Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Атеизм


Любовь против троллинга: как верующему говорить с атеистом

Почему люди не находят ответов на вопросы о вере? Как христианину общаться с неверующим собеседником? Чем отвечать на оскорбления и троллинг? Об этом рассказала журналист, блогер и преподаватель Дарья Косинцева в докладе "Проблемы, риски и камни преткновения миссии в Интернете" на V Международной миссионерской конференции "Ставрос". Публикуем избранные фрагменты.

Восьмиклассники и советская пропаганда

Иногда со своими чудесными восьми- и девятиклассниками мне приходится на переменке общаться на смысложизненные темы. Среди них есть два ученика - они очень разные, но почему-то именно с ними в эту неделю мне случилось говорить о религии. Машенька - это такой типичный Божий одуванчик, отличница, и мы обсуждали какую-то поэзию; в частности, там была библейская тема. Машенька у меня спросила что-то о христианстве, и я говорю: "А что вы сами об этом думаете?" Этот Божий одуванчик мне ответил: "Ну, я считаю, что Христос - шизофреник и религия сегодня неактуальна".

Вторая история - с Сашей (имена изменены для конспирации). Это совсем другой типаж: двоечник, раздолбай. Я думала, что он вообще ничем не интересуется, пока не спросила, зачем он читает одну книжку. Он мне ответил, что там стебаются над религией и это ему очень нравится. Я тоже с ним побеседовала, и он выдал стандартный набор штампов по тем вопросам, которые его волнуют: всё те же жадные попы, религия создана для оболванивания народа, и прочее, и прочее. Но самое интересное - он рассказал, что у него есть верующая тётя, бывшая коммунистка, и он пытался с ней и с другими родственниками говорить, но не получалось по той простой причине, что разговор сразу переходил в конфликт. То есть этот мальчик не может в оффлайне, в общении с живыми людьми, найти себе слушателей, с которыми он мог бы поговорить.

И вот такие люди в поисках ответов идут в Интернет, где пространство общения максимально открыто и где со своими странными вопросами ты находишь людей, с которыми мог бы поговорить, своих единомышленников. Восьмиклассники Саша и Маша приходят туда и находят условного Руслана Соколовского, который говорит с ними на понятном языке, с удовольствием его слушают и безоговорочно верят.

Поэтому первая проблема, о которой мне кажется важным сказать, - это нынешний язык миссии. Не только в смысле стилистики, но и того, что касается донесения христианской идеи до неверующего большинства. Вы можете со мной не согласиться, но если в старших классах или на первом курсе университета спросить: "Кто из вас верует", - очень немногие окажутся в числе верующих. Изначально зачастую это не воинствующие атеисты, а просто люди, которые видят некоторые проблемы, вопросы, противоречия в истории Церкви и в её жизни, но со стороны Церкви часто нет широко распространяемого адекватного ответа на адекватном языке, который они могли бы услышать. Я не могу сказать, что его нет совершенно, но катастрофически мало по сравнения с тем запросом, который есть у людей. Людям сейчас бесконечно интересна эта тема, поэтому СМИ с удовольствием о ней пишут (в основном - негативно): они знают, что набегут интересующиеся, будут оставлять комментарии и репостить.

Мы должны понимать, что те, кто интересуется религией - в основном люди с очень слабым знанием предмета. Это "милые варвары": те вопросы, которые они задают, часто кажутся простыми, банальными, глупыми - настолько, что представляется, будто их можно задавать только агрессивно. Но во многом агрессия происходит потому, что как только ты погружаешься в тему, тебя сразу начинает уносить в "мир высокой духовности": так и хочется вещать, окормлять, учить. А у людей для начала очень простыезапросы, и на них часто нет ответа. Тот уровень атеизма, который сейчас чаще всего встречается в Сети - это уровень советской пропаганды, схоластика, абсолютные банальности, которые из года в год воспроизводят как новость.

Кажется, что в миссионерской деятельности Церкви есть два основных направления: борьба с сектами и внутренняя миссия, сплочение уже верующих православных людей. Но очень мало миссии (если я неправа, поправьте), направленной на обычных атеистов, более или менее равнодушных к Церкви, заинтересованных, но колеблющихся. У меня в университете была преподавательница древнерусской литературы: учёный она была замечательный, а преподаватель - так себе. Она вещала на своём языке о каких-то ужасно сложных и интересных для неё вещах, а мы сидели, слушали и ничего не понимали. Когда я смотрю православные сайты и паблики, я часто вижу язык, который совершенно непонятен внешнему человеку.

***

Читайте также по теме:

***

Почему Христос - не зомби

В СМИ и Интернете сегодня очень много негатива о Церкви. За пять лет, что я веду блог о христианстве, каких только гадостей мне не говорили! Поэтому те оскорбления, которые многим кажутся безумными, я воспринимаю уже спокойно. Негатив для меня - всегда повод для разговора. Когда ты отстранённо вещаешь о ценностях, о нравственности, никому это не интересно. Но когда появляется негативный инфоповод, всегда есть возможность высказать свою точку зрения.

"Уверение Фомы" (1600-1602). Художник Микеланджело Меризи да Караваджо

"Уверение Фомы" (1600-1602). Художник Микеланджело Меризи да Караваджо

Любую гадость можно обратить в свою пользу: даже бесконечно троллинговое и оскорбительное высказывание вроде "Христос - это зомби" может стать стартом для очень интересного диалога. Можно поговорить о смерти и жизни, о том, что Христос жив и после физической смерти, а многие люди мертвы и при жизни. Тема зомби очень популярна в массовой культуре, потому что отражает именно эту идею. Попытка нападок на тебя может всегда сыграть в плюс, если её правильно использовать. Ты можешь показать, что ты человек культурный, которого таким образом невозможно задеть.

Я читала статью об американском миссионере, история которой началась с того, как она, будучи лесбиянкой, опубликовала статью, что христиане - это всегда мракобесы, которые давят свободу. После этой статьи ей начали приходить письма, и она складывала их в две стопочки: в одну стопочку - негативные, а в другую - восторженные. И было одно письмо от пастора, которое она не смогла положить ни в какую стопку, потому что оно не было ни ругательным, ни хвалебным: человек приглашал её пообщаться за чаем. Эти беседы закончились тем, что она приняла христианство, вышла замуж и стала блогером совсем другой направленности.

Не враги, а братья и сёстры

В одной протестантской книжке говорится, что апостолы не очень хотели уходить из Иерусалима, со Святой Земли и идти проповедовать языческим варварам. Иногда у многих верующих, и у меня в том числе, возникает желание замкнуться в своём комфортном и уютном мирке, чувствуя себя особыми, духовными, а всех окружающих - людьми несколько второго сорта, дурачками, с которыми и говорить-то особенно не о чем. Думаю, что люди, у которых брат, сестра, жена, тёща или свекровь - атеисты, гораздо глубже понимают, что всё не так просто, что диалог с неверующими так или иначе приходится выстраивать. Мне кажется важным, общаясь в Интернете или давая какие-то комментарии, помнить, что атеисты, агностики, равнодушно или негативно настроенные к Церкви люди - тоже наши братья и сёстры. Воспринимать их не как врагов, а как будущих верующих, и относиться к ним соответствующе.

Общаться с хипстерами-атеистами не сложнее, чем с сектантами, а во многом гораздо проще. И делать это, на мой взгляд, очень важно.

Ответить или промолчать?

Любая площадка может служить для продуктивного диалога. Вопрос в том, что бесконечные дискуссии на десять страниц, как правило, контрпродуктивны и только отнимают силы. Часто верующие вовлекаются в эти дискуссии, начинают распаляться, показывать себя далеко не с лучшей стороны. Когда-то я очень много дискутировала в комментариях, сейчас практически ничего не комментирую. В моём паблике во "ВКонтакте" сейчас очень жёсткая политика модерации, и часто откровенно троллинговые комментарии удаляются - мне интересна именно содержательная дискуссия.

Нужно грамотно оценивать ситуацию общения. Если под какой-то статьёй вы видите негативные комментарии, вы можете сдержанно один-два раза ответить, по существу. Эти комментаторы не обратятся сразу - они будут усиленно защищать свою точку зрения. Здесь важно вовремя остановиться и почувствовать границы. Если вам есть, что сказать, и вы можете сказать это с любовью, почему бы не сказать? Вопрос, какое количество времени вы готовы на это потратить: к этому нужно относиться очень деликатно, чтобы не выгореть в бесконечных и бессмысленных спорах.

Могут общаться двое, а читать две тысячи человек, и важно не то, что вы докажете оппоненту, а то, как вы себя покажете для этих двух тысяч. Возможно, настоящая миссия происходит именно по отношению к ним, когда они видят с его стороны агрессию, раздражение и бескультурье, а с вашей - любовь, готовность к диалогу и высокий культурный уровень.

Дарья Косинцева

Татьянин день - 20.07.2017.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Атеизм. Христианская критика атеизма"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru