В "Крестах" до сих пор рассказывают историю про
раскаявшегося уголовника
Беседа с протоиереем Александром Григорьевым
Многие православные общины ведут
переписку с заключенными. В храм приходят самые разные
письма: и от "профессиональных" тюремных писарей, и
совсем краткие малограмотные послания. Отвечать на них
непросто. Ведь за помощью обращаются, с одной стороны,
люди несчастные, одинокие и больные, а с другой -
темные, преступные - и понять их благополучному человеку
сложно.
Настоятель храма святителя Николая
Чудотворца при Военно-медицинской академии в
Санкт-Петербурге протоиерей Александр Григорьев семь лет
прослужил в храме при СИЗО "Кресты", приходилось ему
окормлять и женскую колонию в Саблине. О своем
многолетнем опыте переписки с заключенными священник
рассказал порталу "Православие.Ru".
- Отец Александр, почему важна переписка
с заключенными?
- Потому что это преодолевает тот
антагонизм - оставшийся от советских времен, когда
преступников называли "врагами народа", - между
заключенными и законопослушными гражданами. Преступные
авторитеты внушают тем, кто впервые совершил
преступление, что они теперь навсегда заклеймены, что
общество их отвергло и они не смогут вернуться к
нормальной жизни, поэтому должны всю оставшуюся жизнь
подчиняться им - ворам в законе. Преступные сообщества
именно и поддерживаются этим антагонизмом, а переписка
помогает преодолеть такой барьер: мы убеждаем в письмах,
что если преступник покается и встанет на путь
исправления, то общество законопослушных граждан простит
его и примет в свои ряды.
- Много ли пишущих письма заключенных?
Как часто и о чем они пишут?
- На адрес нашего прихода пишут,
конечно, частенько. Есть и просьбы о материальной
помощи, и вопросы к священнику, и письма к потенциальным
невестам. Пишут не только те, у кого вера пробудилась
или раскаяние и "вечные" вопросы беспокоят. Пишут от
одиночества.
Я семь лет прослужил в петербургском
СИЗО "Кресты" и видел сам, что хотя в камерах
скученность бывает большая, но тем сильнее люди ощущают
там свое одиночество, особенно если попали сюда в первый
раз и еще не успели сродниться с преступным миром. Среди
преступников много выходцев из детдомов: две трети
детдомовцев становятся преступниками. Можно сказать, для
многих письма - это единственная возможность не потерять
хоть какую-то связь с нормальной жизнью. Любую
литературу или периодику в тюрьме будут читать от корки
до корки. И с письмами то же самое, поэтому ни одно из
них нельзя оставлять без ответа.
В настоящее время мы выпускаем для СИЗО
газету "Православные кресты", где разместили и адрес, на
который можно писать письма батюшке. Самые характерные
из них или их отрывки - без подписи, конечно, - мы
публиковали со своими комментариями и приглашали
читателей обсудить, выразить свое мнение. Газету можно
прочитать на сайте нашего храма.
- А какие письма самые характерные?
- Например: "Я не виноват, я попал в
плохую компанию, меня подставили, но я, будучи в
заключении, молюсь за своих врагов"; некоторые
приписывают, что "молятся еще и за все человечество и в
этом видят свою миссию". Мысли такие присущи очень
многим. Но ведь это прелесть; если все действительно
так, как описывают авторы писем, то получается, что 99
процентов людей в тюрьме считают себя чуть ли не святыми
мучениками. А если быть честным с самим собой, так ли
это? То есть хорошо, конечно, что ты молишься за своих
врагов, но если ты в своих грехах не имеешь раскаяния и
решимости исправиться, то снова можешь встать на
преступный путь.
Очень многие не могут справиться со
своим гневом - это действительно трудно. Составляют
планы мести, как граф Монте Кристо. Но даже если им и
кажется, что их наказание сверх меры, надо задуматься:
так ли это?
Храм святителя Николая Чудотворца при
Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге
Или, бывает, поссорился с сокамерником и
ненавидит его до такой степени, что готов убить; так
хоть в письме как-то выплеснет свои чувства, а то ведь и
вправду убить может. Начинаешь убеждать, что нельзя
настолько быть ослепленным ненавистью, каким бы негодяем
ни был твой враг. А потом сам удивляешься: приходит
ответ, что, мол, сам убедился, помирились, теперь
приятели…
Или еще бывает ложное покаяние,
продиктованное гордостью. "Я ни за что себя не прощу", -
бывало, кричит преступник и бьет себя кулаком в грудь. И
мало кто понимает, что исповедь дается, чтобы человек в
том числе примирился и с самим собой, для чего ему
необходимо примириться с Богом и с ближними.
- А что вы можете в ответ посоветовать,
когда человек не имеет еще веры и раскаяния?
- Все-таки в одиночку отвечать на такие
непростые вопросы, тем более мирянам, трудно. Наши
прихожане, переписывающиеся с заключенными, всегда
консультируются со священниками.
Надо простыми словами рассказать о вере,
о том, что именно неверие и нарушение заповедей Божиих
привело в тюрьму. А вера поможет перенести тяготы
заключения и, когда выйдешь на свободу, начать новую
жизнь.
Можно давать простые советы, не
углубляясь в философию: посоветовать прекратить
сквернословить, не слушать похабные истории, снять со
стен порнографические плакаты. Хорошо, чтобы они бросили
пить, употреблять наркотики, курить, начали читать
что-то простое о вере, что может совесть пробудить
(можно и прислать списки, что конкретно читать, или
цитаты из Евангелия выписать), посоветовать написать
начальству о желании участвовать в литургии.
Но главное - бросить дружить с
уголовниками, не жить по правилам, ими установленным. И
это самое трудное. Они привыкли жить во лжи, и им
труднее, чем благополучному среднестатистическому
человеку, искренне покаяться. Им говорят: "Не укради!",
а они в ответ: "Не пойман - не вор". Эта проблема очень
глубокая, ведь за долгие десятилетия жизни в
атеистическом обществе мы все привыкли жить во лжи.
- Письма, которые пишут заключенные, -
особое проявление блатной субкультуры или действительно
возможность утешения и исправления для преступников?
Встречается ли в них хоть слово правды?
- Конечно, субкультура "тюремных" людей
никуда не девалась с советского времени. И реалии нашей
жизни способствуют дальнейшему успешному существованию
этого сообщества, причем не только за решеткой.
Храм СИЗО "Кресты". Фото с официального сайта
Но для того чтобы помочь
подследственному или осужденному, не обязательно глубоко
и всесторонне понимать правила преступного мира и тем
более примерять их на себя. Скорее, нужно помочь
человеку узнать о нормальной жизни и постараться
следовать ее законам. Поэтому, мне кажется, не стоит
бояться быть обманутым, когда вступаешь в переписку с
заключенными. Тем более ведь никогда не знаешь, что на
самом деле у человека на душе и что случится с ним
дальше, как сложится его судьба.
Правда, часто приходится сталкиваться с
тем, что одинокие доверчивые верующие женщины принимают
за чистую монету заочные признания в любви. Я никогда не
благословлял такие отношения и тем более не советовал
вступать в брак. Любовь верной жены может исправить
преступника, и создание семьи является одним из условий
ресоциализации освободившихся заключенных. Но стоит
трезво поразмыслить и постараться не принимать желаемое
за действительное. Подумайте, чем в большинстве случаев
заканчиваются такие знакомства. Но многие одинокие
женщины, особенно в сельской местности, где мужского
населения из-за алкоголизма или других напастей почти не
осталось, слишком "зациклены" на проблемах личной жизни
и готовы ради их решения на все - поэтому они
оказываются обманутыми.
Известно, что много писем из тюрьмы
пишут "писари". И пишут так жалостливо, что ни одна
женщина не останется равнодушной. А еще есть
меркантильные интересы: многие заключенные благодаря
переписке получают по 30-40 посылок в месяц (при участии
сотрудников ФСИН, так как существует ограничение на
количество получаемых посылок…). Поэтому, если возникло
желание помочь заключенным материально, эффективнее
будет обратиться в храм при колонии или следственном
изоляторе и оказывать помощь деньгами или продуктами
централизованно через настоятелей этих храмов. Чтобы
узнать их адреса, можно обратиться в синодальный или
епархиальные отделы по тюремному служению, у них есть
вся информация и адреса.
- А лично заключенным ничего не
отправляете?
- Что-то самое необходимое, например
лук, чеснок, лимоны, чтобы поддержать витаминами.
Лекарства, если они не являются наркотиками. Также
духовную литературу, книги, газеты. Главное: нужно дать
развернутый ответ на каждый вопрос, на каждую мысль из
письма.
- Если пишут в храм письма, значит,
верой все-таки интересуются?
- Конечно, верующих людей среди
заключенных не очень много. Их и на свободе немного, а
тут меньше в разы. Хотя сегодня во многих следственных
изоляторах и колониях есть храмы, но службы там
совершаются, как правило, редко. Какое-либо постоянное
духовное окормление людей осуществлять очень трудно,
ведь для того, чтобы кто-то пришел к тебе на службу в
следственном изоляторе, он или его родственники должны
написать заявление следователю или судье и получить
разрешение. А если нет родственников? Или сам человек
ничего не знает о вере? Или священников, желающих
подвижнически служить в сложных условиях СИЗО или
колонии без какой-либо материальной поддержки, не
хватает?
Еще труднее приходится тем, кто
чувствует раскаяние и хочет порвать с преступной жизнью
и в письмах искренне спрашивает совета. А многие люди не
способны даже сформулировать свой вопрос, поэтому
обращаются к тем же "писарям". Потому нужно донести до
людей самые простые основы веры, например десять
заповедей, или истории из жизни рассказать про горькую
участь уголовников, средний возраст которых 30 лет. Я за
время служения в "Крестах" их слышал немало.
Бывает, что человек сам видит, что так,
как он жил, жить нельзя, так как этот образ жизни привел
его в тюрьму. А что дальше? Вокруг сокамерники сидят и
составляют подробные планы своих будущих преступлений,
которые они совершат, когда освободятся; в подробностях
обсуждают, как они будут пить-гулять на свободе. Бывает,
сидит человек несколько лет, и все это время занят
разработкой плана ограбления банка в подробностях - как
раз к освобождению все детали обдумать успевает. Почему
и случаются весьма успешные ограбления, так что и
преступников не удается найти.
- А были ли истории с хорошим концом,
когда кто-то все же сумел оставить преступный мир?
- Немного, но были. Иногда ко мне в храм
приходят те бывшие заключенные, кому удалось
воцерковиться. Их судьбы далеко не безоблачны. Но сам
факт существования таких людей немало укрепляет не
только меня, но и других тюремных священников. У меня
есть случай, когда бывший зек стал монахом. Еще один мой
прихожанин, отсидевший 13 лет, сейчас сам занимается
помощью заключенным и, кстати, переписку ведет.
Женщина-наркоманка, освободившись из колонии,
познакомилась на моем приходе со своим будущим мужем,
сейчас у них трое здоровых детей…
"Кресты". Вид с набережной Невы
А в "Крестах", например, до сих пор
рассказывают историю про раскаявшегося уголовника. Я был
ее свидетелем. Один питерский криминальный авторитет
смог порвать со своим прошлым, крестился, стал посещать
церковь. Известно, что из этого "бизнеса" так просто не
уходят - но ему удалось, он поселился в глуши в
маленьком монастыре, жил там трудником. Но прошлое дало
о себе знать: за какое-то былое правонарушение он попал
в СИЗО. Там он старался не возвращаться к греху,
заставил сокамерников, которые боялись его как
"авторитета", бросить курить и сквернословить, убрать со
стен порнографические плакаты, повесить иконы, молиться
и читать духовную литературу. Сотрудники ФСИН смекнули,
что дисциплина в отдельно взятой камере наладилась, и
через месяц перевели его в другую камеру, чтобы он и там
навел порядок. Так он сидел в изоляторе десять месяцев,
"исправив" насельников десяти разных камер…
Вообще, длинная переписка получается
далеко не всегда, чаще получаешь одно-два письма, а
потом человек пропадает. Поэтому я и говорю, что нельзя
их оставлять без ответа: может быть, это единственный
шанс для заключенного пообщаться с кем-то не из
преступного мира.
- Что в переписке вы считаете наиболее
трудным?
- Самым трудным является ответ на
вопрос, как заключенному начать новую жизнь по выходе из
тюрьмы. Конечно, советуем не пьянствовать, не
возвращаться в преступные сообщества, устроиться на
работу… А если человеку негде жить и на работу его не
берут? Этот вопрос хотелось бы задать и правительству:
без его решения навряд ли удастся сократить уровень
преступности, который у нас в десятки раз выше, чем в
странах, где всякому бездомному дадут социальное жилье и
пособие по безработице, на которое можно прожить.
В некоторых странах предоставляют жилье
и пособие беженцам. Пока не будет решена проблема
бомжей, уровень преступности будет высоким, так как
человек, оказавшийся без жилья и средств к
существованию, вынужден встать на путь добывания их
любыми возможными способами: воровством, грабежом,
разбоем. Думаю, дешевле было бы обеспечить всем
необходимым, а хорошо бы - и работой, всех бомжей и
бывших преступников, чем по совершении ими преступлений
ловить их, судить, сажать, содержать под стражей и кормить.
Беседовал Антон Леонтьев
Православие.Ru - 30.01.2012.
***
Связаться с приходом святителя Николая
Чудотворца при Военно-медицинской академии в
Санкт-Петербурге и с его настоятелем протоиереем
Александром Григорьевым можно по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева 37А. E-mail: o.alexandr@inbox.ru
***
Помогая заключенным, важно понимать, что тебя могут
использовать и обманывать, и не строить иллюзий
Из отзывов к приведенной статьи на Православие.Ru:
Алексей:
- Я сам бывший заключенный.Все что
написано во многом соответствует истине, проблема
одиночества, в этой системе очень отстоя, многое что
мешает исправлению, это видимая составляющая, зон и
тюрем, администрация во многом способствует дальнейшему
падению в пропасть, веры там действительно мало, причем
многие начинают задумываться о Боге именно там, но очень
сложно найти соответствующую литературу. При мне было
много случаев, ухода людей в Свидетели Иеговы ещё
какая-то секта "Оливковая ветвь", там почему-то было
довольно просто все у них, даже помню видео и
аудиозаписи с ихними проповедями. Просто я имею ввиду с
их литературой, у них все было в наличии. Я сам тогда
находился в состоянии озлобленности, на администрацию,
на людей, которых считал виновными, в том что меня
посадили. В том что сам виноват осознание пришло гораздо
позже, это пришло вместе с Верой в Бога и уже на
свободе. Многие действительно пишут женщинам морочат им
голову, о том что они сами хорошие не в чем не виновны,
Но есть и те кто осознают, всю неправильность своей
жизни. Просьба к женщинам будьте внимательны, так как
актеры там все, и театральная школа там лучшая в нашей
стране.
Светлана:
- Лучше не брать на себя личную
ответственность и советоваться с батюшкой, писать от
прихода. Женщины слишком эмоциональны и доверчивы.
В 2004 г. я познакомилась с одним
человеком на воле, а через 2 мес. он попал в СИЗО.
Накануне он предложил мне с ним жить, но я отказалась от
"сожительства", сказав, что я соглашусь только на офиц.
брак.
Год посвятила помощи. Письма писала, на
свидания ходила. Я жила в Москве, снимала жилье,
помогала сыну учиться в вузе. Самим было очень тяжело,
сидели полуголодные.
В результате очень действенной помощи
заключенному - писала письма по его просьбе прокурорам,
в суд и прочее - помогала не деньгами, а временем,
чувствами, что в итоге привело к тому, что я
разорилась,т.к. не могла работать. Зато этот друг даже
причастился. А потом оказалось, что не только меня он
так использовал. Обещал, кстати, компенсировать все мои
потери по выходу на волю. Прошло 8 лет. Время от времени
мы перекидываемся письмами по эл. почте. Каким этот
человек был, таким и остался. Даже спасибо не сказал. НЕ
отдал даже то, что я реально на него потратила (найм
адвоката). Хотя возможность была.
Почему общаюсь? Хочу посмотреть,
наказывает ли Бог предателей. Да и жалко - сколько
человек мог свершить, если бы исправился. Молюсь о нем,
хотя очень редко, чтобы снова не ранить свое сердце.
Всем, кто помогает, желаю ТРЕЗВОГО УМА. Помогать надо,
но не вкладывать в это всю свою душу. Хотя я так не
умею.
Наталья Николаевна:
- Я веду переписку с 4 женщинами из
колонии в Кировской области. Двое из них действительно
верующие и постоянно посещают храм в колонии. Письма
очень добрые и откровенные, но о своих поступках никто
не пишет, да это и ненужно. В нашем храме действует
группа поддержки заключенных, мы оказываем им и духовную
и небольшую материальную поддержку, особенно к
освобождению. Конечно, все не просто, но ведь они так
нуждаются в нашей поддержке.
Лидия:
- Я помогала одному мальчишке -
передачи, письма не для красы за себя, но потом резко
бросила. Когда стали приходить письма от его
сокармеников - у нас голяк, вы нам пришлите то-то и
то-то, а вот Санек такой-сякой. Испугалась. Себя
испугалась, что привяжусь к этому мальчишке, а муж тогда
уже стал роптать (я сидела в декретном, кормилец он
был), что надо больше своти детям помогать... а и своего
перевели во взрослую колонию....Кстати, когда сын был
виноват, его простили. Не виноват - осудили... и осудили
всю семью, в нашей стране так, лишают свободы и всех
прав. Ты ничего не имеешь - и даже потом, после отсидки,
клеймо на всю жизнь... это философия нашего общества,
выработанного в недалеком прошлом. Но почему я все время
помню о нем, том мальчишке из Уральска, почему до сих
пор ощущаю себя предателем? Может быть поэтому и не
складывается жизнь моих мальчишек, что я предала того?
Испугалась дальнейшей ответственности за его судьбу,
прикрывшись" да убоится жена мужа своего"?
|