Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Православный пост


Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности

Из материалов IV Всеправославного Совещания в Женеве 8-15 июля 1968 года...

Церковный пост

***

Документ "Согласование церковных правил о посте с требованиями современной жизни" составлен на основе доклада Сербской Церкви, отзывов на него Кипрской, Польской и Чехословацкой Церквей и мнений членов Комиссии.

В документе говорится, что пост является древнейшим обычаем, встречающимся почти у всех народов на протяжении истории. У некоторых народов был известен пост в знак печали или во время подготовления к большим религиозным праздникам. Как религиозно-мистическое законоположение, пост имел место в дохристианских религиях. Он считался не только средством очищения души, но применялся и в целях укрепления телесного здоровья, тем более, что жрецы некоторых религий, в Египте, например, одновременно были и врачами. Моисеев закон сначала налагал на иудеев только однодневный всенародный пост один раз в году (Лев. 16:29 и 31, ср. 23:27), но после Вавилонского плена дни поста у иудеев увеличились (Иоил. 2:15 и 17, ср. Иона 3:5-8 и др.). Во время поста иудеи совершали покаяние, уменьшали прием пищи и делали разные другие ограничения.

Во времена Иисуса Христа иудеи соблюдали посты, особенно фарисеи, которые постились по понедельникам и четвергам. Иисус Христос не упразднил поста, но освятил его, постившись Сам 40 дней в пустыне перед началом общественного служения (Мф. 4:1-2). Своим ученикам Иисус Христос дал заповедь, как подобает поститься (Мф. 6:16--18). Во многих местах Нового Завета пост рекомендуется как средство воздержания, духовного упражнения и покаяния (Деян. 9:9; 13:2; 14:23; 2 Кор. 7:5).

Поэтому пост существует изначала в христианской Церкви. Первые христиане постились по понедельникам и четвергам, затем - в среду и пятницу ("Дидахи", VIII, 1).

В вопросе поста в древней Церкви соблюдался дух свободы ("Дидахи" XII). Предпасхальный пост не был определен ни временем, ни способом: одни постились два дня, другие - 40 часов, третьи - еще иначе. И только в первой половине III века предпасхальный пост увеличился до недели.

По-разному понимался и проводился пост. Одни не употребляли пищи до вечера, другие постились по нескольку дней подряд. В некоторых церковных источниках можно найти сообщения о роде пищи в период поста. Св. Епифаний Кипрский († 403) говорит о сухоядении: хлеб, соль и вода (О вере, 22, 10). Апостольские постановления (IV в.) к сухоядению присоединяют овощи. Церковный историк Сократ (V в.) свидетельствует о различном понимании постной пищи, когда говорит, что в посту одни употребляли в пищу только сухой хлеб, другие - плоды и яйца, третьи присоединяли к этому и рыбу, а иные - и птицу.

Пост перед Пасхой с течением времени увеличивался.

Первый Вселенский Собор в 5-м правиле говорит о 40-дневном посте, хотя во многих местах он продолжался две или при недели или иное количество дней. Даже в более позднее время не было единообразия относительно сроков и способа проведения поста. С VII века в Православной Церкви, которая в основном придерживалась 7-недельного предпасхального поста, к этому была присоединена еще сырная седмица. Мало-помалу Церковь под влиянием монастырей выработала постановления о посте. По Студийскому Уставу предпасхальный пост предписывалось соблюдать с особой строгостью.

Рождественский пост и пост в честь святых апостолов - нынешний Петров пост - поначалу были малодневными, затем, по примеру предпасхального поста, были увеличены. Однако большая протяженность поста сохранилась только за Рождественским. Преп. Феюдор Студит (+ 826), говоря о посте, перечисляет предпасхальный, Рождественский, святых апостолов и впервые упоминает пост в честь и память Богородицы - нынешний Успенский пост.

Характерно, что все посты, кроме предпасхального, поначалу были обязательны для соблюдения в смысле продолжительности и способа пощения только для монахов. Затем обязательность поста была распространена и на немонахов - клириков и мирян.

Кроме упомянутых постов, Церкви были известны и другие. Так, в некоторых памятниках IX века упоминаются посты в праздник Воздвижения Креста, в канун Богоявления и другие. Итак, устав о посте в Церкви имел свою историю как в отношении способа пощения и рода постной пищи, так и относительно продолжительности. Наблюдалось постепенное увеличение количества постов и их продолжительности, главным образом под влиянием монастырских уставов.

Независимо от истории развития поста, от взгляда на него в разные времена пост для христиан является важным средством духовного упражнения.

Межправославная комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви констатировала, что многие верующие не соблюдают всех установлений о посте по условиям современной жизни. Это обязывает сделать пост таким, какой может выполняться современным человекам. Изменение действующих правил о посте на менее строгие и более короткие не противоречит принципу поста. Существовавшие в древней Церкви различия относительно продолжительности поста и рода пищи не ставили под сомнение спасение верующих. В "Дидахи" (VI, 1-3) христиане призываются возложить на себя пост, какой кто может понести: те, которые могут нести все бремя Господа, - пусть это делают и будут совершенными, но кто не может - пусть выполняет, что может.

Право изменения распоряжений о посте и их согласования с требованиями современной жизни принадлежит Святому и Великому Собору Православной Кафолической Церкви.

По вопросу о посте Межправославная комиссия предложила следующее:

1) Все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и желающим из священного клира и благочестивого народа.

2) Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте по причине условий жизни, климата, наличия постной пищи, а также с целью сохранения у народа Божия сознания священного установления поста и воздержания, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься как смягчение поста.

3) Соблюдать пост по средам и пятницам всего года, но с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней с праздниками Воздвижения Креста, Усекновения главы Иоанна Предтечи, кануном Богоявления, а также кроме сред и пятниц Святой четыредесятницы.

4) Оставить в силе распоряжения Устава о пище по средам и пятницам сплошных седмиц. Кроме того, разрешить употребление скоромной пищи во все среды и пятницы периода от Фоминой недели до Вознесения.

5) Сохранить продолжительность поста Святой четыредесятницы в существующем виде, согласно указаниям Устава и распоряжению относительно качества и рода пищи на первой и Страстной седмицах. В остальные дни поста - от второй седмицы до Недели ваий включительно - разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц (см. § 3).

6) Относительно Рождественского поста Комиссия предлагает два варианта:

а) или сократить его до 20 дней, начиная его на следующий день после дня памяти св. великомученицы Варвары (см. указания в Типиконе), и на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме пяти последних дней, или

б) оставить его 40-дневным и разрешить рыбу и растительное масло во все дни, кроме трех первых и трех последних дней, в которые соблюдать строгий пост.

7) Петров пост ограничить восемью днями перед праздником в честь апостолов Петра и Павла, когда между Неделей всех святых и этим праздником случится промежуток времени более восьми дней. На всем протяжении поста разрешить употребление рыбы и растительного масла.

8) Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, однако разрешить употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц.

9) Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, если они случатся в среду или пятницу.

Григорий Скобей

На пути к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви // ЖМП 1972, № 4

***

Пост есть сугубое воздержание христианина, простирающееся на душу и тело со всеми их силами и чувствами.

Пост, как имеющий Божественное установление (Мф. IV, 2; Мф. VI, 16, 18; IX, 14, 15, 17, 21; Лк. V, 35), всегда признавался в Церкви не обходимым для духовного совершенствования последователей Христовых. Так учили о значении поста св. Игнатий Богоносец, св. Ипполит, св. Амвросий Медиоланский, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, блаженный Иероним и др. О посте говорят правила Апостольские (64, 69).

Воздержание в пище, в количестве и в виде пищи,- это не цель, это только средство, одна сторона поста не главная; телесный пост без духовного совершенно недостаточен.

Об отношении Православной Церкви к дисциплине поста сказано в 69 Апостольском правиле: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или  диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен".

В толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет: "Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный перед Пасхой, ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и об них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то в пост святых Апостолов, Успения Святой Богородицы и Рождества Христова, не подвергаемся за сие стыду".

Здесь ясно показана разница между обязательным и допустимым. Соблюдение Великого поста, среды и пятницы имеет каноническое обоснование. Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику.

Православная Церковь в настоящее время имеет следующие посты:

I. Великий пост, состоящий из Св. Четыредесятницы и недели св. Страстей-48 дней.

II. Рождественский пост (Филиппов)-40 дней.

III. Петров пост (Апостольский)-от 10 дней до 40, в зависимости от времени празднования Пасхи.

IV. Успенский пост (Богородичный)-14 дней.

Кроме указанныхпостов имеются однодневные посты: среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошныхседмиц и Святок (от 25 декабря до 5 января); Крещенский сочельник; день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа) и день Воздвижения Креста Господня (14 сентября). В общей сложности из 365 дней года постныхдней бывает более половины. В 35_й главе Типикона понедельник приравни вается к постным дням, но мы понедельник не включаем в число общеобязательных постных дней года, так как об этом ничего не говорится в церковныхправилах.

Истинный и богоугодный пост должен быть соразмерен силам и возможностям христиан. 69 Апостольское правило разрешает послабление поста для больных. Святая Церковь всегда была рассудительна в вопросе о посте и не налагала бремени, которое было бы непосильно человеческому организму.

Постепенно различные постановления о постах, которые возникали с разной практикой в поместныхцерквах, стали общепринятыми сначала в монашеской жизни, а потом перешли в практику для всех членов Церкви.

В настоящее время поднимается вопрос о приведении церковной дисциплины о постахв соответствие с требованиями современности, так как многие члены Церкви не могут исполнять все установления о постах.

Рассматривая практику соблюдения постов в Церкви первыхвеков, мы считаем, что возвращение к прежней дисциплине соблюдения поста может удовлетворить требованиям современности.

При этом мы считаем нужным из общей массы верующих выделить монахов, обязанных придерживаться особой строгости жизни. Для монахов дисциплина о постах остается без изменения.

Для немонашествующихнужно оставить пост в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т. е. выделить особое значение Великого поста, а также среды и пятницы в отличие от другихпостов, которые должны быть ослаблены.

I. Великий пост

Это древний, общеобязательный и самый строгий пост. Великий пост должен быть сохранен по каноническому авторитету и значению в своей традиционной продолжительности.

Учитывая древнейшую практику, в субботу и в воскресенье, в течение всей Четыредесятницы, должно быть ослабление поста, согласно 64 Апостольскому правилу: "Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя только (Великой Субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен".

Страстная седмица должна сопровождаться строгим постом. От Пасхи до отдания праздника не должно быть поста в среду и пятницу. Также как и Святки, весь пасхальный период должен быть вне поста, согласно практике древней Церкви (см.: Пандекты Никона Черногорца, гл. 57).

II. Pождественский (Филиппов) пост

В древней Церкви он был известен как трехдневный пост перед великими праздниками Рождества Христова и Богоявления, потом, после отделения празднования Богоявления, рождественский пост был пятидневным, недельным, двухнедельным и даже сорокадневным [1]. Теперь Рождественский пост в монастыряхдолжен быть сохранен с прежней продолжительностью. Для немонашествующих- ослабленным с исключением поста в субботу и воскресенье, но с сохранением строгого поста в дни предпразднества (от 20 декабря до 25).

III. Апостольский (Петров) пост

Апостольские постановления точно обозначают семидневную продолжительность этого поста. По свидетельству Вальсамона, монахи этот пост содержали с недели ВсехСвятыхдо праздника св. апостолов Петра и Павла [2].

В настоящее время монахи должны сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его последнюю неделю.

IV. Успенский (Богородичен) пост

По свидетельству Никона Черногорца, некоторые христиане постились с 1 августа до праздника Успения, разрешая пост в праздник Преображения. По другим свидетельствам истории, Успенский пост начинался после Преображения.

Теперь Успенский пост должен быть сохранен с прежней продолжи тельностью, но с ослаблением в субботу и с отменой в воскресенье и в день Преображения Господня [3].

Великие и храмовые праздники (кроме Воздвижения Креста Господня) отменяют пост, если они по календарю выпадают в постные дни.

По установившейся практике считать возможным вкушение рыбы во все постные дни, кроме дней особо строгого поста.

Святая Церковь благословляет епископам по мере надобности ослаблять и регулировать телесное воздержание своихпасомыхв зависимости от необходимости и условий того или иного церковного округа.

Итак, учитывая требования современности, мы предлагаем приблизиться к практике, освященной древней Церковью. Это во многом облегчит пост и в то же время не нарушит церковныхотеческихпреданий.

Монахам же, добровольно избравшим постническое житие, и всем желающим членам св. Церкви-все посты оставляются в их традиционном виде. Св. Церковь похваляет их подвиг и ревность о спасении. Св.

Церковь одобряет благочестивое усердие техверныхчад своих, которые соблюдают особенно строгое воздержание в дни первой седмицы Великого поста, Крестопоклонной седмицы, ради поклонения Честному Кресту Христову и в дни спасительныхстрастей Господних.

При этом необходимо всем чадам Святой Церкви помнить наставление апостола Павла: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его" (Рим. 14:3).

Цитировано по:

Составитель протоиерей Владимир Сорокин.

Митрополит Никодим и всеправославное единство. – С.-Пб, 2008 - C. 152-156

 

Использованная литература

1 Мансветов И. О постах Православной Вост. Церкви. М., 1887. С. 4.

2 Мансветов И. Цит. соч. С. 59.

3 Мансветов И. Цит. соч. С. 84.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Пост и его необходимость для нашего спасения"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru