Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Церковная история


Вдовицы церковные

Вдовицы церковные [греч. α χραι τς κκλησας], особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских Соборов. Последнее упоминание о В. ц. в канонах содержится в 40-м прав. Трулльского Собора (691-692). Это служение стоит в одном ряду с др., доступными для женщин-христианок – диакониссами и пресвитериссами (или пресвитеридами), 2 последних служения были высшими по отношению к В. ц., однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы В. ц. были степенью низших клириков или священнослужителей.

В приписываемом сщмч. Клименту Римскому соч. "Воспоминания" содержится утверждение, что чин вдовиц (ordo viduarum) установил ап. Петр (Clem. Recogn. VI 15).

Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: "Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак". Это апостольское указание воспроизводится в "Апостольских постановлениях" (Const. Apost. III 1-3). О В. ц. упоминают канонические правила: Карф. 38 (47); Вас. Вел. 18 и 24.

24-е прав. свт. Василия Великого проливает свет на статус В. ц. в Церкви: "Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. ...Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия". Из этого правила явствует, что вдова, посвященная в чин В. ц., не могла вступить во 2-й брак; если же она согрешала, то лишалась св. Причащения до тех пор, пока не очистится, не излечится от нечистой страсти. Это прещение, однако, не распространяется на пожелавшую выйти замуж вдову, посвященную в церковные вдовицы в возрасте до 60 лет, ибо такое посвящение совершено было вопреки указанию ап. Павла (1 Тим 5. 9-11). Это уже вина епископа, совершившего незаконное поставление. О необходимости 60-летнего возраста для вдовиц свт. Василий Великий говорит также в одном из своих писем (Basil. Magn. Ep. 199. 24). В беседах на 1 Тим свт. Иоанн Златоуст упоминает о "списке вдов" (κατλοϒος τν χηρν), из к-рого исключаются вдовы, предающиеся роскоши (Ioan. Chrysost. In 1 Tim 13. 4). В. ц., отмечает святитель, проводят жизнь в бедности (ν καμν πενας εσ), предпочитая лучше страдать от голода, чем роскошествовать, зарабатывая порочным путем (πσοι τν ν τατ τ λικίᾳ μαστροπο κα προαϒωϒο ϒινμενοι... κα τρφονται κα τρυφσιν) (In 1Cor 30. 4). Он подчеркивает необходимость тщательности при избрании в число вдовиц, указывает на многочисленные трудности, возникающие при попечении о них (De sacerd. 3. 12).

В 30-й беседе на 1 Кор свт. Иоанн Златоуст говорит о большом значении этого церковного установления, без к-рого, по его словам, не может быть совершенна полнота Церкви (τοτων νευ οκ ν παρτισθεη τ πλήρωμα τς ᾿Εκκλησας). Как члены Церкви (τ μλη τς ᾿Εκκλησας) вдовицы стоят в одном ряду с епископами, пресвитерами, диаконами, девами и воздержниками (σπερ ϒρ πισκπους κα πρεσβυτρους κα διακνους κα παρθνους κα ϒκρατευομνους ριθμ, τ μλη τς ᾿Εκκλησας καταλϒων, οτω κα χήρας). Святитель указывает также, что обычай заботиться о вдовицах берет свое начало от апостолов, к-рые приняли столь большое участие в их судьбе, что поручили заботу о них 7 диаконам (κα τοσατην ποιήσαντο περ τ πρϒμα σπουδν, ς κα διακνους ατας πιστσαι πτ) (Ioan. Chrysost. In 1Cor 30. 4).

"Апостольские постановления" указывают, что вдовицы занимают подчиненное положение не только по отношению к епископам, пресвитерам и диаконам, но также и к диакониссам (Const. Apost. III 15. 5). Они отличают вдовиц (χραι) от клириков (κληρικο), дев (παρθναι), но также и от мирян (λαϊκο) (Ibid. III 8. 1.). По свидетельству "Апостольских постановлений", при причислении к чину церковных вдовиц (τ χηρικν) рукоположение не совершается (ο χειροτονεται – Ibid. VIII 25).

В. ц. и диакониссы в Трулл. 40 упомянуты в одном ряду, поэтому сказанное о диакониссах в I Всел. 19 можно отнести и к В. ц.: "...они никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счисляемы быти с мирянами". Феодор IV Вальсамон в толковании на 24-е прав. свт. Василия Великого пишет о том, что В. ц. носили "мирское одеяние". В этом можно видеть еще один аргумент в пользу того положения, что В. ц. хотя и составляли определенный церковный чин, но при этом не принадлежали к числу клириков, подобно тому как не принадлежали к клирикам древние копиаты, или фоссоры (гробокопатели), не принадлежат к клиру и совр. пономари или певчие, хотя в отличие от совр. пономарей, алтарников и певчих В. ц. имели посвящение в свой чин.

В канонах нет обстоятельных описаний процедуры избрания и поставления в чин В. ц., но несомненно, что полномочия на такое избрание и поставление имели епископы. В. ц. содержались христ. общинами. Описывая совр. ему церковную жизнь, свт. Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от проч. прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы (μραν κα νκτα ψλλουσι κα πρεισιν), и заботятся об украшении церкви (κσμον παρχοντες μϒιστον) (Ioan. Chrysost. In 1Cor 30. 4). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. насельницы нек-рых жен. мон-рей и члены ряда сестричеств.

Владислав Цыпин, протоиерей,

Александр Пономарёв

Православие и мир -14.12.2009.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru