Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы Православия. Христианское благочестие. Жизнь во Христе


Всегда ли надо умереть, чтобы стать мучеником?

Всякий кто терпит скорби от мира сего ради верности Христу и Его заповедям - мученик. Мученик, несмотря на то, что не имеет порой той радости, с которой шли на смерть древние мученики, на то, что уныние, страх, сомнения на грани неверия - все это терзает нас ежечасно... У каждого человека - своя мера, у древних была своя - у нас своя.

Лики святых, разработанная градация типов святости... Когда у нас в храме принимают записки на молебен, работницы свечного ящика смотрят строго - чтобы, упаси Господи, ничего случайно не перепутать: преподобномученика не записать просто мучеником, мученика - страстотерпцем. Святые подчас видятся нам плоскими фигурками в святцах, держащими в руках атрибуты своего типа святости, все - на одно лицо, писанное строго по канону. Единственное, чем они отличаются - вот этими своими атрибутами, типами святости: мученик - одно, блаженный - другое, а святитель - вовсе третье. Есть даже некие клише, по которым, мнится нам, написаны канонические жития святых: мы уже знаем, что ежели это преподобный, то в детстве он, как положено, в среду и пяток материнскую грудь не брал и всегда избегал шумных игр, а мученику такие действия могут быть и не показаны, зато его непременно "строгают железами", и ему не больно, он в это время громко исповедует Христа (произнося порой проповеди, построенные по всем правилам апологетической гомилетики) перед непременно собравшейся вокруг него (на миру и смерть красна) затаенно внимающей аудиторией, которая, впечатлившись его стойкостью, вся отправится затем массово креститься...

Мы часто забываем простую, но важную вещь: прославление святых, внесение их в святцы и иконографические прориси - акт не более чем педагогический, "для примера". Учебник географии важен, он поможет правильно ориентироваться на планете - но сама-то планета Земля, с ее морями и материками, странами и народами, больше и сложнее, чем любой учебник. Изображение Христа на иконе напоминает о Христе - но Им Самим не является. Изображение на иконе человека - не стопроцентно тождественно самому реальному человеку.

Типы святости, их четкая градация - вещь достаточно условная. Ведь в каждом христианине, обычном грешном человеке, но живущем верою и любовью ко Христу, живущем в Его Церкви, есть в той или иной степени все типы святости сразу, по крайней мере долженствуют быть. Святители - так разве не все верные, народ священный, как называл христиан апостол, все собравшиеся на литургию, а не только священник, совершают таинство Евхаристии, разве не все мы обязаны проповедовать Царство Божие, пришедшее в силе, и Сына Божия, пришедшего во плоти, разве, если наши родные, домашние, дети слабы в вере, мы не обязаны быть для них пастырями добрыми, учить, наставлять и предстательствовать Богу за всех?

Преподобные - так разве подвиг поста, молитвы, борьбы с греховными страстями и демоническими силами, стоящими за ними, подвиг за свое подобие Христу, не обязателен для каждого из нас?

Юродивые - так разве тот, кто следует в жизни заповедям Христа, а не нормам и ценностям общества потребления, не юродивый для этого мира? И разве не все мы, в любом случае, мученики, свидетельствующие о Христе верой и терпением в скорбях и страданиях, на которые так щедр пронизанный злом и грехом мир? Откроем те страницы святцев, которые еще только-только вышли из-под пера истории, - мартиролог новомучеников и исповедников Российских...

Обычные люди, такие же, как мы с вами, не полубоги и даже не персонажи "Золотой легенды", из ран которых истекало млеко вместо крови... Да и не всегда это были телесные раны. Формально говоря, четвертак лагерей - не строгание железами, жизнь в лагере - все-таки жизнь.

И толпы, внимающей предсмертной проповеди мученика, часто не было - был следователь, равнодушный и к подследственному, и к его вере, неравнодушный только к выполнению плана по врагам народа, которого от него требует начальство. Безвестность, безымянные могилы, безымянные судьбы, далеко не все из которых были записаны даже и "на память птицам" шаламовским пером...

Мучения от мира сего, имеющие целью заставить человека отказаться от Христа, от Его правды и Его любви, от веры в Него, есть и сейчас. Они принимают совсем не такие формы, к каким привыкли читатели древних патериков. Внешне мир толерантен ко всем: веруй во что хочешь, посещай храм или бордель, носи на груди крест или татуировку, ходи крестным ходом или на гей-парад - полная свобода!.. Нет кесаря на троне, нет спекулатора с мечом - но это только внешне. Всякий кто терпит скорби от мира сего ради верности Христу и Его заповедям - мученик.

Мученик, несмотря на то что не имеет порой той радости, с которой шли на смерть древние мученики, на то, что уныние, страх, сомнения на грани неверия - все это терзает нас ежечасно... У каждого человека - своя мера, у древних была своя - у нас своя. Но, преодолевая собственные немощи в упорном желании как-нибудь, да не отступиться от Христа, не равный ли с древними подвиг мы совершаем?

Тысячи повседневных ситуаций. Отказаться делать аборт, хотя муж угрожает разводом.

Ухаживать за выжившей из ума престарелой капризной бабушкой, хотя вполне можно сдать ее в дом престарелых.

Не утопить котят, нагулянных кошкой, а взять на себя мороку их пристраивать.

Простить обидчика и забрать заявление на него из милиции, хотя по всем статьям его следует наказать.

Не пытаться поправить свой бизнес путем уничтожения конкурента, хотя такой поступок в наше время был бы признан естественным.

Будучи прикованным к постели, не поддаваться - изо дня в день - унынию и отчаянию, терпеть и не оставлять молитву. (Помню смерть одной инокини, прекрасной верующей женщины, известного всему городу педагога, которая в постриге-то побыла всего пару месяцев перед смертью...

В последние недели жизни она решила, что ей надо хоть немного потерпеть боль ради Христа и во искупление грехов ее прошлой мирской жизни, и отказалась от лекарств, принимая лишь святую воду, молитвой превозмогая страдания, неизбежные для раковых больных...

И те, кто это видел: друзья, дети, наши прихожане, - восприняли это именно как подвиг свидетельства о Христе...)

Невидимый, непонятный миру крест. Если этого ежедневного мученичества не видит мир, если после него сотни людей не обращаются, по примеру древних, в веру Христову - можно ли сказать, что такое мученичество "несчитово"?.. Да, этих мучеников вряд ли канонизируют, напишут их жития стилизованным под старину языком и изобразят на иконе, - но и этот крест терпения, скорбей и неудач во имя Христа есть крест мученичества. Эти прориси сделаны не черной краской на доске - ржавым гвоздем повседневности на измученных, но исполненных веры сердцах наших современников...

Пусть этого мученичества не заметят сонмы на площадях, но увидит всего один человек - муж, жена, ребенок, сосед, сослуживец, и пусть зрение этого свидетельства не даст мгновенного и, скажем современным посконным языком, "пиароемкого" плода, пусть зрящий не побежит сразу же креститься и не будет по дороге к храму вопить в голос о своем обращении, - но кто поручится, что этот плод веры, небольшой, но подлинный, не появится в нем через долгое время? И этого малого, но великого плода может ждать бесконечно Тот, у Которого тысяча лет - как один день, Кто смотрит в сердце и видит и пестует невидимое.

Тридцать восемь лет расслабленный
Жизни клейкая вода,
Суета людей и ангелов
У купели Вифезда.
Это золото терпения,
Сильным вам не оценить,
Хлеб святого невезения
Вам, зубастым, не вкусить.
Затолкали, не заметили -
Что ж, дорогу молодым!..
Неудачники, свидетели
О Христе пред веком сим.

Сергий Круглов, иерей

Православие и мир - 14.02.2011.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Христианское благочестие. Жизнь во Христе"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru