Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Апологетика - защита веры


Будет ли XXI век веком Православия?

Статья Бредли Нассифа "Будет ли XXI век веком Православия?" была опубликована в 29 января 2007 года в евангелистском журнале "Христианство сегодня" и, хотя и обращена к инославной аудитории, отражает те очевидные тенденции, которые нельзя не заметить в религиозной жизни современной Америки. Хотя Православие было принесено в Америку еще в 19 веке преподобным Германом Аляскинским, несколько столетий знали о нем немногие. И вот сегодня – все больше и больше американцев открывают для себя православие и с радостью принимают его.

***

Бредли Нассиф, американец родом из Ливана, принадлежит к антиохийской Православной Церкви. В США он учился у протоиерея Иоанна Мейендорфа и многие годы посвятил тому, чтобы познакомить с православием североамериканских неопротестантовОб авторе: Бредли Нассиф, американец родом из Ливана, принадлежит к Антиохийской Православной Церкви. В США он учился у протоиерея Иоанна Мейендорфа и многие годы посвятил тому, чтобы познакомить с православием североамериканских неопротестантов.

***

Ярослав Пеликан, покойный профессор Йельского Университета писал о христианстве так, как никто в ХХ веке не пытался. После того, как фактически в течение всей жизни Ярослав Пеликан изучал историю религий, он – лютеранин – за несколько лет до смерти принял Православие. Ярослав умер в мае прошлого года в возрасте 82 лет.

Пеликан – это только один человек из огромного количества людей, принимающих сегодня Православие. Интересно, будет ли XXI век – веком Православия? Но я хотел бы предложить богословское объяснение тому, почему я думаю, что в XXI веке еще больше евангелистов перейдут в Православие.

Возрождение Православия

Ученые определяют Православное Священное Предание как богословское единство первых 500–1000 лет христианской истории (существуют определенные разногласия в установлении точной датировки)

Это единство включается в себя единство в вопросах Символа веры, соборов, отцов, молитвы и духовной жизни. Среди ключевых имен и слов: Никейский символ веры, Халкидонский собор. Отцы-каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов. Григорий Нисский), духовные творения монахов таких, как Антоний Великий и ряд библейских толкований и пастырских трудов.

В течение последних 20 лет многие ученые и богословы открыли для себя творческую значимость христианского Востока, с его приверженностью авторитетам первых 500 лет христианства. Одно из недавних свидетельств интереса евангелистов к Православию – это книга Томаса Одена "Возрождение Православия: Знаки новой жизни в христианстве"". Объединяя под одним названием католиков, протестантов и православных, почитающих традиции 500 первых лет христианства, Оден выделяет 6 уровней, показывающих пробуждение духа Православия в XXI веке. Эти слои включают следующее.

Свидетельства современников об обращении: жизни обычных христиан и известнейших ученых, чьи жизни кардинально изменило обращение к классической богословской традиции. Сред них Ярослав Пеликан и Ричард Суинборн, принявшие Православие и Роберт Уикен и Ричард Нейхаус, ставшие католиками.

Духовная интерпретация религиозного опыта. Аскетический опыт святых отцов получает в наши дни намного больше внимания, чем когда–либо в прошлом веке. Их труды вновь становятся основой толкования Священного Писания, о чем свидетельствует возрастающее число переводов древних книг и толкований.

Многокультурная природа Православия

Ни один мультикультурализм не сравнится по глубине и богатству и многокультурностью античности. Многокультурное богатство ранней Церкви в наши дни становится все более очевидным.

Твердые границы веры

После десятилетий некритической вседозволенности в церкви, мы становимся свидетелями того, как с новой силой и мощью вырисовываются границы в вопросах веры. Тысячи верных вновь вместе учатся тому, как сказать "нет" ереси и сказать уверенное "да" классической правде Православия.

Возвращение к общим корням

Проблема традиционного восприятия протестантами Священного Предания заключается в том, что между тем, как обращаются к  Преданию протестанты и отношением к нему православных существуют значительные расхождения.

Для большинства протестантов Предание представляет собой своего рода библиотеку, где можно найти книгу, которая в данный момент наиболее необходима. Можно выкинуть из этой библиотеки книги, которые кажутся устаревшими, и выбрать другие, ценность которых проверена временем.

 

Так что же заставляет меня думать, что возобновление интереса к Священному Преданию может вести к присоединению всё большего количества христиан к восточной ветви – Православию, или, по крайней мере, принятию христианами протестантских деноминаций православного видения многих вопросов? Проще говоря, я думаю, что все больше и больше людей увидят живую связь между основными течениями и проблемами, которыми жила Христианская древность и основой Восточной Православной Церкви, откуда эти течения и взяли свое начало.

Православная Церковь сохранила преемственность по отношению к древней церкви, что особенно заметно в двух аспектах, которые как раз и вызывают наибольший интерес у растущего числа христиан.

Писание

Несомненно, что Богодухновенность Писания – это основа для Церковного учения. Предание только охраняет и корректирует само себя, опираясь на подлинность того, о чем говорит Библия. Но Церковь первых веков христианства (как Западная, так и Восточная) отобрала тексты, которые должны были войти в канон Священного Писания, основываясь на подлинности их происхождения от св. апостолов и на всеобщем принятии текстов христианской общиной. Наверное, правильнее будет сказать, что канон Священного Писания был не просто установлен самими верующими – это было сделано ими под водительством Святого Духа. Тем не менее, канон был сформирован внутри самой первохристианской общины ее непосредственными членами. Писание никогда не было чем-то внешним по отношению к общине. Это означает, что Святой Дух пребывал в Церкви и в ее священных текстах. Таким образом, Церковь служила своеобразным связующим звеном, которое свидетельствовало о действии Бога внутри нее.

Поэтому, независимо от того, признают ли евангелисты это или нет, каждый раз, когда они берут в руки Библию, они выражают свое доверие суждению Церкви, которое было вынесено ею по важнейшему вопросу о каноничности.

Я верю, что все больше людей, увлеченных историей ранней Церкви, увидят, что Святой Дух, Священное Писание, Предание и реальные, исторически сложившиеся церкви были неразрывно связаны, тогда и сейчас.

Историческая непрерывность

Мне кажется, что чем больше евангелисты будут погружаться в историю Церкви, тем реже они станут относить понятие "ортодоксия" к первым пяти столетиям или первому тысячелетию христианства. Постепенно они смогут воспринять всю историю христианства в целом, а не только те ее фрагменты, которые нравятся лично им. Они обнаружат, что истинное христианство во всей полноте не исчезло из церкви в определенный момент истории, а продолжает жить в "сознании Церкви", как об этом писал Георгий Флоровский, а Иоанн Мейендорф называл это "живой традицией". Евангелисты увидят, что богословская и институциональная история Священного Предания напрямую связана с Великой Церковью, а именно с современными Православными Церквами Востока и Греции, России и Восточной Европы, а также их ветвями на Западе.  

Разумеется, вера в истинность Священного Предания, а не просто "организационное преемство" имеет наибольшую важность. Моя точка зрения состоит в том, что те, кому дорога исконная вера, постепенно будут объединяться с Православной Церковью, в которой Священное Предание сохраняется как живая традиция. Я не настаиваю на том, что Священное  Предание является исключительной собственностью Восточной Православной Церкви. Это не так. Древние отцы Церкви, аскеты, догматы, живопись, музыка, духовный опыт это наследие в равной степени всех христиан – католиков, православных, протестантов. Для православного романтизма и триумфализма здесь нет места. Всех христиан объединяет общее наследие. Но немного найдется историков, готовых поспорить с тем, что в сравнении с 20 000 протестантских деноминаций, именно Православная Церковь сохранила Священное Предание во всей полноте.

В то же время, у меня есть основание предполагать, что возрождение интереса к Священному Преданию может в свою очередь косвенно повлиять на Православие, привнеся в него что – то. Евангелисты понемногу оказывают влияние на наших прихожан – открывая для них актуальность наследия Христианского Востока и описывая его гораздо более ярко и привлекательно, чем мы, уже привыкшие к этом, делаем это сами. 

Несомненно, что великое множество людей переживает расцвет духовной жизни, становясь частью живого православного сообщества верующих. Однако, по-прежнему существует необходимость для Православия начать настойчивую внутреннюю проповедь за духовное обновление и возвращение ко Христу. Из личного опыта мне известно, что можно быть "верующим, но потерянным". Во почему всем нам, православным прихожанам, необходимо поставить Евангелие в центр нашей жизни. Мы должны вновь и вновь открывать для себя личностное присутствие Бога в ежедневной жизни Церкви. Это естественным образом к возрождению Православия и расцвету самой Церкви.

Конечно, эти предсказания носят спекулятивный характер. Возможно, им не суждено сбыться так, как я на это надеюсь. Однако, я вижу признаки того, что XXI век может действительно стать веком Православия.

перевод Ирины Прохоровой

Православие и мир - 29.01.2007.

***

Читайте также по теме:

Из протестантов в Православие - выступления в Томске бывших неопротестантов, а ныне православных священников Олега Зырянова, Игоря Зырянова и Максима Гаськова. Предлагаем Вашему вниманию материалы их выступлений, уникальность которых состоит в том, что это не просто взгляд изнутри бывших адептов на неопротестантизм, это его осмысление с точки зрения служения ими православными священниками. Вы познакомитесь с действительно глубоким анализом качественных различий между Православием и протестантизмом, которого не достает православным апологетам, не бывшим в "шкуре" неопротестанта.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апологетика - защита христианской веры и Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru