Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы Православия. Христианское благочестие. Жизнь во Христе


Сезонное православие или дача vs храм

Куда исчезают их храмов православные после Великого поста? Начинается дачный сезон, и многие прихожане уезжают на дачи, в деревни и просто отдыхать. Священник Александр Ермолин о том, как сохранить веру и огород.

***

Вот и прошел Великий Пост, а следом за ним пролетела, как одно прекрасное мгновение, и Светлая седмица. Оба эти периода церковной жизни схожи тем, что в это время в храм приходит гораз до больше людей, чем обычно. В Пост, а особенно в последнюю его неделю, в храм приходят те "записные православные", которые обычно делают это раз в год. Все-таки совесть подсказывает, что хотя бы и редко, но надо бы причаститься и исповедоваться.

На Светлой состав уже другой – это уже в большинстве своем прихожане, а не "захожане". Эти люди пришли для того, чтобы поучаствовать в Таинстве Евхаристии, принять участие в крестном ходе и порадоваться Светлому Христову Воскресению. Потом Радоница (девятый день после Пасхи) с ее наплывом людей с записками и …все. Начинается тишина. Своего рода "духовный штиль". Людей в храме почти нет, количество причастников резко уменьшается. И это затишье продолжается где-то до Троицы…

В чем причина? Куда пропадают люди? Все очень просто. Начинается дачный сезон, и многие прихожане уезжают на дачи, в деревни и просто отдыхать. Вот об этом феномене "сезонного Православия" и предлагаю сегодня поговорить.

"На дворе июнь - на попа плюнь"

Народная поговорка

Две категории

И тут уместно разделить дачников на две категории. Первая - это те, кто уезжают на дачу или в деревню, но продолжают ходить в какой-то храм поблизости. Есть многие сельские храмы, в которых летом кипит жизнь, а зимой полная тишина и никого нет. Тут нет ничего плохого. Ведь человек не прекращает свою религиозную и, что очень важно, литургическую жизнь.

К этим же людям можно отнести и тех, кто живет целые сезоны на даче, но не имеет физического здоровья для того, чтобы куда-то ездить. Таких людей достаточно много. Родственники увозят их на дачу, и там они на свежем воздухе живут, работают. Многие из них регулярно читают утренние и вечерние молитвы, жития святых и в целом ведут христианский образ жизни. Но я не про них. Я про тех, кто имеет и силы, и здоровье.

Эти люди образуют вторую категорию. Категорию тех, кто уходит в аграрную жизнь, что называется, "с головой". Они не ходят ни в какой храм и ждут окончания аграрных работ для того, чтобы вновь вернуться в свой городской храм. При этом все остальное время многие из них являются ревностными прихожанами, строго соблюдают посты и регулярно ходят в храм.

И тут позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе солдата, который дает присягу. Присяга – вещь серьезная, она дается на всю жизнь. А теперь представьте себе солдата, который дает присягу с исключениями. Вот с мая по сентябрь я не служу Родине. Все остальное время - пожалуйста, готов. Причем готов служить со всей серьезностью, даже готов подвиги совершать. Но с мая по сентябрь никак. Понятно, что такой солдат может существовать только в нашей фантазии. Ну, или быть аналогией дачника, который забывает про храм на несколько месяцев подряд. "Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику" (2 Тим. 2:4) – говорит об этом Священное Писание.

***

***

Три "Но"

Представителям этой второй категории хотелось бы напомнить несколько важных вещей.

Во-первых, христианство немыслимо без Евхаристии, без Причащения Святых Христовых Тайн. А для этого необходимо участие в богослужении. Человек, который ради дачных забот отказывается от участия в главном Таинстве Церкви, на мой взгляд, прекрасно характеризуется словами из Апокалипсиса: "ты тепл, а не горяч и не холоден" (Откр. 3:16). О регулярном участии в Евхаристии говорят и канонические правила, предполагающие даже отлучение человека, не приступающего к Святой Чаше без уважительной причины продолжительное время.

Во-вторых, "...шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела" (Втор.5:13-14). Понятно, что для христиан самый главный день – это воскресение, и оно должно быть посвящено Богу. Поэтому в огромном количестве дачных дел нужно уметь "сделать паузу" и посвятить хотя бы один день Богу.

И, в-третьих. Далеко? Трудно? Да, бывает так, что далеко ехать до храма. Но, вместе с тем, надо помнить, что никто и не обещал, что будет легко. Апостолы три года ходили за Спасителем, пережили многое в этой непростой "дорожной жизни". Вспомним слова Петра: "вот, мы оставили все и последовали за Тобою" (Мф. 19:27). А что Господь говорит им в ответ? "Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат" (Мф. 19:29).

И еще одна прекрасная мысль из Нового Завета: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12). То есть христианину всегда нужно прилагать усилия. Ничего в этом мире, а уж тем более в мире духовном, не дается просто так. Для всего нужны усилия.

***

***

Ответ критикам

И сразу отвечу критикам. Всем тем, кто хочет сказать: "Легко ему рассуждать, а нам нужна картошка, морковка, лук, чеснок, продукты и т.д.". Все это нужно каждому человеку. Если есть такая возможность все это вырастить на даче и таким способом хотя бы немного сэкономить семейный бюджет, то это замечательно. Просто очень важно правильно расставлять приоритеты. Вспомните евангельское "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:21), и тогда все станет на свои места.

Александр Ермолин, иерей

Храм сошествия Святого Духа - 05.05.2018.

 

 
Читайте другие публикации раздела Христианское благочестие. Жизнь во Христе
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru