Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Наркомания, алкоголизм и табакокурение


Жизнь без наркотиков

Замечательная и обстоятельная статья о методах православной реабилитации наркозависимых.

   

***

"Нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков, - считают руководители Екатеринбургского православного центра социальной реабилитации наркоманов. - Но можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти. Бог - это цель, а не средство".

Пьянство корень всякого зла: дореволюционные русские антиалкогольные плакаты

Пьянство корень всякого зла: дореволюционные русские антиалкогольные плакаты

СПРАВКА. В 1999 году по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в Екатеринбурге был открыт епархиального центр социальной реабилитации, основная задача которого - оказание духовной, психологической и социальной помощи людям, желающим избавиться от наркотической зависимости, а также их родным.

Специалистами Центра разработана программа "Жизнь без наркотиков", основанная на православном учении борьбы со страстями. Основное направление - духовная помощь, создание условий для воцерковления человека. Главная задача психологической помощи - изменение поведения, самооценки и мировоззрения воспитанников. Цель социальной реабилитации - создание жизненного пространства, в котором человек смог бы включиться в социальные отношения, приобрести собственный опыт трудовой деятельности.

Работа проводится в двух реабилитационных центрах (период реабилитации от 3 до 6 месяцев), и нескольких консультативных кабинетах. Основной консультативный кабинет находится в церковном здании при больничном храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Областной психиатрической больнице Екатеринбурга. Духовное окормление воспитанников Центра осуществляет иерей Евгений Попиченко, клирик больничного храма во имя вмч. Пантелеимона.

Десять консультативных кабинетов действует в наиболее крупных городах области: Нижнем Тагиле, Первоуральске, Каменск-Уральске, Березовском, Асбесте, Заречном, Североуральске. Три кабинета работают в Екатеринбурге.

В среднем в консультативных кабинетах епархии получают помощь 300 человек в месяц.

230 человек прошли реабилитацию в реабилитационных центрах. Первый - в пос. Сарапулка Березовского района Свердловской области - рассчитан на 15 человек. Он расположен на территории бывшей базы отдыха, где есть 6 домиков для проживания воспитанников, а также для хозяйственных и производственных нужд.

Второй реабилитационый центр - в пос. Ольховка Верхне-Пышминского района Свердловской области - рассчитан также на 15 человек. Центр размещен в здании бывшего детского сада, безвозмездно переданного Екатеринбургской епархии на 5 лет, при нем есть приусадебный участок площадью 50 соток, в этом же здании размещен храм во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского.

В реабилитационных центрах организованы учебно-производственные мастерские, где можно освоить рабочую специальность. В мастерских изготавливаются комнатные иконостасы, православные уголки. Сделанные здесь иконостасы передаются в детские дома, библиотеки (г. Нижний Тагил, Екатеринбург), школы.

Молодым людям, успешно прошедшим реабилитацию, оказывается помощь в трудоустройстве:

- в реабилитационном центре;

- в различных предприятиях и организациях (по договоренности с руководством);

- при монастырях и храмах епархии (по рекомендации духовника и по благословению правящего Архиерея).

Подводя итоги деятельности епархиального благотворительного реабилитационного Центра, можно сказать, что на практике отработана опытная модель оказания православной помощи лицам, употребляющим наркотики, и их семьям. Стало ясно, что, объединив усилия служителей Православной Церкви и православных специалистов-наркологов, можно повысить эффективность оказываемой помощи при наркотической зависимости.

Духовная помощь наркозависимым

Православие рассматривает наркоманию как страсть, как духовную болезнь человека. Освобождение от страсти к наркотикам невозможно без обретения духовной основы, способной заполнить душевную пустоту. Всем известна народная мудрость: "Свято место пусто не бывает". В человеке таким "святым местом" является душа. Душа человека, созданная по образу Божию, настолько глубока, что никто и ничто, кроме Бога, не может ее наполнить. Наркомания - это протест подростков на бездуховность, пустоту и обыденность жизни. Наркотик можно вытеснить из души, заполнив ее верой в Бога. "Бог жаждет, чтобы его жаждали", - говорит святитель Григорий Богослов. Пробудить эту жажду Бога в сердцах ребят - основная задача духовной помощи.

Цель оказания духовной помощи - помочь молодым людям найти ответы на вопросы о смысле жизни, сущности христианства, значении Церкви в жизни человека. Необходимо помочь найти человеку путь к Богу, понять значение Православия в жизни. Очень важно понимать, что Бога нельзя использовать как одно из средств в решении своих проблем. Нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти. Бог - это цель, а не средство.

Пьянство корень всякого зла: дореволюционные русские антиалкогольные плакаты

Пьянство корень всякого зла: дореволюционные русские антиалкогольные плакаты

Основное направление духовной помощи в реабилитационном центре - создание условий для воцерковления и духовного воспитания человека, т.е. таких условий, в которых возможно исцеление не только от наркомании, а оздоровление души человека, восстановление его душевного и духовного здоровья.

Основные направления духовного воспитания: познания о Боге. Беседы, чтение Евангелия, чтение житий святых.

В обыденном сознании людей духовная жизнь - это система запретов и ограничений. Обращаясь за помощью, многие ребята имеют смутное представление о Православии. Когда же они всерьез начинают узнавать, что есть православная вера, то в их душах происходят поразительные перемены. Главная задача пастыря на этом этапе - пробудить интерес к познанию веры, зажечь искру веры в сердцах воспитанников.

Есть разные пути познания о Боге:

1. Начало этого пути - беседы со священником. Ап. Павел пишет: "Вера от слышания, в слышание от слова Божия" (Рим. 10:17).

Во время этих бесед ребята получают начальное представление о Православии. На первых встречах пастырь раскрывает следующие темы:

- О грехопадении первых людей;
- О человеке, его внутреннем устроении;
- О цели и смысле жизни;
- О спасении через веру в Господа Иисуса Христа;
- О молитве и богообщении

Каждая беседа направлена на то, чтобы побуждать воспитанников к самостоятельному размышлению, поиску ответов на возникающие вопросы, личному обращению к Богу.

2. Другой путь познания - это изучение Священного Писания.

Оно говорит о взаимоотношениях человека с Богом с самого дня сотворения человека и открывает постижимые умом и сердцем свойства Божества. Когда человек читает Священное писание, он общается с Богом. И чем больше времени человек отдает чтению Священного Писания, чем глубже вдумывается в Его вечные истины, тем ближе он подходит к Богу и познает Его.

3. Следующий путь - изучение истории Церкви, учение о Боге святых отцов Церкви.

Судьбы отдельных людей, их суждения и духовные подвиги раскрывают неограниченные возможности человеческого духа, а вся история христианства и Православия воспитывают гражданскую и патриотическую позицию, указывают на место человека в обществе, в судьбе Родины.

По мере того, как ребята продвигаются по этому пути, встречи со священником начинают приобретать новое направление. Теперь уже воспитанникам не только рассказывают о Боге, о вере, о человеке. Читая Священное Писание, просматривая видеоматериалы (лекции православных богословов, фильмы о святых местах, о жизни церкви, о судьбах ее подвижников), они получают возможность самим высказаться на эти темы, задать волнующие вопросы.

4. Покаяние. Самонаблюдение. Самопознание.

Страсть наркомании можно назвать отрезвляющей. Человек, начавший употреблять наркотики, рано или поздно начинает понимать всю гибельность этого пути. Очутившись на краю пропасти, он понимает, что своих сил нет, необходим Спаситель. Это начало пути к Богу - осознание того, что в жизни происходит и где оказывается человек, употребляющий наркотики. Их жизненный путь повторяет путь блудного сына в Евангельской притче, который, истратив все свое имение, вспоминает об Отце. Но вспомнить мало, необходимо набраться решимости "встать и пойти" к Отцу, т.е. начать борьбу с этой и многими другими страстями - борьбу за свою душу.

Многие ребята в реабилитационном центре впервые приходят к покаянию, приобретают собственный опыт подготовки и участия в Таинстве исповеди. Покаяние - это глубокий анализ прожитых лет, тех привычек, которые сформировали страсть к наркотикам, это обличение своего греха. Покаяние должно быть искренним, чтобы от него родилась решимость не поддаваться искушению, отказаться оттого, что разрушает жизнь. Затем постепенно придет опыт, показывающий, с чего начинается и чем заканчивается действие страсти. Решимость и опыт развивают в человеке внимание к себе. Внимательный к себе человек уже недоступен действию греха.

Подготовка к исповеди проходит либо при помощи соответствующей литературы, либо при помощи ребят, имеющих опыт исповеди. Они рассказывают и объясняют новичкам, как правильно подготовиться к этому начальному и важнейшему шагу по изменению себя.

На этом этапе для приобретения навыков покаяния и самонаблюдения полезно исповедоваться раз в неделю. Также очень полезно читать жития святых, чтобы их примером пробудить в себе решимость бороться и побеждать страсти.

5. Борьба со страстями. Обучение ума, воли, чувств. Благодарение Богу.

Необходимо понять, что наркотиком может быть не только героин. Любая страсть, которая подчиняет, порабощает человека, является наркотиком. По сути, страсть - это болезнь души, лишающая человека свободы, делающая его рабом. В аскетике "страсть - это страдательное состояние человека". Поэтому следует настраиваться на решительную борьбу со всеми своими страстями. Ибо, что толку избавиться от пристрастия к героину, если его место займет алкоголь, блуд, ненависть и т.д.

Обратившись к Богу и получив возможность на некоторое время отойти от грубых грехов, таких как пьянство, воровство, блуд во время пребывания в загородном реабилитационном центре, воспитанник может беспристрастно взглянуть на свою душу. Большинство приходят к печальному, но необходимому заключению: наркомания - это плод многих страстей, поразивших душу:

1. Бездуховность. 99% наркоманов - дети безбожных, неверующих родителей. Безверие семьи, отсутствие элементарных понятий о религии, духовности, грехе - основная причина этой страсти. Врачевание этой страсти осуществляется путем приучения себя к жизни по заповедям Божиим.

2. Гордость. Эта страсть является для человека самой губительной, а для Бога - самой ненавистною. Она проявляется в том, что человек возводит самого себя в кумира, считает себя выше других, обольщается собою, своими достоинствами, способностями, умом. Гордость насаждается в душах детей сатаной, через примеры окружающих их людей. Врачуется смирением, послушанием наставникам, молитвой, благодатью Божией.

3. Праздность. Многие ребята воспитаны потребителями, они эгоистично ориентированы на получение удовольствий, не приучены ни к самостоятельной работе, ни к заботе о других. Врачуется трудом, личными подвигами (чтение духовной литературы, молитва, пост и т.д.).

4. Гнев, ненависть, жестокость - это страсти, насаждаемые в душах детей через телевидение, отношения между людьми в обществе, где узаконены сила без морали, отсутствуют доброта и любовь. Врачуется милосердием - заботой друг о друге, кротостью - преданностью Богу, соединенную с верой.

5. Блуд, похоть, распущенность, неверность в супружеских отношениях, гибельно сказываются на душевном здоровье, опустошают чистоту и красоту отношений между мужчиной и женщиной. Кроме того, неумение и нежелание сдерживать и контролировать природные потребности, лишают человека возможности управлять собой. Многие из воспитанников даже не осознают, что такое блуд, как эта страсть убивает все благое, чистое в душе. Врачуется целомудрием, удержанием ума от рассеянности, языка от сквернословия и пустословия, постом, молитвою и трудом.

6. Плотоугодие и чревоугодие - излишняя забота о теле, поиск радости и удовольствия только через телесные ощущения. Человек, подверженный этим страстям, теряет чувство меры, контроля над своими желаниями, обедняет свою душу.Врачуется воздержанием и постом. Это основные страсти, предшествующие наркомании. Борьбу за спасение души нужно начинать именно с них. В этой борьбе очень полезно руководствоваться советами и наставлениями святых Отцов, которые победили эти страсти и потому познали их. У обычных людей познание идет в другой последовательности: сначала люди узнают, как страсти побеждают их, как тиранят душу, а затем и тело, и лишь потом, благодаря духовной жизни, они приобретают опыт борьбы со страстями. Полезно со временем изучить труды таких святых, как преподобный Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Никодим Святогорец, святитель Феофан Затворник.

6. Обучение молитве и трезвлению. "…бодрствуйте и молитесь!" (Мк. 13:33)

Центральное и важнейшее духовное делание христиан - молитва. Молитва - это обращение человека к Богу, разговор с Ним. Успех молитвы зависит не от количества и "правильности" слов, а от веры человека, его примиренности с другими людьми, т.е. от личности просящего, от того, насколько он угоден Богу, и от воли Божией.

Душа молитвы - внимание. На него и нужно обращать все свои силы во время молитвы. Важно перед началом молитвы настроиться на такой разговор, подумать: "Что ты сейчас собираешься делать, с Кем будешь говорить". Ведь Господь, Он не где-то далеко, Он рядом. И после молитвы не следует сразу переходить к житейским делам, желательно несколько минут побыть "внутри" себя с Богом. Эти советы относятся к чтению утреннего и вечернего правила, чтению акафистов, канонов, Псалтири. Кроме регулярного чтения ежедневных молитвенных правил, необходимо приучать душу к постоянной памяти о Боге, обращению к Нему. Это возможно при помощи коротких молитв: Иисусовой молитвы, "Господи, помилуй", молитв своими словами. Особенно это полезно во время навязчивых мыслей о наркотиках, чтобы не дать мыслям о грехе завладеть душой.

Для преодоления страстей в самом их корне требуется постоянное внимание к своей душе, контроль не только своих действий, но и мыслей и чувств, т.е. стремление всеми силами жить по Заповедям Божиим. Но победить эти страсти невозможно без особой помощи Божией, которая подается в таинстве Причастия.

6. Святая Евхаристия – соединение с Богом. "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6:35).

Святая Евхаристия является центром и источником истинно духовной жизни, таинством, в котором верующему человеку сообщается Божественная благодать. Таинство Евхаристии "зажигает Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, взращивает добродетели - восстанавливает в человеке ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения".

В реабилитационном центре воспитанники сначала узнают о Святом Причащении от священника, а затем, после того, как подготовятся к этому таинству постом, молитвой и исповедью, участвуют в нем. На первом этапе реабилитации весьма полезно регулярное и частое Причащение - один раз в неделю. При дальнейшем воцерковлении также необходимо приступать к таинствам исповеди и Причастия - раз в три-четыре недели.

7. Духовная дисциплина. "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия" (Лк.9:62).

Духовная жизнь невозможна без внутренней дисциплины. Многие ребята, приезжая в центр, не имеют не только внутренней, но даже внешней дисциплины. Для выправления этого недостатка характера в реабилитационном центре принят уклад жизни, схожий с монастырским. Он включает в себя утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, чтение жития святых во время трапезы, регулярное посещение храма, участие в таинствах и богослужениях церкви, соблюдение постов, трудовая деятельность.

Но в реабилитационном центре борьба человека за спасение своей души только начинается. Основная борьба за душу происходит тогда, когда воспитанник возвращается домой, в семью, к друзьям. И здесь необходима такая духовная добродетель, как Божественная ревность - стремление на всякий день и час приближаться к Богу, делать угодное Ему и избегать неугодного. Эта ревность подается свыше, но от человека требуется сохранить ее и не растратить впустую.

В духовной жизни должно быть постоянное устремление ввысь к Богу, нельзя останавливаться на достигнутом. Нельзя, решив, что наркотики остались позади, оставлять или ослабевать церковную жизнь. Это приведет к поблажкам себе, те, в свою очередь, к самоугождению, к оживлению страстей и далее вновь к грубым падениям.

В чем конкретно выражается благоугодная ревность? Человеку, возвратившемуся из реабилитационного центра, предстоит сохранить приобретенный уклад духовной жизни: регулярно исповедоваться и причащаться раз в три-четыре недели, посещать храм в воскресные и праздничные дни, совершать домашние утренние и вечерние молитвы, соблюдать посты. Необходимо одолеть грубые греховные привычки: курение, сквернословие, пристрастие к скверным зрелищам. Последующими шагами будут собственно христианские дела: святоотеческое чтение, изучение церковной службы, внимательная молитва. Человек, проявляющий заботу о своей душе, о своей жизни, поддерживает и сохраняет определенный Православием порядок жизни, а значит и свои новые отношения с Богом.

8. "Возвращение…". Путь восстановления в себе образа Божия проходит через всю жизнь, и наркомания - не последнее жизненное испытание, которое предстоит преодолеть.

Прийти в церковь недостаточно, необходимо удержаться в православной церковной системе жизни, занять активную позицию в церкви. Дальнейшему воцерковлению также способствуют:

- новые знания и впечатления о вере;

- паломнические поездки по святым местам;

- участие в жизни православных братств, возглавляемых священнослужителями при приходах и монастырях, занимающихся делами милосердия, миссионерским служением, организацией паломнических поездок, помощью в реабилитации наркозависимых;

- работа в храмах и монастырях по рекомендации духовника центра после завершения реабилитации.

Совершенство в духовной жизни не имеет границ. Христианам дана была заповедь: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48). Эта заповедь ясно указывает на бесконечность пути духовного развития, и каждая ступень на этом восхождении к Богу дарует ощущение радости, мира, любви и счастья. И к каждому человеку обращается Господь: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко" (Мф.11:28-30).

Пьянство корень всякого зла: дореволюционные русские антиалкогольные плакаты

Пьянство корень всякого зла: дореволюционные русские антиалкогольные плакаты

***

Читайте также по теме:

***

Психологическая помощь

Психология рассматривает наркоманию как своеобразную неупорядоченность личности и неприспособленность ее к окружающему миру. Поэтому, цель психологической помощи - изменение мировоззрения человека.

Главная задача, стоящая перед специалистами, работающими с наркозависимыми людьми, заключается в изменении мышления, поведения, самооценки у своих подопечных. У большинства людей, поступающих в центр, есть опыт отказа от наркотиков на время. Но перед человеком, проходящим реабилитацию, ставится другая задача - отказаться от наркотиков навсегда. Это значит, что человек должен научиться жить без наркотиков, сформировать к ним безразличное, равнодушное отношение. Поэтому формирование у человека убеждения, что наркотикам больше нет места в его жизни - основное направление начального этапа.

Работа с психологом предполагается индивидуальная и групповая и включает в себя:

- анализ отношений и окружения человека, т.е. выяснение причин, которые способствовали формированию наркотической зависимости;

- определение и уточнение жизненных целей и задач человека в будущем;

- раскрытие позитивных возможностей человека;

- проведение психологической диагностики и предоставление комплекса рекомендаций, соответствующих психологическому типу личности;

- анализ психологических аспектов трудовой и профессиональной реабилитации, психологическая поддержка при переквалификации;

- групповая психотерапия.

По шагам весь процесс оказания психологической помощи состоит из следующих ступеней:

1 ступень - изменение условий жизни. На этом этапе предполагается отказ от наркотиков, от прежнего окружения и поведения, т.е. отказ от прежнего образа жизни. Попадая в реабилитационный центр человек, оказывается, по сути, в "экологически чистой зоне" с точки зрения физического, душевного и духовного здоровья, где у него появляется возможность разобраться в себе и в своих отношениях с окружающим его миром. На период реабилитации, который длится от 3 до 6 месяцев, человек находится в изоляции и в безопасности от тех проблем, решить которые ему в одиночку, находясь в эпицентре проблем, не представлялось возможным. Зато у него появляется шанс воспользоваться теми видами помощи, которые оказываются в центре. Для психологов и социальных работников центра это время целенаправленного воздействия на личность. На первой ступени реабилитации для человека в значительной части функции внешнего контроля за поведением выполняет среда (по той причине, что сам он еще не умеет осуществлять полноценный контроль над своей жизнью): правила внутреннего распорядка и общежития, требования и рекомендации сотрудников центра.

2 ступень - психологическая поддержка. В это время продолжается духовная и психологическое взаимодействие с человеком, который уже имеет определенный опыт жизни без наркотиков в течение реабилитационного периода. Это взаимодействие оринтировано на самопознание, Богопознание, а, следовательно, продолжается работа по изменению мировоззрения и поведения человека, который учится жить в соответствии с новыми убеждениями. Этот период работы является продолжением предыдущего, но на более глубоком уровне.

3 ступень - психологическое сопровождение. Это время работы с психологом после прохождения реабилитации. Оптимальны встречи с периодичностью 1 раз в месяц в течение года.

Весь процесс реабилитации имеет цель научить человека жить без наркотиков, наполнять свою жизнь ценным, здоровым содержанием, уметь быть ответственным за свою собственную жизнь, стать самостоятельным, психологически зрелым человеком.

Социальная помощь

Те изменения, которые происходят с человеком в процессе реабилитации на духовном и психологическом уровне, являются лишь частью работы по изменению жизни человека в целом. Реально говорить о том, что человек, отказавшийся от употребления наркотиков, стал ответственным за свою трезвую и здоровую жизнь, можно лишь тогда, когда у него успешно складываются социальные и трудовые отношения, когда он способен решать вопросы профессионального самоопределения.

Поэтому социальная помощь рассматривается как создание таких условий реабилитации, в процессе которых человек имел возможность быть включенным в социальные отношения с другими людьми, приобрел собственный опыт трудовой деятельности для того, чтобы, вернувшись из реабилитационного центра в город, суметь состояться и утвердиться не только на индивидуальном, но и общественном уровне. Для выполнения этих условий в центре осуществляется следующее:

- ежедневно составляется план индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, которая включает хозяйственно-бытовые работы и обучение в производственных мастерских;

- ежедневно, в конце рабочего дня проводится подведение итогов, оценивается объем и качество выполненных заданий.

Такая организация реабилитации позволяет людям, находящимся в центре:

- освоить определенные социальные навыки и умения;

- научиться вкладывать свой труд не только в себя, но и в работу центра, что способствует осознанию своей роли как личности и как члена общества;

- поменять потребительскую позицию на созидательную (научиться не только брать, но и отдавать);

- увидеть результаты своего труда, своей квалификации и уровня умений, т.е. реально оценить свои возможности как работника;

- научиться решать текущие жизненные задачи самостоятельно или в коллективе;

- научиться организовывать свое время.

Молодым людям, успешно прошедшим реабилитацию оказывается следующая помощь:

1. Предоставляются рабочие места в реабилитационном центре.

2. Предоставляются рабочие места в различных организациях и предприятиях, по предварительной договоренности с их руководством. В центре организована учебно-производственная мастерская по изготовлению мягкой и корпусной мебели, иконостасов, рамок и других изделий. Наличие собственного производства и рабочих мест в центре позволяет человеку, проходящему реабилитацию освоить рабочую специальность. Социальная реабилитация - это выполнение на деле жизненной мудрости: "Дать человеку рыбу, значит накормить его один раз. Научить человека ловить рыбу, значит накормить его на всю жизнь". Делу жизни можно научиться, осваивая поначалу маленькие жизненные дела. Хотя бы и в реабилитационном центре.

Духовно-психологическая помощь семье

Наркомания - болезнь семейная. Семья участвует в возникновении болезни, а значит, может участвовать в исцелении, реабилитации. Семья - это не случайная группа людей, а самый важный союз людей в жизни. И все члены семьи в разной степени, но зависят друг от друга, все они созависимы. А в тех семьях, где существует проблема наркотической зависимости ребенка, созависимость становится болезнью родителей.

Священник и психолог, оказывая помощь родителям в таких семьях, решают те же задачи, что и при оказании помощи ребенку.

Помощь священника направлена на просвещение родителей учением Христовым, на указание путей спасения родителей и детей. Шаги этого пути - молитва, пост, добрые дела, искоренение пороков, воздержание от греховных дел и мыслей, покаяние, святое Причащение, постоянное внимание ко всему, что происходит в собственном внутреннем мире родителей. Родителям, которые ждут от своих детей духовного возрождения и исцеления, важно помнить, что этот же путь им придется идти и самим. Духовный рост родителей - это реальный вклад в спасение сына или дочери. Когда они найдут в себе силы победить собственные страсти, то только тогда они смогут дать очень ценный урок избавления от зависимости, спасения собственной жизни, своим детям, причем не на словах, а на деле.

Помощь психолога направлена на изменение мышления, отказ от прежних деструктивных отношений, моделей поведения, убеждений. Работа психолога проводится по следующим направлениям:

1. Предоставление родителям максимально объективной информации по проблемам наркотической зависимости и созависимости.

2. Психологическая коррекция, т.е. разработка и осуществление индивидуальных программ психологической помощи, ориентированных на изменения в семейных отношениях, учитывая особенности семьи.

Программа по преодолению созависимости является долгосрочной, поскольку глубинные корни проблемы могут уходить во времена рождения детей, семейных кризисов и даже в детство самих родителей. Психологическая помощь семье также ориентирована на:

1. Устранение тех признаков, по которым семья может считаться неблагополучной, и которые, прямо или скрыто, указывают на причины возникновения нарушений в семейных отношениях.

2. Выработку и реализацию правил, способствующих оздоровлению семейных отношений и нравственному возрождению семьи.

Дополнительная задача при работе с родителями заключается в следующем: случается, что ребенок отказывается от помощи, и у родителей из-за этого решения сына или дочери нарушаются все жизненные функции. И перед родителями встает конкретная задача - научится жить рядом с неблагополучным, больным членом семьи, адаптироваться в этой тяжелой ситуации, сохраняя при этом свою жизнь, свое здоровье, оставаться полноценным человеком, не "заражаясь" болезнью ребенка.

Говорят воспитанники Центра

В центре проходят реабилитацию ребята разного возраста. Общим для них является то, что к своей болезни они относятся, как к духовному недугу, врачевать который можно только лишь с Божией помощью.

А соответствующие условия для исцеления создают люди, работающие в центре. Это священники, социальные работники, психологи.

Константин, 18 лет. Реабилитация - это восстановление. Это когда человек может спокойно чувствовать себя там, где он уже не мог находиться безболезненно для себя и окружающих. Это анализ и осмысление своих поступков, своих мыслей. Это работа над собой, это обретение сил и: душевных, и физических. Человек должен поверить в себя и в свои силы. Он должен понимать, зачем и для кого он это делает. В первую очередь он это делает для себя. А после проведения работы над собой он должен поставить себе цели и задачи и стремиться к ним. Ведь если он ни к чему не стремится, это значит, что человека устраивает его сегодняшнее состояние. Я считаю, что все это должно происходить по собственной воле, и человек должен осознать это. К реабилитации нужно быть готовым, хотеть измениться внутренне и внешне, готовым сломать себя и отстроить себя заново, выбросив из себя плохие качества, желания и мысли. Научиться жить с мыслью о наркотиках, о том, что они существуют, но они тебе не нужны, и ты можешь спокойно прожить без них.

Центр нужен для того, чтобы изолировать человека от наркотиков и показать, что и без них можно прожить. Центр учит жить, жить самостоятельно, без родителей и не просто выжить, а двигаться самостоятельно. Центр помогает сделать эти первые, самые трудные шаги в жизнь. В нормальную жизнь без наркотиков. Я вижу задачи, стоящие передо мной. Я хочу изменить себя в хорошую сторону; научиться бороться с самим собой и своими желаниями; окрепнуть физически и духовно; обрести веру в себя, в людей, в Бога; стать самостоятельным, более дисциплинированным; можно жить рядом с наркотиками, не употребляя их, нормальной жизнью, не создавая себе и другим проблем, и решать их нормальными путями.

Игорь 22 года. Приехав на базу, я четко осознал для себя - почему и зачем я здесь. Каждый из тех, кто находится рядом со мной, озадачены тем же, и это радует, потому что находишь понимание. А это очень важно в нашей ситуации.

Немного о себе. Там, за пределами "Базы", я потерял самое необходимое для нашей мирской жизни - уважение, благосостояние, работу. А главное, я потерял веру в выздоровление от наркомании и других более страшных болезней. И я понимал своим притупленным от наркотиков рассудком, что рано или поздно потеряю самое главное, что есть у нас - жизнь. Понимая это, я брал в руки шприц с очередной дозой и продолжал колоть и колоть свою жизнь. Уезжая в больницу в очередной раз, я в глубине души надеялся на выздоровление, но этого не происходило. Вы спросите - почему? Я отвечу, ничего не утаивая, - для того, чтобы отойти от всего этого, очень важно иметь веру в выздоровление. Я думаю, что вера в Бога дается нам с рожденья, а мы, приобретая в жизни такой недуг, как наркомания, теряем ее. И потом не можем или не хотим ее вернуть и просто-напросто отходим в мир иной, не оставляя ничего после себя родным и близким, кроме сожаления в их душах.

Находясь здесь, на реабилитации, я с каждым днем с Божией помощью обретаю веру, и это главное для меня, а все остальное приложится. А здесь я постараюсь всеми оставшимися у меня силами восстановить здоровье - физическое и психологическое. И большую помощь я получаю от людей, которым не безразлична моя судьба и судьбы таких же погибших наркоманов. Но я и стараюсь не плошать, а иначе, без моих усилий, все труды и время, этих людей, окажутся потраченными впустую. И, конечно же, реабилитация необходима мне для того, чтобы научиться жить с тем недугом, который я приобрел в результате наркомании.

Так вера в Бога - единственное оружие, с помощью которого мы можем противостоять наркомании.

Максим, 20 лет. Я хочу написать это письмо тем, кто не знает от Кого и для чего нам дана жизнь. Я расскажу вам вкратце, как я пришел к вере. Я употреблял наркотики около двух лет, потом бросил, но ненадолго. У меня появилась другая страсть - алкоголь. И я уже ничего не мог с собой поделать, в конце концов, пришел к тому, что пил и кололся одновременно. И это вело меня к неминуемой гибели. Я уже не знал, что мне делать. Некоторые говорили, что наркомания - это неизлечимая болезнь. Какой врач будет делать операцию, не зная, что и где болит. Но оказалось, что такой Врач есть.

Раньше мне приходилось слышать о реабилитационном центре. Всерьез я это не воспринимал. Но с Божией помощью я оказался здесь. Тут меняется мировоззрение на весь окружающий мир. Здесь я нашел Врача, который был мне так нужен. Узнавая Православие, закрепляя его в себе, понимаешь, кто и с какой целью стоит за продажей алкоголя, наркотиков и тому подобными вещами. И тут перед человеком встает выбор, как жить дальше. Здесь поможет вера. Будем верить, и вера спасет.

Антон, 19 лет. Вера в Бога - это новый мир, который я открыл для себя, с помощью поста и молитвы. Моя главная задача - познать себя через Бога, научиться жить по заповедям Божьим.

Мои родители для меня многое значат в моей жизни. Они так мучались, уже было видно, что им хочется на все закрыть глаза, но что-то останавливало их. Я обязан своим родителям всем, что имею сейчас в своей душе, тем, что с Божией помощью родители привели меня в храм, откуда я прямиком направился в реабилитационный центр. В центре у меня началась новая жизнь. Прежняя жизнь была подобна смерти, это были наркотики. А вместе с ними я взвалил на себя тяжелую ношу грехов - ложь, воровство. Я был уже в пропасти (в аду).

Сейчас у меня совсем другая жизнь. Это скорее духовный мир, чем материальный. Я познакомился с новыми ребятами, у которых была такая же, как у меня проблема - наркотики. Всем здесь помогает вера, молитвы, исповедь, причастие, советы духовника, поездки на святые места. Все это и есть та новая нераскрытая жизнь настоящего христианина и путь ко спасению. Свою дальнейшую жизнь я планирую уже здесь, в центре. Обдумываю все правильные пути, по которым я буду жить в мирской жизни. Это смирение. Оно нужно в наше время, когда почти на каждом шагу нам приходится смиряться. Искушение и соблазн - главная проблема всех христиан. Я надеюсь, что после окончания реабилитации у меня будет совсем иная жизнь, буду стараться жить по заповедям Божиим, посещать Храм, причащаться. На все воля Божия. Не все потеряно, путь ко спасению есть!

Сергей, 21 год. Я считаю, что необходимо разделить понятия: реабилитации вообще и реабилитации в православном Центре. Раньше думал, что реабилитация - это условия для воздержания от наркотиков, и цель реабилитации - продлить ремиссию. Сейчас я понимаю, что это не так, хотя много людей придерживаются этой точки зрения. Я оценил ошибочность этой позиции, побывав в реабилитационном центре в Испании. Там я понял, что ремиссию можно продлевать сколь угодно долго, но это не решит проблемы, т.к. наркотик невозможно забыть. И действительно, подавляющее большинство ребят по выходе из испанского центра опять начинали колоться. Я был не исключением. И вот я в этом Центре. Пожалуй, только здесь я окончательно понял то, что для решения моей проблемы необходима работа над собой, а не продление периода воздержания от наркотиков. Обычно, чтобы человек бросил наркотики, на него влияют извне - семья, врачи, другие люди, которых напрягает семья. Но поскольку наркоману, по моему мнению, свойственно отталкивать все внешнее, то все эти усилия напрасны. Здесь же наркоману предлагают самому двигаться вперед. Очень важны и остальные факторы, такие как физический труд, оторванность от внешнего мира, коллектив, спорт и отдых. Самым же главным является Православие и вера данного, конкретного человека в Бога. Рассмотрим эти факторы по порядку.

Во-первых, труд. Я считаю, что трудотерапия в отношении наркомании очень эффективна, но только в том количестве, чтобы у человека оставалось время подумать, кто он такой, для чего родился, к чему стремится, что хочет получить от жизни, и т.д. Но не следует забывать, что полностью заменять реабилитацию трудотерапией нельзя. В центре можно научиться чему-то новому, что впоследствии обязательно пригодится. Кроме того, необходимо адаптироваться к новой реальности - реальности без наркотиков. Ведь очень часто человек, выписываясь из наркологического отделения, снова начинает колоться, т.к. он не знает, как жить в этой реальности. (Со мной так происходило раз 8-10).

Во-вторых, коллектив. Давно известно, что коллектив является великим воспитателем. Ведь в других людях как в зеркале отражаются все наши плохие и хорошие качества. И если что, ребята сразу отражают и помогают советом или делом. Наркоманы способны понять друг друга. Укажут на ошибки, не стесняясь, как мама или другие люди.

В-третьих, спорт. "В здоровом теле - здоровый дух" - известно давно. На базе есть возможность заниматься настольным теннисом, бодибилдингом зимой, а летом можно придумать кучу разных спортивных мероприятий. Кроме того, воздержание от алкоголя и наркотиков помогает телу прийти в норму - ведь у наркоманов столько болезней… И в пятых - отдых. Научиться отдыхать без наркотиков - тоже важная часть реабилитации.

А сейчас самое главное. Говорить я буду только о себе. По-моему, я начал употреблять наркотики вследствие душевной пустоты. Здесь же, проходя реабилитацию, я учусь заполнять пустоту верой в Бога, идти к вере способом, понятным только тебе. Раньше я верил в Бога неосознанно, зная только, что есть что-то "высшее". Я не знал практически Евангелие, не ходил в церковь. Здесь мне помогли понять и значение церкви, и значение Евангелия, и множество других вещей. Эти люди помогают мне разобраться во множестве вопросов. Для меня вера, я думаю, станет "костылем" для моей ущербной души, которой во всей моей жизни всегда чего-то недоставало. В заключение я хочу сказать, что пусть все перемены в моей жизни происходят не очень быстро, но я иду - и это главное.

Милосердие.Ru - 01.07.2004.

 

Коллаж - Павел Пономарев - Фестиваль социальной рекламы "Городская среда", г. Уфа - www.ufacity.info

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru