Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Литургика / Богослужение Великого поста


О Страстной седмице

Бедный наш народ! Бедный и материально, и духовно. Сколько сокровищ предлагает нам в эти дни Православная Церковь, но много ли людей приходит в храмы, чтобы насладиться ими, обогатиться духом, в Бога богатеть?

Снятие со Креста. Мозаика рядом с камнем помазания. Храм Воскресения Христова, Иерусалим

 

Снятие со Креста. Мозаика рядом с камнем помазания. Храм Воскресения Христова, Иерусалим

"Целомудрию Иосифа подражать будем, верные; познаем Почтившего разумом человеческое естество, проводя жизнь со всякой осторожностью, в деятельной добродетели" (Трипеснец на повечерии в Великий Понедельник).

В православных храмах проходят торжественные и умилительные службы, многократно читается Евангелие, поются дивные песнопения, призывающие нас задуматься о своем спасении. Бог близко к нам настолько, что каждый день Страстной седмицы мы сопереживаем последним дням Его земной жизни.

Что нужно в эти дни христианину? Смиренно прийти в храм и прославить Бога, страдающего ради нашего спасения. Поправить наш разум, пошатнувшийся от безумия этого мира, священными песнопениями и чтениями и утвердить нас в добродетельной жизни. Не только поверить, но и довериться Богу.

А мы?..

Мы иной раз кичимся своей принадлежностью к "народу-богоносцу", как некогда иудеи гордились принадлежностью к богоизбранному народу, а сами охотно доверяем свою жизнь не Богу, а суевериям и приметам.

Что толку, если мы, будучи русскими по рождению и православными по крещению, не живем церковной жизнью, а в трудных моментах своей жизни бежим к "бабкам" и "целительницам" и потворствуем самому грубому суеверию?

Мы часто задумываемся, почему за несколько лет после революции 1917 года Россия изменилась в прямо противоположную сторону и с ревностью стала уничтожать то, чему до этого с ревностью поклонялась? Ищут тут и заговор масонов и работу евреев, находят и массу других причин. Но ведь ответ так очевиден. Большинство русских, как тогда, до февральско-октябрьской смуты, так и сейчас, приняв крещение, так и не стали православными. И вместо того, чтобы извлечь пользу из этого страшного исторического урока и всемерно стремиться укреплять осмысленную веру, мы только ищем виноватых.

Ну, скажите, как может человек назвать себя православным, когда вместо или даже вместе с посещением храма в Великий Четверг, день святой и страшный, русские крестьяне "варили кисель (обычно овсяный), выносили его в миске на улицу и кричали: "Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овес, нашу рожь, а бей быльник да крапивник!" или: "Мороз, мороз, не морозь наш овес! Киселя поешь, нас потешь!"

В этот день хозяин перед восходом солнца выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше родился. В иных деревнях выходили взрослые мужчины и женщины и изображали пахоту, молотьбу, косьбу, даже разыгрывали сцены полевых работ в доме, полагая, что это скажется лучшим образом на самих работах и на урожае. Тверские мужики в Великий Четверг садились верхом на кочергу и трижды объезжали вокруг избы, огорода и поля, произнося при этом: "Крот, крот, не ходи в мой огород, в день чистого четверга вот тебе кочерга".

По отношению к домашнему скоту тоже проделывается целый комплекс действий. Мальчики с восходом солнца бегали с колокольчиками на шее вокруг деревни, "чтобы скотина прямо с пастбища ходила домой, а не плутала". На Пинежье в Великий Четверг хозяйка открывала трубу и кричала: "Пар Божья скотинка, коровушка Пестронюшка, в чистом поле – обед, дома – ночлег. Не ночуй на бору, ходи ко двору!"

Еще в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: в Великий Четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остается опрокинутым на колу в течение всего лета – он предохраняет кур от хищной птицы.

Чрезвычайно архаический обряд защиты дома и скотины совершали на рубеже XIX–XX столетий в глухих костромских деревнях. Здесь девушка "до солнца садилась на помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса, объезжала дом с постройками. Подъехав к окну, обращалась к матери: "Тетка Анна, скотина дома?" – "Дома!" Благословляла. И так три раза".

И всё это, и многое другое, подчас совсем непристойное, надо, согласно "народной мудрости", делать в самые страшные и величественные дни церковного года.

***

Читайте также по теме:

Богослужение Страстной седмицы:

***

Перечислять все эти суеверия можно долго и неприятно. В интернете они представлены широко. Такое ощущение, что большинство россиян и вправду думают, что можно быть православным, соблюдая лишь народные приметы.

Но что же на самом деле надо делать в Страстную седмицу? Ответ прост – идти в храм.

Страстною седмицей называется последняя перед Пасхою неделя Великого поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на Кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Согласно расхожему представлению, этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Но черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах "победили" белые облачения, а чёрные с конца XIX в. "ушли" в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

В первые три дня на утрени после шестопсалмия поется тропарь: "Се Жених грядет в полуноши"..., а после канона поется песнь: "Чертог Твой вижду, Спасе мой"... Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великий Четверг совершается торжественная литургия, за которой уместно причаститься всем христианам в память об установлении Таинства Евхаристии.

В Великую Пятницу во время вечерни (которая служится днем) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребения Его.

В Великую Субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

***

"Неисполнение добрых дел уподобляет нас смоковнице: уклонимся же от того, чтобы не иссохнуть, как некогда она, синагогу, одними листьями покрытую предначертавшая. Образ Владыки изображая, Иосиф в ров ввергается, родными продается, все терпит, славный, как поистине прообраз Христов" (Трипеснец на повечерии в Великий Понедельник).

Великий Понедельник посвящен воспоминанию евангельской истории об иссушении в этот день Иисусом бесплодной смоковницы, которая символизирует не приносящие духовных плодов души. Эпизод об иссохшей смоковнице знаменует и силу веры, и молитвы.

В богослужениях вспоминается также сын Иакова – Иосиф Прекрасный, который из зависти был продан своими братьями в египетское рабство, также как Иисус был предан и осужден на смерть из-за ненависти и зависти иудеев. Освобожденный из заточения Иосиф царствует над Египтом, также как восставший из гроба Иисус царствует над миром. В понедельник и среду Страстной недели можно есть только хлеб, овощи и фрукты (это называется сухоядение).

"Все ты услышала, душа, как Христос Божественным ученикам Своим провозглашал, о кончине мира говоря; ты же, познав (свой) конец, готовься впредь: время исхода пришло. Уразумела ты, бесплодная душа, пример лукавого раба; бойся и не пренебрегай дарованием, которое приняла не с тем, чтобы спрятать в землю, но чтобы торговлю вести. Да светлым будет светильник, да преизливается из него как некогда у дев разумных и елей – сострадание, чтобы обрести тебе, душа моя, тогда брачный чертог Христов отверстым" (Трипеснец на повечерии в Великий Вторник).

В Великий Вторник думают о Страшном Суде и воскресении мертвых, вспоминается обличение Христом фарисеев, которые за наружной набожностью скрывали холодность и бездушность.

Рассказывается также притча о 10 девах, которая призывает к духовному бодрствованию. В основе притчи лежит восточная традиция встречать с зажженными светильниками жениха и провожать в дом отца невесты. Она символизирует Второе Пришествие Христово в образе прихода жениха в дом. Пять мудрых дев заранее запаслись маслом для светильников, другие же, неразумные, поленились это сделать. Когда Сын Божий (Жених Небесный) пришел ночью, мудрые девы смогли его встретить и он забрал их с собой в Царство Небесное. Неразумные девы побежали покупать масло для ламп и в Царство не попали. Они напоминают нам о необходимости всегда быть готовыми к встрече с Господом, проявлять смелость и изобретательность на путях добра, не унывать.

Во вторник и четверг Страстной Недели разрешается есть горячую пищу без растительного масла.

"Ароматами я богата, добродетелями же скудна; что имею, Тебе приношу: дай мне Сам то, что имеешь, и отпусти мне и прости", – взывает блудница Христу. "О блаженные руки! О волосы и уста блудницы целомудренной (т.е. благоразумной)! Ими она возлила, Спаситель, миро на ноги Твои, отирая их и непрестанно лобзая" (Трипеснец на повечерии в Великую Среду).

Великая Среда – день предания на страдания Иисуса Христа. В Великую Среду сравниваются два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины и предателя Иуды, выбравшего духовную гибель.

По преданию, в этот день Иисус отдыхал в доме Симона прокаженного, здесь к нему пришла всеми презираемая жена-блудница, чтобы излить свою душу и раскаяться. Она омыла ноги Иисуса слезами и помазала его голову благоуханной миррой, тем самым приготовив его к погребению. В этот же день иудейские первосвященники собрались на совет и решили взять хитростью и убить Христа, а Иуда решается предать за 30 серебряников своего Учителя. Церковь сравнивает два поцелуя: раскаявшейся грешницы Марии и предателя Иуды.

***

"Горница устланая приняла Тебя, Творца, и в Твои тайны посвящаемых, и там Ты Пасху совершил, и там установил Свои Таинства; ибо там двумя посланными ныне Твоими учениками была Пасха приготовлена Тебе.

Замысел богоубийц с поведением сребролюбца сочетался: те к убийству вооружались, этот же к сребренникам устремлялся; и вот, удавление тогда покаянию предпочтя, он бедственно жизни лишился. Поцелуй твой обмана полон; как меч – твое "Радуйся", льстивый Иуда; твой язык произносит слова о единстве, ум же направляется к разделению: ибо предать беззаконникам Благодетеля ты замыслил коварно. Христос есть Пасха, великая и священная, съеденный как хлеб и заколотый как овца; Ибо Он Сам был вознесен за нас как Жертва. Его Тела благоговейно и Его Крови мы все таинственно причащаемся.

Христос устроил для мира пиршество, Он, Хлеб небесный и Божественный. Придите же, христолюбцы, бренными устами, но сердцами чистыми примем с верою ;жертву Пасхи, в нас священнодействуемую" (Трипеснец на повечерии в Великий Четверг).

Великий Четверг особенно выделяется в Страстной Неделе, в этот день вспоминаются следующие события из жизни Христа: омовения Иисусом ног учеников – знак смирения, Тайная вечеря – на ней было установлено Таинство Причащения (Евхаристия), молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды. По иудейской традиции в четверг отмечался первый день Пасхи – праздник избавления от египетского рабства. Под видом хлеба и вина ученикам преподается Тело и Кровь Иисуса, которые символизируют бескровную жертву, приобщение к Богу.

Ночь с четверга на пятницу считается самым страшным моментом церковной истории, так как Иисус Христос был осужден на смерть.

"Снова вы спите", – Христос ученикам возгласил, – "бодрствуйте, уже приблизился час, встаньте, идем друзья Мои: вот, предатель-ученик, имея с собою целый отряд, идет предать Меня человекоубийцам!". Беззаконники, крича еще громче Пилату: "Возьми, возьми, распни Христа!" – просили убить Его, как осужденного. Но не Он ли воскресил мертвых, прокаженных очистил, кровоточивую исцелил, расслабленных укрепил? Бичевание претерпев, Создатель мой, Ты и предан был ради меня на распятие, чтобы спасение мое посреди земли совершив, источить миру жизнь и драгоценною Твоею кровию бессмертие даровать поклоняющимся Тебе (Трипеснец на повечерии в Великий Пяток).

Страстная Пятница – самый скорбный день. Пятница – день воспоминания Спасительных Страстей (т.е. страданий) Господа.

В этот день Иисус был предан иудейским властям, совершил крестный ход на Голгофу, был распят и умер. В честь празднования иудейской Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника в надежде, что народ выберет Иисуса, но толпа остановила свой выбор на разбойнике.

В иудейской традиции в этот день приносили в жертву непорочного ягненка. Распятие Иисуса Христа символизирует заклание Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Также как и кости жертвенного ягненка не должны быть переломаны, Иисусу не перебили колени, что в те времена делали со всеми другими узниками.

В церквях в Страстную Пятницу прекращается колокольный звон, в этот день ничего не едят до второй половины дня – выноса плащаницы, что символизирует снятие Иисуса с Креста.

Церковь в этот день призывает задуматься, не похожи ли мы на тех, кто предал Иисуса, не ищем ли в окружающих "врагов" и "еретиков", не поступаем ли против совести, пытаясь добиться материальных благ.

Где, Сын Мой и Боже, благовестие давнее, которое возвещал Мне Гавриил? Царем и Сыном Бога Всевышнего он нарекал Тебя; ныне же вижу Тебя, Свет Мой сладкий, нагим и покрытым ранами мертвецом. Избавляя от муки, ныне возьми Меня с Собою, Сын Мой и Боже, да сойду и Я, Владыка, с Тобой во ад: не оставь Меня одну, ибо уже жить не могу, не видя Тебя, сладкого Моего Света. "Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое", – со слезами Пречистая взывала, – "воскресни и утоли Мою муку и печаль, ибо Ты можешь все, Владыка, и творишь, что хочешь, хотя и был погребен добровольно!". "Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыка: ибо желая спасти Твое создание, Ты принял смерть", – возгласила Пречистая, – "но Воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!" (Канон на повечерии в Великий Пяток).

В Великую Субботу вспоминают погребение Христа, сошествие Его в ад для возвещения победы над злом и освобождения душ верующих. Суббота – день покоя и ожидания. Священники переодеваются из темных, черных одежд, которые носят в течение всей Страстной недели, в белые, что символизирует победу добра над смертью, грехом и дьяволом.

***

Вот такое понимание и празднование Страстной Седмицы идет нам на пользу. Молитва в храме и достойное причащение и будет самым лучшим воспоминанием великих дней страданий Христовых.

Не будем же пытаться быть "своим" этому миру и вымаливать у него здоровье себе и своим детям. Назвавшись христианами, постараемся быть ими и иметь доверие Богу.

"Присоединившись к Господу, все претерпеть стремящемуся, готовы будем к глумлению над собой, к оплеванию, к осмеянию (и к унижению), чтобы с Его пречистым страданием вместе прославиться, верные" (канон на повечерии в Великий Понедельник).

"Мир – Церкви, народу Твоему – спасение даруй Твоим воскресением" (Статии Великой Субботы).

Силуан Туманов, игумен
Православный портал Приволжье - 21.04.2008.

 

 

Читайте другие публикации раздела "Литургика. Православное богослужение"

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru