Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Экзегетика


Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет

Сложные моменты Богослужения объясняет переводчик и преподаватель ПСТГУ диакон Михаил Асмус

Посредине Всенощного бдения есть особый момент – начало утрени. В храме тушат все верхнее освещение и свечи. Горят только лампады перед иконами. Делается это ради сугубого внимания – читается Шестопсалмие.

Эта подборка из шести Псалмов (N 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.

Психология грешника

Лейтмотивом первого псалма Шестопсалмия (Пс. 3) выбран стих, через совершенно обыденный образ выражающий упование царя Давида на покровительство Божие в самые трудные минуты жизни:

Аз уснух и спах, востах, / яко Господь заступит мя.

"Я (смог) уснуть и поспать, (а затем) встать, / ибо (я уверен в том, что) Господь защитит меня".

Уверенность псалмопевца выражена еще в одной строке, в которой отразилась историческая реальность (псалом был сочинен во время бегства Давида из-за восстания его сына Авессалома):

Не убоюся от тем людей, / окрест нападающих на мя.

"Не испугаюсь тысяч людей, / со всех сторон нападающих на меня".

Но для укрепления своей веры Давид не забывает попросить Бога о помощи:

Воскресни, Господи!.. т. е. "Встань, Господи, (на мою защиту)!.."

Эти слова воспринимаются христианами как относящиеся к воскресению (оно же – "восстание из гроба", оно же – "пробуждение") Спасителя, благодаря которому мы, говоря словами поэта-царя, "не боимся… нападающих на нас", ибо Сам воскресший Господь всегда защищает нас.

Главная мысль второго псалма (Пс. 37) – его конечная покаянная молитва:

Не остави мене, Господи, / Боже мой, не отступи от мене. / Вонми в помощь мою, / Господи спасения моего.

Последняя фраза означает: "Поспеши на помощь мне, / Господи, Спасение мое!"

Этому молитвенному воплю предшествует подробное описание тех мучений, какие испытывает грешник, потерявший мир с Богом:

Несть исцеления плоти моей от лица гнева Твоего, / несть мира в костех моих от лица грех моих.

"Нет здоровья в теле моем из-за гнева Твоего, / нет мира в костях моих из-за грехов моих"

И в этом же ряду:

Пострадах и слякохся до конца, / весь день сетуя хождах.

"Я стал жалок и совсем поник, / целый день я ходил угрюмый".

Яко лядвия моя наполнишася поруганий.

"Ибо внутренности мои полны язв…" и т. д.

Обрисовал царь Давид и психологическую сторону этого состояния: друзья оставляют грешника в одиночестве, зато враги (понимай – и духи злобы), видя это, сразу активизируются:

И нуждахуся ищущии душу мою, / и ищущии злая мне глаголаху суетная, / и льстивным весь день поучахуся.

"Ищущие же жизни моей усиливались (одолевая меня), / и желающие мне зла произносили проклятия / и целый день упражнялись в кознях".

Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу:

Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.

"Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной".

Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом:

На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.

"В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться".

Гимн милосердию

Четвертый псалом (Пс. 87), сочиненный сыновьями Кореевыми, – это молитва об избавлении от гнева Божия, воспринимаемого человеком как состояние, близкое к смерти:

Привменен бых с низходящими в ров, / бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: / яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, / и тии от руки Твоея отриновени быша.

"Я был причислен к сходящим в могилу, / я стал, как человек, которому не поможешь, (как) лежащий среди мертвецов, / (и) как умершие от ран, лежащие во гробе, о которых Ты уже не помнишь / и которые отринуты от Твоей (защищающей) руки".

Но именно чувство богооставленности и вселяет надежду на избавление:

Еда мертвыми твориши чудеса? / Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? / Еда повесть кто во гробе милость Твою, / и истину Твою в погибели?

"Разве Ты будешь совершать чудо над мертвыми? / Разве смогут врачи возвратить человека к жизни и прославить Тебя? / Разве в могиле может быть поведана милость Твоя / и истина Твоя – в месте тления?"

На эти риторические вопросы сполна отвечает следующий псалом (Пс. 102), гимн милосердию Божию. Милости Божии верующим выражается в поистине космических масштабах:

Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

Иными словами – "насколько высоко небо над землей, настолько высока милость Господня по отношению к боящимся Его".

Последний псалом Шестопсалмия (Пс. 142) делится на две равные части. В первой изображается душевное смятение человека, подвергшегося преследованию врага (в том числе – и духовного):

Яко погна враг душу мою, / смирил есть в землю живот мой, / посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.

"Ибо враг стал преследовать душу мою, / втоптал в землю жизнь мою, / поместил меня в темноту, как давно умерших".

Вторая часть представляет собой усиленную молитву об избавлении:

…Изчезе дух мой; / не отврати лица Твоего от мене, / и уподоблюся низходящим в ров.

"…я совершенно пал духом; / не отвращайся от меня, / чтобы мне не уподобиться сходящим в могилу".

Для припевов выбраны две молитвенные просьбы. Первая – более беспомощная и смиренная:

Услыши мя, Господи, в правде Твое, / и не вниди в суд с рабом Твоим.

"Услышь меня, Господи, ради справедливости Твоей / и не судись с рабом Твоим".

Вторая – более уверенная и восторженная:

Дух Твой благий наставит мя на землю праву.

"Дух Твой благой да направит меня в землю праведности".

В контексте Новозаветного откровения последняя фраза пророчески предвозвещает сошествие на Апостолов и – через них – на всех христиан Святаго Духа, направляющего их жизнь к праведности. Эти же слова выбраны как прокимен праздника Пятидесятницы, в котором Благий Дух являет Себя как одно из трех лиц Единого Троического Бога, как невидимый, но всегда присутствующий Управитель бытия Церкви Христовой.

Михаил Асмус, диакон
Нескучный сад - 28.05.2008.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Экзегетика (толкование Святой Библии)"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru