Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы Православия. Христианское благочестие. Жизнь во Христе


Собака-хананеянка и "собаки" приходские

"Ибо ради вас… имя Божие хулится у язычников"

Рим.2:24

 

Сколько уже сказано и написано о наглости, грубости и ревности не по разуму наших приходских бабушек. Говорили и писали об этом все – от патриарха  и архиереев до священников и рядовых мирян. Однако они как были, так и остались на многих приходах.

Женщина пришла прямо с работы на вечернюю службу, спешила изо всех сил, старясь не опоздать на богослужение. Да вот не задача,  ее рабочей  одеждой был удобный брючный костюм… Не успела она отдышаться, как одна из прихожанок накинулась на нее: "Зачем так вырядилась, разве должно так одеваться, идя в храм, уходи отсюда и больше так не приходи! Да, шарф, какой напялила яркий вместо платка!" И т.д. и т.п. От неожиданности и досады женщина разревелась…

***

Робко озираясь, девушка вошла в храм. Найдя свободное место, встала, пытаясь сосредоточиться и понять произносимые с клироса молитвы. "Чего тут встала! Это мужская половина! Иди, туда встань!"  - этот окрик, настолько ее ошеломил своей грубостью, что больше в этот храм, по ее словам, она не приходит.

***

Мне сетует пожилая женщина: "Что же творят эти церковные бабки?! Прямо на глазах у всех чуть ли не дерутся, и перепираются около подсвечников, кто из них свечки будет ставить! … Или вот. Как-то принесла на канун на помин съестного. Поставила… Так представляете, старуха, которая чуть ли на всех богослужениях присутствует и деньги собирает, грубо смела мой пакет со стола, пихнула мне его в руки: "Убери! Это с ранней Литургии, сейчас это уберут, тогда свое поставишь!!!".

Рассказчицы, описывая указанные случаи, особо отмечали шокирующую для них грубость и неадекватность, с которой все это им было сказано, точнее, приказано! И этого они ни как не ожидали в Божьем храме.

Знаете, где это все происходило? … В кафедральном соборе, куда приходит на архиерейские службы множество разных людей со всего города. Как в свое время пришел туда и я, не знавший, даже как нужно себя вести в храме. Какова была бы моя судьба, если около меня, оказалась вот такая ревностная самоуверенная в своей "непогрешимости" и "православности" старица?

Впрочем, эта проблема повсеместна.

Женщина в свое время приобрела деревянный нательный крест в одной московской церковной лавке, и все бы ничего, да имел он явно не каноническую православную форму, и пришла она с ним летом на богослужение. Естественно, хорошо видимый он тут же привлек внимание какой-то бдительной "православной". Та, вцепившись в бедолагу, злобно зашипела: "Ты чего надела на себя?! Это неправославный крест! Уходи отсюда, тебе нельзя в нем здесь находиться!". И ведь выгнала она растерявшуюся женщину, прямо с богослужения! Что в ее душе творилось, можно только представить…

Несколько лет назад на Рождество Христово, когда в Свято-Андреевский храм, да, как и везде, на богослужение собиралось очень много народа, особенно молодежи, и притом в подпитии; меня просто поразила одна старушка, вставшая наводить порядок на подсвечнике около иконы  апостола Андрея. И поразила она меня тем, как с каким спокойствием и добротой она учила ставить свечки пьяную молодежь: "Сынок, так вот нижний конец свечи оплавь и быстро ставь, да обязательно крестить. Нет, вот так… правильно крестить, да молись -  Господи, помилуй! Обязательно креститесь и всегда молитесь!". А этот "сынок" и лыко с трудом вяжет…

Не знаю, я бы с такой добротой не смог так вразумлять. Между тем, именно с возрастом приобретается мягкость и выдержанность в отношениях с людьми. Бабушки и дедушки практически не наказывают своих внуков физически, снисходительно терпя очень многое, хотя своих детей в свое время пороли нещадно. Так почему же в храме пожилые женщины, умудренные жизнью, озлобляются ради "защиты" внешних обрядов, забывают (или не знают?!) слова Господа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". (Ин.13:34-35)? Или замечательные слова апостола Петра: "Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца…" (1Пет.1:22).

"Собака" хананеянка

Грубость приходских "ревнителей" церковных обрядов - это только одна сторона медали. Особый разговор о несмиренной реакции людей, столкнувшихся с этим.

"…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час" (Мф.15:21-28).

Сколько у нас таких "псов", которые, получив крещение, затем годами не появляются в храмах, и только когда сваляться несчастья -  изобьют "хулиганы", "закусают блохи" и т.п., прибегают "откупится" без покаяния - "поставить свечку", чтобы Господь "насытился" ее пламенем, успокоился и прекратил нестроения? И вот на их пути к Богу встает ни огромный свирепый римлянин времен гонений с дыбой и мечом, ни следователь НКВД, а, как правило, маленькая, тщедушная бабуся, правда, кипящая от "праведного" гнева. И ведь постыдно смущаются, убегают прочь, озлобляются, проклинают Церковь, зарекаются больше туда не ходить, ибо якобы нет там, среди злых старух, Бога! Естественно о смирении евангельской идолопоклонницы и не мыслится! Вот, оказывается какая "крепкая" у некоторых обиженных вера – мыльный пузырь. Ткнули в него два грубых слова – и он лопнул… А если бы это были римские легионеры или атеисты-революционеры?!

Иногда дело доходит и до того, что некоторые после "ласковых" вразумлений наших "христианок" в отместку шли в секты, где их, конечно, окружали любовью и пониманием!

В духовном отношении христианство никогда не было беззубым, искушению нужно активно сопротивляться. Это, конечно, не значит, что грубиянке нужно треснуть по лбу. Решительно, тактично и главное нешумно ее нужно осадить, причем, в первую очередь, это должны те, кто стоит рядом.

Впрочем…

В одно из воскресений уже того Великого поста, после причастия я решил приложиться к иконе. И вот когда в душе был мир, и я был погружен во внутренние переживания от случившегося, с "неба" меня буквально сдернул поучительный возмущенный шепот: "Вы что делаете! Нельзя после причастия к иконам прикладываться!". Этого было настолько неожиданно, что я  растерялся, и хоть и отреагировал, но совершенно неадекватно. А что говорить, о невоцероковленных людях? Вот именно в таких ситуациях им нужна помощь в противлении таким приходским "ревнителям" Православия. Кстати, за меня тогда вступилась одна женщина, и мы ее вместе спросили: "С чего она взяла, что после причастия нельзя прикладываться к иконам, и это притом, что после все идут целовать крест?". Теперь уже сама она с испугом ответила: "В законе Божием читала!". Мы просим уточнить: "В каком Законе Божием?". "Читала, читала… я точно читала…" – и она быстро удалилась в сторону. Инцидент вроде бы был улажен, однако к душе подступило раздражение…

Первое, что сделал сам при первом участии в богослужении, так это, подойдя к лавке, спросил книги, как нужно правильно вести себя в храме, как молиться дома,  как должно вести христианскую жизнь, как готовиться к исповеди и Таинству Евхаристии. К любому сотовому телефону прилагается книжка иногда до ста страниц объема, и ведь читают все. Приняв же святое Крещение, не удосуживаются даже малую брошюрку прочитать, не говоря уже о постоянном чтении Нового Завета и книг святых отцов! И после обижаются, что им делают в храме замечания…

Каков поп, таков и приход

И все же главная ответственность за подобные инциденты лежит на священниках, на настоятелях. Каждый их них прекрасно знает постоянных пожилых активных прихожан. Почему бы ни собрать их после службы, и  наставить, как нужно вразумлять приходящих невоцероковленных людей и обдернуть грубиянок? Или даже дать особое послушание действительно мудрым прихожанкам, что бы только именно они могли заниматься обучением "захожан" и новичков элементарному поведению в храме. А сколько церковных суеверий с тщательностью сохраняют и распространяют именно пожилые прихожанки! Собственно именно они и являются главными носителями "бабьих басен" и суеверий. Многие ли священники сознательно искореняют через беседы подобное, а то знают ли вообще какие "традиции" существуют на приходе?

На одном приходе сформировался обычай, когда бабушки и обученная ими молодежь  после Причастия, запив Дары теплотой и вкусив просфору, клали прямо на поднос, где стояли чашки с теплотой и просфорами копеечные монеты… Такое "благочестие" дико в принципе по своей сути, но хуже того, от этого новоначальные интересовались, сколько нужно платить за Причастие… Эта "традиция" существовала на приходе не один год. После разговора с настоятелем и женщиной, разливавшей теплоту, за две недели это безболезненно исчезло.

***

Как-то настоятель храма преподобного Сергия в Бибирево (Московская епархия) иеромонах Сергий (Рыбко), имеющий церковную награду за успешную миссионерскую работу, повесил в храме объявление: "Не обращайте внимания на старых людей, которые прожили долгую и трудную жизнь, и часто бывают нездоровы". Он так это пояснил: "Старушки, как это часто бывает, нападали на молодых людей, приставали со своими указаниями, учили. И я повесил это объявление, чтобы на них не очень обращали внимание, потому что они никакого отношения к церкви не имеют и на самом деле, большей частью, они прожили долгую и трудную жизнь, и их психика поэтому не всегда здорова. А понятие о Православии у бывших комсомолок, которые в 70 лет начали ходить в церковь, весьма превратное. И поэтому я хотел, чтобы вопросы задавались священникам, а не бабушкам, которые сами порой мало что знают, но берутся всех подряд учить".

Думаю, что в большинстве случаев у нас можно обойтись без такой болезненной публичной критики.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 30.04.2008.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Христианское благочестие. Жизнь во Христе"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru