Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы Православия. Христианское благочестие. Жизнь во Христе


О критериях Православного Богословия

Прежде чем перейти к критическому анализу, остановимся на такой немаловажной проблеме как критерии богословия. Позволю себе начать с цитации на мой взгляд весьма глубокой и содержательной мысли архимандрита Софрония (Сахарова): "Церковь как хранительница полноты откровения, своими догматами не позволяет перейти установленные границы. Она удерживает ум человека как бы в тисках, от которых он не может высвободиться так легко. Для этого уму необходимо оставить всякое движение в плане мышления и подняться горе, ввысь, - в другую сферу" [1].

Далее, касаясь богословской науки как способа раскрытия догматических истин в формах доступных для человеческого разума, архимандрит Софроний замечает следующее: "Во все времена развитие богословской науки ставит перед собой, в сущности, единую задачу: сделать неизменные догматические истины доступными для человеческого разума, "переводя" их на язык, приспособленный к нуждам тех, для кого они предназначены. Но заметим ещё раз, вся "проблематика" отпадает сама собой, как только человек достигает непосредственного видения Бога" [2].

Итак, под богословием необходимо понимать способ и метод, с помощью которого Церковь Христова, прежде всего через её Святых Отцов и учителей, Духом Святым раскрывала догматические истины и формулировала их в доступных для человеческого понимания формулах. Святитель Григорий Палама, один из величайших отцов Церкви, подлинным богословием называет то, в основу которого полагается боговидение. Он не отвергает богословие в форме философии, т.е. доказательства и опровержения. Однако, это теоретическое богословие только тогда имеет верное содержание, когда со смирением следует Святым Отцам, опыту Церкви [3].

Поэтому совершенно справедливыми являются слова архиепископа Филарета (Гумилевского): "Язык догматики должен быть точный и ясный" [4]. Уклонение от ясности, которое свойственно современному богословию, является плодом не только отсутствия благочестивой жизни, но и потери доверия в источникам догматического богословия.

Итак, деятельность мысли человека в области веры ограничена догматами. Свободу мысли человек получает лишь тогда, когда сам человек, очистив ум и сердце многолетним подвигом восходит на вершину богозрения и боговидения. Лишь в этом состоянии человек получает от Бога особые благодатные дары рассуждения и познание истины, имеет умное духовное чувство [5], различать добро и зло [6], знать волю Божию [7] и богословствовать [8]. Это умное чувство истины можно рассматривать в качестве внутреннего непогрешимого интуитивново чувства, которое является принадлежностью исключительно лишь величайших строгих аскетов-подвижников.

Но поскольку такое благодатное состояние требует интенсивного подвига, и достигают его лишь небольшие единицы, то в большинстве случаев доступным остается лишь теоретическое богословие. Но именно оно также, как мы уже прежде говорили, должно двигаться в определенном русле, ключе.

И в данном случае непогрешимыми ориентирами для богословия являются постановления Вселенских соборов, ряда поместных соборов, принцип согласия Отцов Церкви (consensus patrum) по конкретным вероучительным истинам. К категории символических книг-текстов, которые в точности выражают православное вероучение необходимо отнести некоторые конкретные догматические послания Святых Отцов Церкви, которые внесены в деяния Вселенских соборов и рассматривались этими соборами в качестве меры православия. В области, например, христологии таковыми являются: послания свт. Кирилла Александрийского к Несторию, его 12 анафематизмов на Нестория и 12 глав на Феодорита Киррского, окружное послание свт. Льва папы Римского архиепископу Константинопольскому Флавиану. К категории выразителей священного предания относятся и решения Великих Константинопольских соборов XIV столетия в связи с паламитскими спорами, а также соборные определения соборов XVI и XVII веков по догматическим и каноническим вопросам. Выразителями православного вероучения являются и Символические книги XVII-XIX веков [9]. Относительно понятия догмат мы придерживаемся на наш взгляд совершенно точного высказывания профессора патрологии Императорской Казанской Академии А. Ф. Гусева, что догматом необходимо считать не только лишь решения Вселенских соборов, но и всё то, о чем имеются ясные единогласные свидетельства древних Отцов Церкви [10].

Здесь же заметим, что некоторые Вселенские соборы определили и круг Святых Отцов, учению которых следует Церковь.

На Пятом Вселенском Соборе было принято определение: "Итак, мы во всём следуем Святым Отцам и учителям Святой Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову и Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и мы принимаем всё, что они написали и изложили об истинной вере и об осуждении еретиков" [11].

Ошибочность позиции того или иного богослова может быть легко выявлена благодаря замечательной подсказке, которую дает "Православия святильник", "проповедник благодати" святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. Он в своем выдающемся труде "В защиту священнобезмолствующих" пишет: "Правомыслящим небезызвестно, что все святые – одни уста, движимые одним духом" [12]. Следовательно, позиция богослова, которая строится на необязательности для вероучения высказываний признанных святых Отцов, и если богослов преподносит учение Святых Отцов Церкви вроде мозайки частных мнений – то это верный признак неправомыслия и ошибочности взглядов богослова независимо от того заслуженный он профессор или нет.

Использованная литература и примечание

1. Сахаров Софроний, архимандрит. Единство Церкви по образу Святой Троицы // Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000, с. 63

2. Там же, с. 63.

3. См. Άρχιμανδρίτης Γεώργιος. Ó Άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς διδάσκαλος της θεώσεως. Εκδ. Ι. Μ. Οσιου Γρηγοριου. Αγιον Ορος. 2000, σελ. 54

4. Гумилевский Филарет, архиепископ. Православное догматическое богословие. Чернигов. 1865, с.15

5. См. прп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 26: 22. Сергиев-Посад, 1908, с. 179-180

6. См. прп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 26: 1, с. 175

7. См. прп. Иоанн Лествичник. Лествица

8. О даре богословия весьма подробно пишет блж. Диадох, епископ Фотикийский.

9. По поводу их вселенского авторитета смотрите также статью проф. Гусева А.Ф.

10. Гусев А.Ф. Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о filioque и пресуществлении. Православный собеседник.1903, ч.1, с. 94

11. Cм. Диспут с Пирром. прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М. 2004, с. 248

12. Палама Григорий, святитель. Триады в защиту священнобезмолствующих. М. Канон. 1995, с. 150. триада 2, 1

Сергий Троицкий, иеромонах,

 кандидат богословских наук
Православный апологет

 

 
Читайте другие публикации раздела "Христианское благочестие. Жизнь во Христе"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru