Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


На злобу дня (daily reflection) или красные флажки


Миссионерская курица

На прошедшем миссионерском съезде в секции "Методология уврачевания расколов, противодействие тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям" возвысили голоса сторонники "елейной" апологетики, которые напрочь отвергали открытое обличение сектантов, какое-либо законно допустимое ограничение их деятельности, а выступали только за "миссию" в среде сектантов, и признавали диспуты как единственно возможный способ противодействия сектам. Это была прежде всего последовательница православной полусекты (а может и секты?!) протоиерея Георгия Кочеткова преподаватель миссиологии Свято-Филаретовского православно-христистианского института Наталья Адаменко.

Во время полемики, кто-то в поддержку мнения Адаменко и в качестве примера отношения к сектантам привел пример, как протоиерей Олег Стеняев поделился своей курицей с неким адвентистом, который от этого пришел в удивление и умиление (принял ли он после этого Православие, сообщено не было, или я это упустил из виду).

Миссионерская курица

Надо сказать, никто из православных апологетов в адекватном уме не возражает против необходимости вести полемику с сектантом или иноверцем в духе любви и кротости: "Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15).

Но надо уточнить, что уважать надо человека, а не его убеждения и веру. Уважать веру и убеждения - это значит соглашаться с их правильностью, но именно они приведут его к погибели! Можно ли уважать веру наркомана, что наркотики являются для него благом?

Позволю привести слова иерея Даниила Сысоева: "…мы любим блудника, но ненавидим блуд, любим пьяницу и ненавидим пьянство, - точно также мы любим еретика и ненавидим ересь, любим язычника и ненавидим язычество, любим мусульманина, но ненавидим ислам".

К тому же то, что правильно и вполне искреннее сделал отец Олег, это не некая сверхдобродетель, которая должна быть присуща только апологетам, но и всем христианам. Мне известны случаи, когда, например, жили дружно и помогали друг другу семья православного апологета и баптистского пресвитера.

Итак, вернемся к съезду, поскольку для некоторых присутствовавших на секции слово "контрмиссия" (т.е. публичное обличение учений и практик сект) имело исключительно ругательный смысл, случай с курицей, съеденной адвентистом был высказан именно в этом контексте.

На вышеупомянутую реплику, молниеносно и остроумно отреагировал делегат из Пермской епархии Евгений Ошмарин:

- Допустим, я поделился с курицей с каким-либо сектантом, оставив без обеда свою семью... Но вот вопрос, кто из тысяч адептов этой секты по всей стране будет знать об этом акте моего милосердия и также проникнется любовью ко мне и Православию? И узнав о поделенной курице, оставит ли они свою секту, и прекратят ли совращать русских в свою секту? Нет, тысячи и тысячи людей будут продолжать попадать в эту секту, отвергаясь от истинной Христовой Церкви, не зная, что "церковь", членами которой они стали, приведет их к погибели...

***

Читайте статьи протоиерея Олега Стеняева:

***

В сборнике "Православная миссия сегодня", который распространили среди делегатов съезда в разделе "Стратегия современной миссии" (!) оказалась статья упомянутой Натальи Адаменко с заголовком "Миссия или контрмиссия?". Уже только заголовок свидетельствует, что автор и дилетант, и христианин с явно ложными установками относительно миссии.

"Миссия или контрмиссия?"… Спросите: "Вдох или выдох?", - и читатель поймет мое отношения к этой псевдоаналитической статье. Личная беседа, вразумление сектанта или иноверца, индивидуальное консультирование по выходу и диспут преследуют цель привести корректного человека из секты в лоно истинной Христовой Церкви. Публичные обличения учений и практик сект, их преступлений, а также лицемерной, а то и преступной жизни из руководителей ("Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви" (Рим.11:16) – в нашем случае это доказывает обратное: гнилой корень - поврежденные ветви), направлены на профилактику, на предотвращение попадания людей в ту или иную секту.

Цели и задачи у этих служений иные, скажу более – даже взаимоисключающие. Так, если на диспуте апологету приходиться в рамках определенной методологии ведения диспута быть предельно острожным в своих словах, максимально подстраиваясь к индивидуальности собеседника. То в случае с публичными обличениями заявления типа "представители данной новой религиозной организации исповедуют ересь арианства, антитринитаризма, монархианства и т.п.)", вызовут мягко сказать недоумение, однозначно непонимание у большинства слушателей, которые далеки от богословия. Тогда как слова "тоталитарная, деструктивная секта", и констатация фактов, что сын человека, объявившего себя богом, - наркоман и т.п. оказывают яркое впечатление и вразумление. Компромат? Да. Но это правда? Да. Почему же апологет не может этим воспользоваться?

И апостол Павел не был чужд цитированием компромата: "Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые"" (Тит.1:12).

***

Читайте также по теме:

***

Как и допустима адекватная ирония: "В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!" (3 Цар. 18:27).

Конечно, все это вызовет полное неприятие у самих сектантов, но ведь у этого метода цель не уменьшить количество сектантов в десять раз, а чтобы их не стало больше в десять раз.

Поэтому деление с заблудшими куриц (совместное таскание вязанок дров и т.п.) не должно становиться единственными методом противодействия лжеучениям. Хотя, впрочем, практику деления с сектантами ужина можно сделать обязательной.

В заключении, меня не может не радовать позиция протоиерея Олега Стеняева, который как мне кажется, отошел от крайности предпочтения диспута как единственной формы противодействия сектам с непременной критикой оппонентов. На обложке его новой книги "Школа диспута. Выпуск 1" (М.: Три сестры, 2010) читаю: "Миссия среди инаковерующих и миссия среди сомневающихся и неверующих имеет свои специфические особенности. Задача данной работы заключается в том, чтобы показать особенности работы с инаковерующими и ее отличие от профилактики этого же направления".

Вот именно, есть различия. И следует воздерживаться от критики людей, которые предпочтительны к тому или иному методу апологии. Церковь большая, и каждый ее член уникален, но в совокупности осуществляемое всеми служение получается всеобъемлющим.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви

"На злобу дня" - 20.11.2010.

 

 
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru