Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Православные праздники / Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя - между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Благовещение, Преображение и Воскрешение прав. Лазаря. Синай. Икона, XII век

Благовещение, Преображение и Воскрешение прав. Лазаря. Синай. Икона, XII век

Благовещение, оборот иконы "Богоматерь Психосострия". Орхид,  XIV век

Благовещение, оборот иконы "Богоматерь Психосострия". Орхид,  XIV век

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1:26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: "Да будет мне по глаголу твоему". В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как "новая Ева" служит искуплению первородного греха "первой Евы", начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. "Днесь спасения нашего главизна" - поется в тропаре на Благовещение.

Благовещение с клеймами жития Богоматери. Икона, XVI век

Благовещение с клеймами жития Богоматери. Икона, XVI век

Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, около 1040 год

Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, около 1040 год

В апокрифах - так называемом "Протоевангелии Иакова" и "Евангелии псевдо-Матфея" ("Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя") повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Благовещение у кладезя. Роспись собора Рождества Богоматери. Авторы - Дионисий и сыновья, 1502 год

Благовещение у кладезя. Роспись собора Рождества Богоматери. Авторы - Дионисий и сыновья, 1502 год

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

***

Читайте также по теме:

***

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

Благовещение Богородице. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре, 1295 год

Благовещение Богородице. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре, 1295 год

На равеннском саркофаге V - VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

Благовещение Богородицы. Икона, последней трети XVII

Благовещение Богородицы. Икона, последней трети XVII

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы "Благовещения у источника (кладезя)", основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде "Евангелие в памятниках иконографии" называет такие изображения "Предблаговещением", поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший [1].  Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках - мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе - XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. Монастырь святой Екатерины, Синай, Икона XII век

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. Монастырь святой Екатерины, Синай, Икона XII век

Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Миниатюра Евангелия апракос. Вторая четверть XII века

Миниатюра Евангелия апракос. Вторая четверть XII века

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство [2]. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

Устюжское Благовещение, Новгородская икона, вторая четверть XII век

Устюжское Благовещение, Новгородская икона, вторая четверть XII век

В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью - велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется "Граде всех царя", "покрове, державо, стено и утешение" и "Царствия нерушимая стено" [3].

Пьетро Каваллини, Благовещение, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, Мозаика, 1291 год

Пьетро Каваллини, Благовещение, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, Мозаика, 1291 год

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как "одушевленный храм", где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария - он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского "вертограда заключенного" (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

Благовещение с вмч. Фёдором Тироном. Новгород,  Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. Икона, 2-я половина XIV века

Благовещение с вмч. Фёдором Тироном. Новгород,  Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. Икона, 2-я половина XIV века

В конце XIII - начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи - изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени [4]. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери.

Благовещение Богородицы. Музей Виктории и Альберта, Великобритания. Мозаичная икона,  1300-1325 года

Благовещение Богородицы. Музей Виктории и Альберта, Великобритания. Мозаичная икона,  1300-1325 года

На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как "Устюжское Благовещение" [5]. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря [6]. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: "Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем".

Благовещение Пресвятой Богородицы. Новгород. Икона, XVI век

Благовещение Пресвятой Богородицы. Новгород. Икона, XVI век

Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира - плоть Эммануила". Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Благовещение Богородицы. Иконописец  Иван Максимов. Икона, 1670

Благовещение Богородицы. Иконописец  Иван Максимов. Икона, 1670

Благовещение. Фреска православного храма на Кипр

Благовещение. Фреска православного храма на Кипр

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток "заключенных" дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах [7].

Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: "Вертеп, в нем же Христос хотя родитися".

Благовещение Богородицы. Фрагмент византийского Диптиха из слоновой кости, VI век

Благовещение Богородицы. Фрагмент византийского Диптиха из слоновой кости, VI век

Благовещение Богородицы. Автор - Николай Вердунский. Эмаль,  1181 год

Благовещение Богородицы. Автор - Николай Вердунский. Эмаль,  1181 год

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.

Светлана Липатова

Православие.Ru - 06.04.2006.

Использованная литература

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 108.

2. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001. С. 45.

3. Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 43.

4. Данилова И.Е. О византийской иконе XIV века "Благовещение" из ГМИИ им. А.С. Пушкина // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. С. 39.

5. См. подробное иконографическое исследование иконы: Щенникова Л.А. "Благовещение Устюжское" // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 246–263.

6. Православная энциклопедия. Т. 5. С. 268-269.

7. См. примеры, приведенные Н.А. Сперовским: Сперовский Н.А. Старинные русские иконостасы. Происхождение их и разбор иконографического содержания // Высокий русский иконостас. М., 2004. С. 44.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Православные христианские праздники"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru