главу книги Бытия. Здесь говорится о битве в долине царей: "И было, – говорит Писание, – во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где [ныне] море Соленое" (Быт.14:1-3).

Кто-то может спросить, зачем нам имена этих царей. Четыре царя пошли против пятерых. Но смотрите, что по этому поводу пишет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: "Видишь события, значения, которых сразу уразуметь не можешь. Но смотри внимательнее. И получишь великое назидание. Ибо для тебя написано, и тобою должно быть понято".

Очень интересно истолковывает эту главу о битве царей святитель Амвросий Медиоланский. Он пишет в своей работе об Аврааме: "Пять царей суть чувства нашего тела. Зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. Четыре царя. Суть телесные и мирские обольщения. Потому что человеческая плоть состоит из четырех стихий. По справедливости они называются царями, потому что грех имеет свою верховную власть, имеет свое великое царство". Святитель Иоанн Златоуст добавляет: "Не пройдем, возлюбленные, сказанного без внимания. Будто это повествование совершенно бесполезно". Божественное писание обстоятельно рассказало нам обо всем с той именно целью, чтобы мы узнали силу этих варваров. То есть плотских чувств, которые восстают на нашу душу.

Итак, четверо царей напали на пятерых царей. Среди этих пятерых царь Содома и Гоморры. Четверо одержали победу. И Лот, который жил в Содоме, оказался в плену. Амвросий Медиоланский говорит, что эти цари символизируют собою некие состояния, которые переживают люди. Давайте рассмотрим имена этих царей. Например, имя Амрафел означает "тот, кто гадает". Пытается разгадать каждое слово, цепляется, ищет повод для ссоры. Склочник, одним словом. Ареох – это имя происходит от "арии" – лев, и слова "яхом". То есть он нападает, поразит, убьет. Поражающий как лев. Имя Кедорламер происходит от слова "кедор" – как бы живущий. То есть, он сам не знает, зачем живет. Такой тем более может совершить преступление. И последнее имя четвертого царя – Кидал. Это "тот, кто ищет высоты, познания своего положения, гордец". Вот если мы цепляемся к словам других людей, если мы проявляем звериную агрессию по отношению к людям, если мы любим гордость, господство, то все это нас может привести к падению, к поражению. А кто терпит поражение? Поражение терпят пять царей. Это, прежде всего, Бера, ханаанский царь. Это имя означает "пребывающий во зле". Если ты пребываешь во зле, какое Божье благословение тебе поможет? Конечно, ты проиграешь. Бирша – "пребывающий в нечестии". На какую Божью помощь может рассчитывать нечестивец? И следующее имя Шинаф – "ненавидящий отца". Если человек ненавидит своего отца, то конечно, проиграет. Бог не придет к нему на помощь. И еще Шемевер – "превозмогающий имя". А Бела переводится как "поглотитель", то есть пожирающий. Превозмогающий имя – это тот, кто игнорирует любого человека. Не признает значимость имен, и даже на имена Божьи может восставать. А Бела – это тот, кто хочет все пожрать.

Цивилизация Содома и Гоморры была эгоистическая, она хотела все подмять под себя. Как в настоящее время Соединенные Штаты Америки, которые потребляют почти 75 % всего того, что производится на земном шаре. И они свято верили, в то, что рыночная экономика сама себя выправит. Но когда эгоистически чувства овладевают сознанием людей, это печально. Иногда эгоист не может остановиться, и это приводит к печальным последствиям. Почему Лот оказался в такой компании? Он искал для себя лучшей, сытой жизни. Он смотрел на Содом и Гоморру и говорил, что это как сад Господень. И сами жители Содома и Гоморры считали, что они живут в саду Господнем. Что их система правления самая правильная. Поэтому они не пускали к себе никаких иностранцев. Лот смотрел на Содом и Гоморру так, как в недавнем времени представители нашей власти смотрели на Америку. Как они рвались в этот рынок. И в той мере, в какой они влезли в этот рынок, в эту банковскую систему, именно в этой мере Россия пострадала.

***

Читайте также по теме:

***

Лота пустили к себе жители Содома или потому, что у него было большое имущество, или потому, что об Аврааме знали все народы и уважали его. Златоуст пишет: "Вот он Лот отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато. И вдруг сделался пленником. Бездомным, лишенным своего крова. Чтобы ты знал, какое зло раздор, и какое благо согласие. И что лучше не гнаться за лучшим, а любить унижение. Во сколько раз лучше было бы для него, Лота, жить вместе с патриархом Авраамом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться опасностям и попасть под иго иноплеменников".

То есть, братья, и сестры, эта война обернулась трагедией для Лота. Он искал сытой жизни. В результате случилась настоящая катастрофа. И вот четыре царя разбили пятерых. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Авраама, жившего в Содоме, имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Авраама еврея. Здесь впервые в библии Авраам называется евреем. Я вам пояснял, что слово еврей означает "перешедший реку". В частности, реку Евфрат. Или человек с другого берега. Духовный смысл этого слова: верующий стоит по одну сторону реки, а весь остальной мир – по другую. Потому что мы живем по законам Божьим, а мир во зле лежит. И вот сказано, захватили племянника Авраама. Авраам услышал, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил 318 рабов своих, рожденных в доме его, и преследовал неприятеля до Дана. Вот это преследование до Дана очень символично. То есть Авраам как бы начал войну. А, как известно, из колена Данова придет антихрист. То – есть, окончание брани будет еще впереди. "Рожденные в доме" триста восемнадцать человек, которых он взял на войну, это значит духовно рожденные. Это как мы с вами ранее читали, что они, Авраам и Сара, как бы делали людей. Делали души в Хоране. Это значит, они язычников обращали в веру единого Бога. Авраам проповедовал мужчинам, Сара – женщинам.

Так вот, Авраам, вооружившись вместе с этими людьми, отправляется спасать своего непутевого племянника, который все потерял, все разорил. Но родство обязывает. И разделившись, то есть, совершив маневр, напал на них ночью сам и рабы его и поразил их, и преследовал их до Уховы, что по левую сторону Дамаска.

Здесь немножко непонятно. Обычно, когда нападают, объединяются. А здесь – "разделившись, напал". Это такой был хитрый маневр, чтобы четырем царям могло показаться, будто со всех сторон на них напали. Кстати, это первая мировая война, описанная в Библии, когда воюют представители разных народов. Девять царей, четверо против пяти. И потому как это происходило, будет происходить и последняя война. Но это тайна, которую надо разгадать, понять, внимательно вчитываясь в библейский текст. "И разделившись, напал на них ночью сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Оховы, что по левую сторону Дамаска, и возвратил все имущество, и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил. Так же и женщин и народ, когда он возвращался после поражения Кадарламера и царей бывших с ним. Царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шавы, что ныне долина Царская" (Быт. 14:15, 17).

Вот здесь мы видим Авраама, навстречу которому выходят разные люди, с одной стороны – царь Содома, этот гей, правитель государства извращенцев. А с другой стороны Мельхиседек. И Авраам оказывается посередине между царем Содома и царем Иерусалима. Кстати, если вы в ближайшее время будете в храме Христа Спасителя, там есть большой горельеф с наружной стороны храма, обращенной на улицу, где изображен момент, когда Авраам приветствует Мельхиседека. А Мельхиседек приносит хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего (Быт. 14: 17–18).

Вот эта таинственная фигура, Мельхиседек, о котором сказано "священник Бога всевышнего". Ведь пока мы беседовали с вами, нам казалось, что на земле есть только Авраам и с ним те, которые обращены им. Ефрем Сирин считает, этот Мельхиседек был Сим, сын Ноя. Он пишет: "Этот Мельхиседек был Сим, он по величию был царем, являясь родоначальником четырнадцати племен, но также первосвященником, потому что он по преемству принял священство от отца своего Ноя".

Вот еще одно подтверждение тому, что Ной был первосвященником Бога. Ветхозаветное священство сохранялось, и Сим получил его от Ноя. Сим дожил не только до времен Авраама, пишет Ефрем Сирин, но и до Иакова и Исава, сынов Авраама. Как Ефрем Сирин пишет, Сима вопрошала Ревека, и он сказал ей, что два народа во чреве ее и старший будет служить младшему. По преданию, когда у Ревеки были родовые схватки, она вопрошала Господа. И Ефрем Сирин настаивает на том, что она обращалась ко Всевышнему через пророка Сима. Он же есть и Мельхиседек. Кстати, эту точку зрения разделяет и блаженный Иероним Стридомский.

А что означает слово Мельхиседек? Оно означает "царь праведности", "царь цельный", "царь мира". Или же царь Салима – Иерусалима. Уже тогда Иерусалим являлся центром единобожия. И Сим, который получил священство от Ноя, как свидетельствует Ефрем Сирин, возглавлял там ветхозаветную церковь. И вот мы видим, что Мельхиседек вынес хлеб и вино. Хлеб и вино – это знак Божественной евхаристии. Во время проскомидии в алтарь вносят хлеб и вино, и на литургии они прелагаются в тело и кровь Иисуса Христа. Таким образом, Мельхиседек, он же Сим, символизирует собою, по истолкованию святых отцов, Самого Иисуса Христа. Киприян Карфагенский пишет: "В священнике Мельхиседеке было предизображено таинство жертвоприношения Господа, о чем свидетельствует Священное писание в следующих словах: "И Мельхеседек царь Солимский вынес хлеб и вино, он был священник Бога всевышнего. И благословил Авраама". А о том, что Мельхиседек был прообразом Христа, пишет далее Киприян Карфагенский, свидетельствует в Псалтири Дух святой, говорящий от лица Отца к Сыну: "В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека".

Но почему Иисус Христос – священник не по чину Аарона, а по чину Мельхиседека? Потому что в Писании сказано: с переменой священства необходимо быть перемене и закона (Евр.7:12) Мельхиседек благословляет Авраама, и Авраам становится тоже служителем Бога. Он может совершать служения в полном объеме, но Авраам признает преимущество Мельхиседека перед собою. Авраам платит десятину, десятую часть всего что имел, этим самым признавая, что Сим, он же сам Солима, царь Иерусалима, он же Мельхиседек – царь праведности, выше его. И вот это обстоятельство что Мельхеседек – царь Салима свидетельствует о том, что эта земля изначала была отдана потомкам Сима. И он воцарился там. А хананеяне завоевали эту землю во дни Авраама. "И сказал царь Содомский Аврааму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою Господу Богу всевышнему, владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из сего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама" (Быт. 14:21-23)

Авраам, который охотно дает Мельхиседеку десятину, охотно принимает хлеб и вино, эти евхаристические дары, причем блаженный Августин настаивает, что была совершена евхаристия. Первая литургия, которая таинственным образом появилась в Ветхом Завете. Он пишет в своей работе "О граде Божьем": "Здесь впервые совершилось жертвоприношение, которое ныне приносится Богу христианами по всему миру. Выполняется то, что много позднее через пророков говорится Христу, Которому еще только предстояло придти во плоти: ты священник вовек по чину Мельхиседека, то есть не по чину Арона, поскольку его чин должен был упраздниться".

Евреи потеряли священство. И теперь истинное священство, истинный новый Израиль – это православные христиане. И когда мы видим священнослужителя, даже если нам кажется, что какие то его качества не соответствуют нашим представлениям об идеале, мы должны знать, что есть учение церкви и Библии о том, что благодать действует и через недостойного священнослужителя, как сказано было Сыном Божьим. Кто принимает пророка, во имя пророка получит награду пророка. И кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. (Мф:10,41). И если ты принимаешь священника во имя благодати священства, которое почиет на нем, ты получишь благословение.

Итак, царь Содомский предлагает некую гуманитарную помощь. Но Авраам не принимает эту подпитку, как Россия сейчас подсела на эту долларовую иглу, и это может плохо кончиться для нашей экономики страны, уже земли русские распродаются. Авраам поднимает руку и клянется именем Божьим, что не хочет принимать ничего от Содома. Что это нам напоминает?

В Новом Завете есть такие запреты. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Это сказал апостол любви Иоанн Богослов. Один запрет. Другой запрет. С такими даже и не есть вместе – апостол Павел. Третий запрет. Гнушаюсь даже одежды, которая осквернена плотью – послание апостола Иуды. Авраам понимает, что святость это, прежде всего, отделение от всего нечистого: "Нитки твоей не возьму". Он хочет сохранить цельность своего бытия. Ведь он тоже цадик, праведный, цельный человек. Он получил благословение. Он дал десятину. Августин настаивает, что это была евхаристия, каким-то чудесным образом. Потому что в Мельхиседеке, в этом Симе, как бы пребывал сам Христос.

То есть они причастились Тела и Крови грядущего мессии Христа до Его пришествия, на что обращает внимание Августин. Точно также как и мы причащаемся после Его пришествия. Но Авраам добавляет, что он ничего не возьмет, кроме того, что съели отроки – люди из его отряда. Анер, Эшкол и Мамри пусть возьмут свою долю. Они не принадлежат к роду Авраама. Они соседи Авраама. Но они хорошие соседи. Потому что они пошли на войну вместе с Авраамом и с его 318 воинами, его учениками. 318 – это школа Авраама, в которой он обучал людей праведности, молитве, благочестию. И самое последнее, что хочется сказать. Встреча с этими четырьмя царями и битва с ними, освобождение пяти нечестивых царей ради Лота, который сам повел себя не очень правильно.

Кстати, имя Лота означает "покрывало". Как мы помним, имеется виду покрывало неведения. Он не владел всей истиной. Иначе он не ушел бы от пророка Божия, своего дяди, жить в земли Содома и Гоморры.

Да он ушел от истины. Но истина и истинная привязанность к нему Авраама не покинула его Лота в критическую минуту. Но после всех этих событий Авраам мог испугаться. А как Бог воспримет его, Авраама? Может быть, исчерпано все то, что Бог хотел дать ему, Аврааму? Все те благословения, которые Он обещал? Ведь он одолел царей. И вот сомнения Авраама передается в начале 15-й главы.

"После сих происшествий было слово Господу к Аврааму видение ночью и сказано: не бойся". Это слово Божье было ответом на его беспокойство, на его страх. Или некоторые отцы говорят: Авраам мог испугаться, что он убивал людей в этой войне, и Бог может прогневаться. Авраам мог предположить, если он с 318 людьми одолел 4-х царей – это явное чудо, это только однажды в жизни происходит. Господь говорит: не бойся. Я твой щит награда твоя будет весьма велика. (Быт.15:1).

Вот бы услышать эти слова в наше время социальных потрясений! Дай Бог, чтобы каждый православный услышал эти слова от Господа: "Я твой щит, не бойся, награда твоя весьма велика". То – есть, не исчерпается награда, Божье благословение.

Далее мы будем говорить о сложной ситуации, когда рядом с Авраамом и Сарой появляется Агарь. Возникает семейный треугольник. Появляется ребенок не от жены, потом рождает и жена. И возникают сложные взаимоотношения детей от разных жен. Чисто семейные проблемы, но они описаны в Священном писании и являются для нас удивительным наставлением. И я хочу опять напомнить слова Иоанна Златоуста, как внимательно надо относиться к слову Божию. "Не пройдем, – пишет он, – возлюбленные, сказанного без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно бесполезно. Божественное писание обстоятельно рассказало нам обо всем".

Действительно Библия – это книга жизни, в которой содержится информация обо всем. И то, что Авраам простил Лота, своего никчемного племянника, рисковал своей собственной жизнью, жизнями своих учеников, свидетельствует о том, что узы родства должны значить намного больше для верующего человека, чем это нам может казаться. Мы должны молиться за наших родных и близких. Слова из писания: "Где брат твой?" всегда будут актуальными. Где наши родные, наши близкие, сестры, племянники, племянницы? А, может быть, они в стране далече? Может, они раскинули свои шатры до Содома, может быть, они живут в этом Содоме? Может быть, они уже терпят бедствие вместе с другими нечестивыми, как было во дни битвы в долине Царей?

Подведем итоги. Сегодня мы говорили об очень важных вещах. Мы две беседы посвятили тому, какие отношения складывались у дяди – пророка Авраама с его племянником Лотом. И я призываю вас всегда помнить о своих родных и близких, ибо родство действительно обязывает. Но даже если нам кажется, что наши родные и близкие совсем удалились от нас, что они живут в каком-то Содоме и Гоморре, мы должны прийти им на помощь. Как Авраам поспешил на помощь к своему племяннику Лоту, который вместе с эдомлянами оказался втянут в военный конфликт.

Вы помните, когда впервые прозвучали в Писании эти слова: "Где брат твой?". Эти слова Господь Бог задал Каину, который убил брата своего Авеля. На что Каин дерзко ответил: " Я не сторож брату своему". И вот если мы отказываемся молиться за наших родных и близких, мы уподобляемся таким людям, как Каин. Если мы не хотим помогать нашим непутевым племянникам и племянницам, непутевым внукам, то мы совсем не похожи на праведного Авраама, который в Новом Завете называется отцом всех верующих. В том смысле, что его жизнь – это пример, как надо жить, как надо ходить перед Богом, ощущая себя в присутствии Божественного Престола. Иногда наши близкие отталкивают помощь. Они не хотят принимать наших духовных советов, наставлений. Но надо бороться за них, хотя бы для того, чтобы защитить их жизнь. Ведь если бы Лота не освободил Авраам, то, возможно, он погиб бы в этом рабстве. Лот – сложная фигура, и к этой фигуре мы вернемся. Я специально избрал тему семейной жизни ветхозаветных патриархов, потому что сейчас именно православная семья подвергается мощной атаке со стороны сил зла. Враги завладевают не только нашими землями. Но они хотят завладеть и нашими душами. Душами наших племянников, детей. И не всегда бывает так, что у благочестивого отца благочестивые дети. У царя Давида был сын Авессалом, о которым сказано, что это был самый прекрасный человек на Святой земле. Но Авессалом восстал против своего отца. Он хотел убить своего отца. И когда армия Давида все-таки побеждала, Давид умолял своих воинов не причинять вреда отроку Авессалому. Для него это был мятежный сын. У Авессалома были длинные волосы, космы. Он скакал на муле, и эти волосы развивались. И у наших детей в голове тоже если не космы, то столько мыслей, все перепутано, все перевернуто. Волосы Авессалома запутались в дереве, и отрок повис на ветках. Воины Давида подъехали и стали стрелять в мятежника из лука. В тот момент он, конечно же, вспомнил предупреждение отца. Отец же, когда узнал, что погиб его любимый сын, разодрал свои одежды и воскликнул: " О, сын мой Авессалом!"

И вот сейчас, когда ортодоксальные иудеи проходят рядом с гробницей Авессалома – он знал, что после его смерти ему никто не поставит гробницу, потому что он восстал против отца – каждый ортодоксальный иудей берет камень и швыряет в эту гробницу. И она вся в язвах от этих камней. Эта печальная могила – памятник безысходной гибели детей, которые так и не последовали за цельностью, праведностью и святостью своих отцов. Да не будет так в нашей жизни, пусть наши дети примут дар веры и подражают таким цельным людям, как Авраам, Исаак, Иаков. Будут ревностными перед Богом, как 12 апостолов Иисуса Христа, как христианские мученики. Это будет благословение, когда дар веры проявится в сердцах следующих поколений христиан, наших детей, внуков и правнуков.

С Богом.

Олег Стеняев, протоиерей
Радонеж - 04.12.2009.

 

 
Читайте другие публикаций раздела "Христианский брак, домостроительство, семейное счастье"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru